Генрих Панфилов: «При помощи США Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия сформировали явно антироссийский союз ГУУАМ»

Генрих Панфилов: «При помощи США Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия сформировали явно антироссийский союз ГУУАМ»

Несмотря на недавние уверения госсекретаря К.Пауэлла в полном отказе США от восприятия России в качестве врага, она продолжает оставаться для Америки главным оппонентом и препятствием на пути реализации геополитических амбиций Вашингтона, особенно в такой весьма чувствительной для Москвы зоне, как постсоветское пространство.

В разворачивающейся здесь большой игре Кремль и Белый дом преследуют прямо противоположные цели. Россия стремится удержаться в бывших союзных республиках, создать возможности для их политической, экономической и военной интеграции. Америка же делает все для вытеснения России с постсоветских окраин и предотвращения их сплочения вокруг Москвы. Открытой конфронтации нет, но за кулисами борьба за раздел сфер влияния явно усиливается. В Вашингтоне уже почти не слышны голоса тех, кто предлагал «отдать» Москве на откуп бывшую советскую периферию в обмен на благожелательный нейтралитет России в зоне стратегических американских интересов.

Г-н Пауэлл во время московского визита расценил как безосновательные упреки в том, что США якобы «окружают Россию», расширяя НАТО и закрепляясь в пограничных с ней государствах. Настаивая на скорейшем выводе российских военных баз из Грузии и Молдовы, он заверял, что американцы, в свою очередь, не будут размещать там свои базы.

Искренность этих заявлений не может не вызывать сомнений по двум причинам. Во-первых, свежи еще в памяти так и не выполненные обещания бывших американских президентов не двигать НАТО к российским границам.

Во-вторых, новая доктрина размещения вооруженных сил США за рубежом «places not bases» подразумевает постепенный отход от практики создания в стратегически важных районах баз «классического» типа с многочисленным контингентом войск, громоздкой системой управления и обеспечения. Главная роль отводится оборудованию «временных объектов», т.е. мест для возможного базирования, куда при необходимости в любой момент можно перебросить силы быстрого реагирования.

Думается, именно такой вариант будет активно осуществляться американцами при освоении постсоветского пространства в рамках налаживания военного сотрудничества со странами СНГ, в том числе и под флагом борьбы с терроризмом.

Предпосылки для того создаются. При помощи США Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия сформировали явно антироссийский союз ГУУАМ.

Военные базы и объекты США внедряются на территорию Киргизии и Узбекистана. Расширяется военно-техническое сотрудничество с Казахстаном. Активность проявляют американские военные в Грузии, Азербайджане, Таджикистане и Туркмении.

Идет подготовка к третьему, «Киевскому» (по Бжезинскому) этапу расширения НАТО, который охватит Украину, Азербайджан, Грузию и другие бывшие республики СССР.

Близка реализация далеко идущей идеи привлечения вооруженных сил альянса, в первую очередь американских, для охраны нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум на азербайджанском и грузинском участках. Кстати, осуществление этих активно продвигаемых Вашингтоном проектов значительно ослабляет экономическое влияние Москвы в Закавказье, создает новую систему международных нефте- и газопотоков в обход России, меняет не в ее пользу геоэкономическую и геополитическую ситуацию на Каспии.

Важная роль отводится американцами оказанию воздействия на развитие внутриполитической ситуации в странах СНГ, влияния на процессы, связанные со сменой их лидеров и политических элит.

Удачными признаны в Вашингтоне шаги, предпринятые для направления в нужное ему русло событий в Баку и Тбилиси.

В этом году главным политическим событием в рамках СНГ станут выборы президента Украины. Не без оснований рассматривая ее как единственный реальный противовес России на постсоветском пространстве и ключевой элемент возможного «санитарного кордона» вокруг Московии, США открыто делают ставку на отстранение от кормила власти Кучмы и победу на выборах их фаворита Виктора Ющенко.

В преддверии выборов в Молдавии рука дяди Сэма усматривается в отказе Кишинева от принятия российского плана молдавско-приднестровского урегулирования. Полем борьбы за влияние в Средней Азии становится Киргизия, где в ближайшее время столкнутся на выборах верховной власти кандидаты, придерживающиеся различных акцентов во внешней политике.

Ревниво следят в Вашингтоне за интеграционными инициативами Москвы в СНГ. Противодействие им осуществляется в немалой степени через прозападную элиту или в странах Содружества (Украина, Грузия, Молдавия), или же в Москве (проблема Союза России и Белоруссии).

В то же время отношение в странах СНГ к американской экспансии неоднозначно. Как отмечают эксперты, события в Грузии явились тревожным звонком для многих постсоветских лидеров, даже для тех, кто понимает, что сценарий «бархатной революции» в их странах неосуществим. Вмешательство США во внутренние дела других стран может реализовываться и в иных формах. Все это порождает у них настороженность по отношению к США, которые к тому же демонстрируют, что и союзники они ненадежные. Фактически брошено на произвол судьбы созданное при их поддержке афганское правительство. В Грузии Вашингтон без лишних сантиментов сдал своего верного слугу Шеварднадзе. Ошибки Буша в Ираке подняли на новый уровень традиционно сильную в исламском мире ненависть к Америке.

Усилению американского влияния на постсоветском пространстве мешают и многовековые связи народов бывших союзных республик с Россией в экономической, культурной, да и чисто бытовой сферах. Значительная часть их населения с сожалением восприняла распад Советского Союза. Это обстоятельство, как представляется, должно учитываться Москвой при разработке системы мер, направленных на противодействие экспансионистским устремлениям США в странах СНГ. Немаловажную роль в этом деле должно играть обучение в российских гражданских и военных вузах кадров, которые станут в своих странах лоббистами сближения с Россией, хотя бы исходя из собственных чисто профессиональных интересов.

Важнейшим перспективным аспектом многостороннего сотрудничества стран СНГ является экономика. Традиционная, исторически сложившаяся отраслевая координация в сферах торговли, производства, транспорта, связи, энергетики должна служить дальнейшему развитию и упрочению экономических связей между государствами-соседями. Упрочению позиций России на постсоветском пространстве и противодействию стремлению США вытеснить ее отсюда способствовало бы превращение созданных в рамках СНГ экономических и оборонных объединений в эффективные рычаги взаимовыгодной региональной кооперации. Задача эта не из легких. Нельзя не учитывать присущее большинству лидеров бывших союзных республик желание играть на российско-американских противоречиях, ставить свои узкие интересы выше интересов Содружества. Политику Москвы на постсоветском пространстве должны определять гибкость и прагматизм в отношениях со странами СНГ.

 

Генрих Сергеевич Панфилов,

член Коллегии военных экспертов.

 

 

Оценить статью
(0)