Туркменский бронепоезд

Туркменский бронепоезд

Туркменский бронепоезд

Новая фаза борьбы за энергетические коридоры восток-запад, вылившаяся в противостояние на Кавказе, все более настораживает руководство Туркменистана. Несмотря на декларируемые поводы для взаимных атак, вовлеченные стороны конфликта, стороны, поддерживающие и подталкивающие Грузию к установлению полного контроля над своими территориями, имеют в виду только одно – принятие Грузии в НАТО, соответственно обезопасив ее территорию в качестве единственного коридора, соединяющего Каспийский и Центральноазиатские регионы с их существующими перспективными запасами нефти и газа с бассейном Средиземного моря, а далее – везде. Все стенания о покушениях на грузинскую демократию со стороны грузинского руководства и стран Запада, равно как и проявления заботы и защиты российских граждан со стороны России являются лишь дымовой завесой для стычек при формировании нового расклада сил в кавказско-центрально-азиатском регионе. Главный приз в этой игре – это контроль над энергоресурсами Центральной Азии и транзитными коридорами, идущими через Кавказ.
Зная манеру поведения грузинского лидера трудно заподозрить его в приверженности «западным демократическим ценностям». Его визиты в азиатские сатрапии за газом и нефтью, его откровенное восхищение методами руководства страной Назарбаева, преклонение перед мудростью почившего Ниязова, как и присутствие на инаугурации Бердымухамедова мало соответствуют имиджу записного демократа. Ему нужен транзит через Грузию туркменского газа и казахской нефти. И это единственное, что может гарантировать защиту его власти странами Запада. И вовсе не принципы демократии движут Саакашвили. Точно также чрезвычайно трудно заподозрить руководство России в искренней заботе о своих гражданах и соотечественниках, что послужило оправданием ввода войск в Грузию. В 2003 году, после отмены Туркменистаном режима двойного гражданства и начала фактической дискриминации граждан России в Туркменистане, руководство Российской Федерации сделало лишь несколько вялых шагов, да и то ради того, чтобы успокоить общественное мнение в самой России, а не решить судьбу соотечественников в Туркменистане. На кону был большой договор о поставках больших объемов газа.
Несмотря на то, что сама Россия постаралась всячески снизить остроту проблемы, даже отрицать ее существование, как выражаются, «конфликтный потенциал» у этой проблемы остался. Хорошо понимают это и власти Туркменистана. В проект новой редакции конституции страны без изменений из предыдущей редакции перекочевала статья, в которой Туркменистан не признает у своих граждан наличие гражданства других стран, тем самым, отрицая все возможные претензии со стороны России об ущемлениях граждан РФ, проживающих в Туркменистане. И именно России, ведь с другими странами у Туркменистана подобных договоров нет.
И именно то, чего так опасались и опасаются власти Туркменистана, случилось в Южной Осетии. Россия под предлогом защиты своих граждан применила военную силу, фактически лишив суверенитета Грузию. При этом туркменские власти хорошо отдают себе отчет в том, что никакие инструменты ООН и международного права не могут служить надежной защитой от подобного вмешательства во внутренние дела страны. Наоборот, гуманитарная составляющая «защиты прав своих граждан» пойти на такие шаги. А существующий статус постоянного и позитивного нейтралитета, самопровозглашенный Туркменистаном и принятый к сведению ООН, в случае педалирования нарушений прав граждан России в Туркменистане не будет являться 100-процентной защитой от давления или иного вмешательства.
Не полагаясь на международные гарантии независимости и суверенитета, власти Туркменистана не придумали ничего иного, как продемонстрировать свою военную мощь и боеготовность. В первую очередь этот посыл был направлен в сторону российских властей. Президент Туркменистана срочно вылетел в западный район страны, где еще с советских времен располагается крупная военная база. Там, под прицелом видеокамер, он осмотрел и оценил, как смог, боеготовность войск, даже прокатился на танке. Днем позже он посетил одну из пограничных застав, где был запечатлен стреляющим из автомата. Все эти события сопровождались массированной пропагандистской кампанией в СМИ, призывающей, если что, встать на защиту независимости своей страны.
