У тех, кто любит и ценит музыку, недавно появилась возможность познакомиться с еще одним именем. Это Хава Ахмадова — режиссер, автор текстов, клипмейкер и теперь уже — поющая актриса. На днях вышел ее первый альбом «Сан син урамаш» («Улицы моей души»). Музыку для ее песен написали известные композиторы Али Димаев и Сейда Ахмадова, а также популярная певица Марем Ташаева.
Поющая актриса
Впрочем, говоря о знакомстве с новым именем, я не имею в виду знакомство непосредственно с Хавой Ахмадовой, — ее имя давно и хорошо знакомо любителям искусства. Не случайно, представляя на суд слушателей новую работу коллеги, заслуженная артистка РФ, народная артистка Чеченской Республики Зулейхан Багалова написала: «Хава Ахмадова до недавнего времени публике была известна как актриса театра, режиссер. В последнее время она громко заявила о себе как
По признанию многих, ее песни не похожи ни на чьи другие, и в этом плане они занимают свою, особую нишу. Вероятно, работая над ее песнями, композиторы учитывали, что Хава — человек актерской профессии. Каждый из них, несомненно, слышал, как классно она читает стихи. Соответственно, подбирали музыку под ее бархатный тембр, особую манеру исполнения. Поэтому вы услышите не просто пение, скорее всего, это своеобразный разговор со слушателем, откровение.
В чеченский драматический театр Хава Ахмадова пришла в конце восьмидесятых. Ее самая первая роль — Дадин Айбика в трагедии «Дай баьхна латта» («Земля отцов»). Это был героический образ, соответственно, и персонаж зрителям запомнился. После такого «боевого крещения» режиссеры не опасались доверить Хаве и другие заметные роли.
На режиссерском поприще
Один такой опыт у нее случился в Нальчике четыре года назад, когда Хава решила поставить спектакль на чеченском языке «Сны о родине». У этого спектакля не было традиционных афиш, не было той помпезности, которая присутствует при всякой премьере. Просто
Люди за последнее десятилетие истосковались по родному языку, по своей культуре. И их ожидания оправдались. При том, что основная масса задействованных в спектакле людей (в том числе и дети), — были не профессиональные артисты, а беженцы из палаточных городков Ингушетии.
Конечно, здесь присутствовала известная доля риска — участники спектакля никогда не играли на настоящей сцене. И позволить себе такой шаг мог только очень уверенный в себе человек и настоящий профессионал. У Хавы хватило сил и режиссерского таланта на то, чтобы спектакль состоялся.
Особо запомнилась вторая часть драмы — «Строительство башни», которая вобрала в себя глубокий философский смысл, наглядно показывая, насколько трепетно, несуетливо относились предки вайнахов к самому процессу строительства башни, этого прибежища людей, вынужденных жить в суровых условиях высокогорья. Человек сугубо городской, Хава, тем не менее, сумела передать главный смысл: башня для семьи вайнаха была не только местом, где он обитал, но и показателем того, насколько крепка его семья, сумевшая вместе, сообща выстроить вот такого исполина.
И еще. В 2003 году участники спектакля «Дети в ночи» (автор пьесы М.Ахмадов) стали лауреатами фестиваля «Дорога добра», проходившего в Воронеже. В качестве режиссера спектакля выступила Хава Ахмадова, которая впервые рискнула задействовать в спектакле непрофессиональных артистов. Сколько режиссерского таланта и обычного человеческого терпения нужно было хватить, чтобы, задействовав в спектакле детей из палаточных городков, сделать так, чтобы зрители принимали их, как настоящих артистов?!
«Сан дай баьхна латта»
Менее года назад вышел в свет альбом с таким названием. В нем — песни на слова Магомеда Дикаева. И мало кто знает, что возможностью иметь у себя дома почти все хиты семидесятых мы обязаны Хаве Ахмадовой.
Пару лет назад она поставила перед собой почти невыполнимую задачу — собрать все песни на стихи Магомеда Дикаева и выпустить альбом. Я не утрирую, говоря о невыполнимости этой задачи. Дело в том, что многие стихи Магомеда Дикаева значились как народные. Так и пишут, музыка
Ее идея удалась! И стихи обрели своего автора. Отныне слушатели будут знать, что звучат песни на стихи Магомеда Дикаева, большого мастера слова. Мастера, который никогда не фальшивил, писал не ради славы, а для души, по ее зову. Но при этом выражая наши самые сокровенные мысли.
