Евгений Комиссарчук: «Премьер, похожий на будущий курс правительства».

Евгений Комиссарчук: «Премьер, похожий на будущий курс правительства».

Удивление политиков и политологов по поводу кандидатуры М.Фрадкова в качестве нового премьера не должно заслонять главный вопрос: каким будет курс нового правительства. Никто, похоже, не сомневается, что этот курс останется либеральным. Зачем же тогда надо было менять М.Касьянова на М.Фрадкова?

Комментарии по этому поводу сводятся к следующему. В.Путину нужен был на посту премьера "высокопрофессиональный человек", но не самостоятельный политик. Убирая М.Касьянова, глава государства решал именно эту проблему, не ставя задачу сменить курс правительства. Руководить премьером теперь скорее всего будут из Кремля.

Не оправдались ожидания "единороссов", что следующее правительство будет "партийным" и что именно их представитель станет вторым лицом в государстве. Но это может означать и готовность главы государства взять на себя в дальнейшем всю ответственность за руководство страной.

Первые заявления М.Фрадкова дают основания предполагать, что он не будет самостоятельно формировать правительственную команду. Не исключено, что в его кабинете вновь окажутся Кудрин, Греф, Христенко, которые продолжат либеральный курс, но с определёнными коррективами. Ожидается, что деятельность нового правительства будет больше ориентирована на дальнейшую интеграцию России в мировую экономику, усилится внимание к Европе, самостоятельность министров экономического блока, сокращён аппарат правительства и количество ведомств.

Среди политологов преобладает мнение, что взгляды М.Фрадкова близки к воззрениям силовиков в окружении президента и даже высказывается мнение, что кандидатура М.Фрадкова была предложена главе государства самим С.Ивановым, первым заместителем которого М.Фрадков работал в Совете безопасности РФ с мая 2000 г. по март 2001 г. Действительно, в отличие от М.Касьянова новый премьер считается сторонником усиления государственного контроля за экономическими процессами в стране. Известно также, что на посту главы Федеральной Службы налоговой полиции он ещё в январе 2002 г. выступал за ужесточение наказания для неплательщиков налогов, вплоть до конфискации имущества юридических лиц, совершивших налоговые преступления в особо крупных размерах, а также имел прямое отношение к сбору информации о компании ЮКОС.

Кандидатура М.Фрадкова рассматривается как компромисс между "семейными" и "питерскими". Компромиссной она должна стать и для Запада, который увидит в М.Фрадкове, работавшего в 1991-1992 гг. заместителем постоянного представителя России при ГАТТ /в настоящее время ВТО/, а с июня 2003 г. специальным представителем президента РФ при ЕС, преемственность либерального курса России.

Скептически отнеслись к назначению М.Фрадкова все фракции Госдумы, за исключением "единороссов", которые готовы утвердить его кандидатуру уже 5 марта с.г. По словам Г.Зюганова, "с назначением М.Фрадкова укрепляется ещё одна финансовая группа, с которой В.Путин должен считаться" /М.Фрадков был заместителем П.Авена в МВЭС, т.е. считается "человеком "Альфа-групп""/. По мнению лидера фракции "Родина" С.Глазьева, "Путин... расставляет людей, которые без его согласия не сделают и шага". Лидер ЛДПР со своей стороны полагает, что "Фрадков работал в торговле, а там все жулики".

В любом случае отрадно, что ещё до президентских выборов электорат узнал премьера, похожего на будущий курс страны.

 

Е.Комиссарчук,

член Коллегии военных экспертов.

 

 

Оценить статью
(0)