Такого откровенного и публичного бряцания оружием история Туркменистана еще не знала. Все военные учения до этого носили плановый исключительно характер, в их подготовке и проведении делался акцент на «антитеррористическую» направленность, нежели на отражение внешних угроз. Но сейчас миру были явлены туркменские арсеналы, предназначенные на ведение полномасштабных военных действий. Не беда, что основной парк техники на вооружении туркменской армии составляет оставленные резервы Советской Армии. На прошедшем смотре было продемонстрировано, что все находится в работоспособном состоянии. Во всяком случае, все машины были заново выкрашены и могли передвигаться своим ходом. При этом туркменская пропаганда, описывая арсеналы армии, называет их только как «самые современные», «самые мощные». Перечисленные же в туркменских СМИ названия систем вооружений, ничего, кроме улыбки вызвать не могут. Самоходные гаубицы «Гвоздика» и «Акация», реактивные системы залпового огня «Град» и «Ураган», оперативно-тактический ракетный комплекс «Скад», зенитно-ракетный комплекс «Оса», зенитная самоходная установка «Шилка», тактическая ракета «Луна-М» - все это является образцами техники 60-80-х годов прошлого века. Говорить же о военной выучке и способности туркменских военных управлять всей этой техникой не имеет смысла – никакого планомерного обучения и подготовки военных кадров в Туркменистане не производилось, разве что для парадов и учений. Многочисленные инциденты на тех же учениях говорят сами за себя. Этой весной при показательной артиллерийской стрельбе на учениях на одном из полигонов западнее Ашхабада, едва не был уничтожен цементный завод, и только по случайности обошлось без человеческих жертв и разрушений, снаряды пролетели выше. Несколько лет назад, на учениях в районе города Красноводска (Туркменбаши) боевая ракета едва не поразила трибуну с иностранными наблюдателями.
Степень озабоченности туркменских властей возможным вовлечением страны в противостояние между Россией и Западом стала столь высока, что министерству обороны было поручено в срочном порядке разработать все возможные сценарии развития ситуации. Оценив боеготовность войск на западном направлении, единственном, с которого в складывающихся обстоятельствах возможна агрессия, туркменские власти перенесли свое внимание на международный аэропорт Ашхабада. Дело в том, что уже более семи лет туда постоянно приземляются большегрузные транспортные самолеты военно-воздушных сил США для доставки грузов в Афганистан. Езды от аэропорта до президентского дворца около 15-ти минут и до разгрузки самолета никто не знает, что находится у него внутри – заявленный гуманитарный груз или штурмовые бригады. В настоящий момент власти в экстренном порядке стараются решить и этот вопрос – или закрыть аэропорты Туркменистана для приема военных самолетов США совсем, либо перенести места их посадки подальше от столицы. Тем более, что негативный опыт взаимодействия с американскими военными у туркменских властей уже есть. Несколько лет назад, без разрешения туркменской стороны, американский военный самолет, взлетев из Омана, приземлился на одной из трасс восточнее Ашхабада для экстренной эвакуации попавшей в автомобильную аварию военной миссии, возвращавшейся из Афганистана. Тогда этот инцидент не получил публичной огласки, американская сторона сослалась на то, что проводит операцию в Афганистане, имея мандат ООН, а туркменская сторона просто не захотела расписываться в своей беспомощности.
Туркменское руководство бездарными дипломатическими маневрами загнало само себя в тупик, что сейчас привело к необходимости принятия срочных решений. Но ничего мудрее туркменские власти придумать не смогли, как выкатить старый бронепоезд с запасного пути.

Мухаммед Бердыев, Ашхабад

Оценить статью
(0)