Под колпаком у цензуры

Под колпаком у цензуры

Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт в ходе международной пресс-конференции подверг критике российские СМИ и опроверг некоторые сообщения информационных агентств. Он считает, что массовые беспорядки в Таллинне произошли не в последнюю очередь из-за необъективности российской прессы. Урмас Паэт, в частности,  обратил внимание прессы на то, что в сообщениях о кончине россиянина в Эстонии неверно была указана причина смерти: министр отметил, что смерть наступила в результате уличной поножовщины, а не деятельности эстонских правоохранительных органов. Он также назвал «полной ложью» и сообщение российского информационного агентства «Интерфакс» о том, что из эстонской полиции массово увольняются русскоязычные сотрудники.  Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»
Конституция Российской Федерации. Статья 29

I. «Единое информационное пространство»

1. Телеканал Russia Today официально объявил о расширении вещания в странах Европы. Начиная с 3 мая, этот государственный вещательный канал стал доступен более 750 тысячам зрителей в Бельгии и Нидерландах.
С запуском вещания в Бельгии и Нидерландах совокупный охват аудитории Russia Today на территории европейских государств приблизится к отметке 16 млн. абонентов. Таким образом, канал продемонстрировал менее чем за полгода 30-процентный рост по сравнению с показателями 2006 года.
«Рынок платного телевидения в Западной Европе традиционно отличается высоким уровнем конкуренции. Операторы тщательно формируют свое предложение, отдавая предпочтение только самому интересному и востребованному контенту. Тот факт, что Russia Today теперь доступен и в Нидерландах, и в Бельгии, свидетельствует о безусловном росте интереса европейских зрителей к новостям из России», — заявил руководитель службы распространения Russia Today Сергей Лисневский.
Напомним, что Russia Today — первый российский круглосуточный новостной канал на английском языке, ориентированный на глобальную аудиторию. Канал представляет российский взгляд на мировые события и события внутри России. Сетка вещания Russia Today состоит из блоков новостей политической и общественной жизни, экономики, культуры и спорта. C оценками событий и прогнозами в программах канала выступают ведущие эксперты, политики, государственные деятели. Russia Today постоянно получает актуальную видеоинформацию от собственных корпунктов по всему миру и ведущих мировых информационных агентств.

2. Журналистка  радиостанции «Русской службы новостей» (РСН) Анастасия Изюмская ушла с радиостанции в знак протеста против введения цензуры.
В открытом письме своему новому руководителю Александру Школьнику (он был назначен на эту должность 10 апреля) журналистка пишет, что покидает радио из-за грубого и непрофессионального вмешательства руководства в редакционную политику, из-за двойных стандартов и политической селекции новостей. Анастасия Изюмская утверждает, что новый руководитель откровенно пропагандирует деятельность Общественной палаты, членом которой является, а также партии «Единая Россия» и движения «Наши»,- говорится в ее письме.

3. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт в ходе международной пресс-конференции подверг критике российские СМИ и опроверг некоторые сообщения информационных агентств. Министр считает, что массовые беспорядки в Таллинне произошли не в последнюю очередь из-за необъективности российской прессы. «Для многих из них (участников беспорядков — ЦЭЖ) единственным источником информации была часть русскоязычных СМИ, которые, к сожалению, в течение долгого времени неадекватно отражали ситуацию в Эстонии и способствовали провокациям», — цитирует Delfi слова высокопоставленного эстонского чиновника.
Урмас Паэт, в частности,  обратил внимание прессы на то, что в сообщениях о кончине россиянина в Эстонии неверно была указана причина смерти: министр отметил, что смерть наступила в результате уличной поножовщины, а не деятельности эстонских правоохранительных органов. Он также назвал «полной ложью» и сообщение российского информационного агентства «Интерфакс» о том, что из эстонской полиции массово увольняются русскоязычные сотрудники.

4. Вновь созданная  Ненецкая телерадиовещательная компания (НТРК) получила официальный статус. Беломорское управление Росохранкультуры выдало свидетельство о регистрации НТРК в качестве средства массовой информации.
Одним из учредителей новой компании  стала окружная администрация. В этом году на содержание НТРК окружной бюджет выделил 34 млн. рублей.
Телевизионный канал компании называется «Нарьян-Марское телевидение», радиоканал — «Радио FM».  Сейчас готовится конкурсная документация для заключения государственного контракта на поставку необходимого оборудования.

