Строительство моста через Керченский пролив советское руководство планировало начать еще в 30-х годах прошлого века. Но помешала война. В начале 1943 года такую же идею высказал немецкий министр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер. И к лету по приказу Гитлера начала действовать канатная дорога протяженностью более чем в пять километров, по которой переправлялись материалы для сооружения моста. Советские разведчики доложили об этом Сталину, и тот запретил бомбардировку данного участка.
В апреле 1944 году Крым был освобожден от фашистских оккупантов, и уже наши специализированные организации продолжили столь грандиозное строительство. В этих работах, как известно, использовался и труд заключенных. И вот в условиях военного времени всего за 150 дней был сооружен 4,5-километровый железнодорожный мост. Для пролетов и свайных опор использовался трофейный металл, оставленный во время отступления гитлеровцами и который предназначался для возведения автомагистрали.
Мост просуществовал всего три месяца. Его снесли льды, нагнанные февральским ветром из Азовского моря. Причем буквально за несколько дней до разрушения по нему прошел поезд с советской делегацией, возвращавшейся в Москву с Ялтинской конференции. Восстанавливать мост не стали, а разборка оставшихся опор длилась целых 23 года. Взамен в 1953 году между Крымом и Краснодарским краем открыли паромную переправу, которая действует и в наши дни.
Мы уже писали, что после распада СССР о возможности постройки моста через Керченский пролив неоднократно высказывали как российские, так и украинские руководители. До кризиса и до известных событий на Украине данный проект оценивался в $ 480 млн. Его реализация намечалась к 2014 году, но…
В связи с возвращением Крыма в состав российской Федерации и ухудшением российско-украинских отношений – резкое сокращение транспортного сообщения, энергетическая, продуктовая и водная блокада полуострова - сооружение моста вновь приобрело стратегическое значение. И все же, многие специалисты были против этого строительства, поскольку транспортный переход оказывается в зоне сразу нескольких активных разломов. Более того, при сейсмической опасности в 10 баллов, к которой отнесен данный регион, возводить подобные объекты категорически нельзя. Ко всему прочему, дно Керченского залива заилено на глубину 70-100 метров, кругом - большое количество грязевых вулканов и оползневых участков. И наконец, этот район пока полностью не изучен археологами, здесь располагается природный заказник, на территории которого произрастают редкие растения и обитают краснокнижные животные.
Словом, все обстоятельства были против этой стройки. Она потребует поистине космических затрат и немало времени. И тем не менее недавно Государственная комиссия одобрила проект и выдала разрешение на начало основных работ. Мост будет самым протяженным в России – 19 километров. По нему пройдут и железнодорожная и автомобильная магистрали.
Первоначально общая стоимость проекта составляла более 280 миллиардов рублей. Руководство страны призвало всячески минимизировать затраты. По мнению ученых, мост может обойтись дешевле на 20%. Постановлением правительства была определена сумма в 228,3 миллиарда рублей. После проверки сметы, выяснилось, что достаточно и 212 миллиардов. К тому же, еще на стадии проектирования генеральному подрядчику удалось сэкономить почти 680 миллионов рублей. Кроме того, в целях удешевления проекта власти полуострова решили при возведении Керченского моста использовать обломки недостроенной Крымской АЭС - от этой станции отказались после аварии на Чернобыльской АЭС.
Сегодня действует первый рабочий вспомогательный мост, соединивший Тамань с островом Тузла. Еще два подобных сооружения – от острова Тузла до судоходного канала и от канала до Керчи - скоро войдут в строй. Они необходимы для строительства основного транспортного перехода. Чтобы сократить время, работы проводятся как со стороны Кубани, так и со стороны полуострова Крым. Они ведутся одновременно на восьми участках. По утверждению чиновников, рабочее движение по Керченскому мосту откроют в декабре 2018 года, а полностью в эксплуатацию его введут в 2019-м. Правда, некоторые эксперты высказали по этому поводу сомнение…
Руслан ИГНАТЬЕВ-ИЖЕВСКИЙ