Позже был вечер памяти, посвященный юбилею поэта. Близок к завершению
- Пусть слушают, пусть вспоминают, пусть знают, что жил среди нас такой Поэт, — говорит Хава.
Клипмейкер
В этом качестве Хава впервые себя попробовала, когда вместе с Марем Ташаевой готовила сольный концерт в качестве продюсера певицы. Это было в Нальчике, и, на мой взгляд, это был достаточно амбициозный проект. Дело в том, что концерт готовился за пределами республики, готовился практически на пустом месте, то есть не было спонсора, который взял бы на себя необходимые расходы. А расходы были немалые. Тот, кто занимался устройством подобных концертов, прекрасно знает, в какие траты все это может вылиться и как велик риск просто провалить концерт. Но это все — дела закулисья. А на деле получился красивый
Во-первых,
Очень трепетно относится Хава к композитору Сейде Ахмадовой (они однофамилицы). Хотя ее песни в исполнении самых разных авторов звучат давно, в этот вечер имя Сейды запомнилось музыкой к песне «МухIажарийн илли» («Песня переселенца») на слова Мусы Ахмадова. Пронзительные слова песни, гениальная музыка, талантливо сделанный клип и вдохновенное исполнение Марем Ташаевой — именно так предстала перед зрителями эта очень заметная работа. Исполнение было удачно дополнено не менее гениальным клипом Хавы Ахмадовой. Теперь клипмейкерство стало еще одной гранью ее творчества.
Писать стихи для песен — это забава, а художественное чтение — потребность души
Вот уж правы те, кто говорит, что
Есть у Хавы Ахмадовой еще одно пристрастие — художественное чтение. Сначала читала стихи детям. По мере того, как они вырастали, менялся репертуар. Иногда удавалось
Как итог этой многотрудной работы, на свет появились диски с записями чеченских народных сказок, а также сказок народов мира. Сотрудничество актрисы с радиостанцией продолжается, и, возможно, мы скоро узнаем о новых реализованных проектах.
Амика, Ашута, Каляка, Кема и Абука
Это домашние имена пятерых детей Мусы и Хавы Ахмадовых. А на самом деле имена звучат так: Аминат, Айшат, Хеда, Абдулкерим и Абдурахман.
Мне кажется, при всех творческих успехах, главное свое предназначение Хава успешно реализовала.
- Амике надо купить заколку. Не тяжелую. Не блестящую, — это начало монолога самой с собой, который начинается с того момента, как Хава переступает порог магазина.
- Ашута у нас достаточно терпима к моему вкусу. Только вот не любит, когда в наследство от старшей ей
- Проблем с Калякой у нас не бывает никогда — что купишь, то и будет носить, — это о младшей из дочерей. Ей Хава прочит артистическое будущее — все задатки налицо.
- Чуть не забыла. Давно хочу купить для Кемы
Но воспитание детей — это не только покупка необходимых вещей. Это великий труд, так до конца и не оцененный. Иногда кажется, о каком творчестве может идти речь, когда у тебя столько нигде и никем не прописанных обязанностей! Когда текст для песни пишется
- Семья — это все. Выше семьи нет ничего, — считает Хава.
Ее не тяготят обязанности многодетной мамы. Наоборот, -вдохновляют. С юмором относится, когда слышит иногда: «Она же замужняя женщина! Зачем ей петь на эстраде?» С юмором спрашивает: «Мне что, надо сначала развестись, чтобы заняться творчеством?» И с нарочито наигранной решительностью: «Не дождетесь!».
На самом деле, ее песни возникли не потому, что ей нужна была певческая карьера. Это, скорее всего, стремление выразить состояние души. Сами убедитесь: каждая ее песня — это маленькая роль.
А в будущем Хава видит себя в театре. И еще ее привлекает кинорежиссура. В скором будущем готовится поставить спектакль. Определилась с рабочим материалом. Какой — пока не называет.
От себя добавлю, что, скорее всего, это будет пьеса ее мужа народного писателя Мусы Ахмадова. Думаю, спектакль будет на родном языке.
Это я так думаю…