5. 26–28 апреля в Москве работала Всероссийская конференция «Роль СМИ в реализации общенациональных социально-значимых программ в развитии регионов РФ». Руководитель крупнейшего регионального союза журналистов (Свердловская область) Дмитрий Полянин заострил внимание аудитории на том, что еще очень значительная часть российских СМИ принадлежит муниципалитетам или зависимым от них структурам, что серьезно сказывается на содержании этих средств массовой информации. «Есть два крюка, две беды, которые препятствуют развитию местных газет и телевидения: устаревшая система бюджетного финансирования СМИ муниципалитетами и возможность последних проводить свою кадровую политику в редакциях. Если в этих вопросах мы не найдем решений, то львиная доля информационного поля России будет принадлежать мелким чиновникам», — заявил  Дмитрий Полянин.

6. В Кузбассе создана Ассоциация пресс-служб правоохранительных и силовых структур
3 мая в Кемерово прошло учредительное собрание Ассоциации пресс-служб правоохранительных и силовых структур Кемеровской области. На базе регионального управления внутренних дел объединится работа пиар — структур прокуратуры, областных управлений МЧС, службы исполнения наказаний, судебных приставов, государственного народного контроля, налоговой, арбитражного суда, регионального отделения Союза ветеранов Афганистана и Кемеровское отдельное казачье общество.
Важным направлением совместной деятельности пресс-служб будет формирование положительного имиджа сотрудников правоохранительных и силовых структур. Предполагается, что предложенная форма взаимодействия в рамках ассоциации станет основой тесного сотрудничества пресс-служб всех ведомств, позволит в кратчайшие сроки решать возникающие проблемы, и в то же время облегчит журналистам сбор сведений при подготовке соответствующих материалов.
Как сообщается в подписанном меморандуме ассоциации, ее создание поможет развивать партнерство с журналистами, формировать гражданское общество, усилить роль правоохранительных структур и СМИ «как индикатора социальных проблем».

II. Цитаты недели

Заместитель председателя комитета Государственной думы по информационной политике Борис Резник к рейтингам организации Freedom House и Комитета защиты журналистов о свободе слова отнесся скептически. В интервью «Газете» он заявил, что эта оценка «крайне приблизительна». Депутат отметил, что «конечно, у нас есть проблемы… Российские СМИ необходимо обеспечить экономической независимостью, снизить НДС, ввести льготы по доставке своей печатной продукции в регионе. Но я все же думаю, что многие газеты и радиостанции не боятся высказывать свою позицию и печатать то, что они считают нужным». По его мнению, среди российских журналистов действительно существует цензура, но только не навязанная сверху, а добровольная. «Многим корреспондентам просто сподручнее быть подручными, — считает депутат. — И они сами без какого-то госзаказа пытаются изо всех сил ублажить власть».
Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов видит причину этих негативных отзывов о свободе слова в России в нежелании власти создавать необходимые экономические и правовые условия для независимости СМИ. «У нас замечательные законы, защищающие права журналистов, но на деле они соблюдаются лишь в отношении столичной прессы. Региональная власть использует любую зацепку для того, чтобы ликвидировать неугодное СМИ. Тем более что местные органы власти, как правило, сами и финансируют большинство региональных газет или каналов», — заявил «Газете» Михаил Федотов.

III. Конфликт недели

В Чите прекращена трансляция программ РЕН-ТВ. Официально это объясняется тем, что держателем лицензии на вещание по шестому федеральному каналу в Чите является телекомпания «Альтес» и теперь эта вещательная компания будет заполнять эфир самостоятельно. Основным собственником телеканала является областная и городская администрации.
Раньше «Альтес» имел несколько собственных программ, а основное время на канале занимали передачи РЕН-ТВ. «Альтес» самостоятельно выпускал программу местных новостей, две программы о позитивной деятельности областной администрации («Чайковского, 8») и мэрии («Десять минут в мэрии», «Вестник городской думы»), и несколько передач рекламного характера.
Заполняя собственными передачами около четырех часов вещания в день, канал давал в эфир передачи о чиновниках  три раза в сутки, с интервалом около часа. Теперь когда «Альтес» будет вещать с семи утра до часа ночи, эти  официальные программы, опасаются телезрители, будут прославлять работу властей в течение всего дня.
Общественность пребывает в недоумении. Если значительный пакет акций компании «Альтес» находится  у городской и областной администрации, то значит, он приобретен на деньги налогоплательщиков. Получается, что теперь налогоплательщики будут вынуждены искать новости в Интернете, а на деньги дотационных бюджетов содержать телеканал для чиновников?

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту