КЕРЧЕНСКИЙ МОСТ "СТРОИЛИ" БОЛЕЕ 70 ЛЕТ

КЕРЧЕНСКИЙ МОСТ "СТРОИЛИ" БОЛЕЕ 70 ЛЕТ

КЕРЧЕНСКИЙ МОСТ "СТРОИЛИ" БОЛЕЕ 70 ЛЕТ

Строительство моста через Керченский пролив советское руководство планировало начать еще в 30-х годах прошлого века. Но помешала война. В начале 1943 года такую же идею высказал немецкий министр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер.  И к лету по приказу Гитлера начала действовать канатная дорога протяженностью более чем в пять километров, по которой переправлялись материалы для сооружения моста. Советские разведчики доложили об этом Сталину, и тот запретил бомбардировку данного участка.

ыы

В апреле 1944 году Крым был освобожден от фашистских оккупантов,  и уже наши специализированные организации  продолжили столь грандиозное строительство. В этих работах, как известно, использовался и труд заключенных.  И вот в условиях военного времени всего за 150 дней был сооружен 4,5-километровый железнодорожный мост.  Для пролетов и свайных опор использовался трофейный металл, оставленный  во время отступления гитлеровцами и который  предназначался для возведения  автомагистрали.

Мост просуществовал всего три месяца.  Его снесли  льды, нагнанные февральским  ветром из Азовского  моря.  Причем буквально за несколько дней до разрушения по нему прошел поезд с советской делегацией, возвращавшейся в Москву с  Ялтинской конференции.  Восстанавливать мост не стали, а разборка оставшихся опор длилась целых 23 года.  Взамен в 1953 году между Крымом и Краснодарским краем открыли паромную переправу, которая действует и в наши дни.

     Мы уже писали, что после распада СССР о возможности постройки моста через Керченский пролив неоднократно  высказывали как российские, так и украинские руководители.  До кризиса  и до известных событий на Украине данный проект оценивался в $ 480 млн. Его реализация намечалась к 2014 году, но…

В связи с возвращением Крыма в состав российской Федерации и ухудшением российско-украинских отношений – резкое сокращение транспортного сообщения, энергетическая, продуктовая и водная блокада полуострова  -  сооружение моста вновь приобрело стратегическое значение.  И все же, многие специалисты были против этого строительства, поскольку  транспортный переход оказывается в зоне сразу нескольких активных разломов.  Более того, при сейсмической опасности в 10 баллов, к которой отнесен данный регион,  возводить подобные объекты категорически нельзя.   Ко всему прочему, дно Керченского залива заилено на глубину 70-100 метров, кругом - большое количество грязевых вулканов и оползневых участков.  И наконец, этот район пока полностью не изучен археологами, здесь располагается природный заказник, на территории которого произрастают редкие растения и обитают краснокнижные животные.

Словом, все обстоятельства были против этой стройки. Она потребует поистине космических затрат и немало времени.  И тем не менее недавно Государственная комиссия одобрила проект и выдала разрешение на начало основных работ.  Мост будет самым протяженным в России – 19 километров. По нему пройдут и железнодорожная и автомобильная магистрали.

Первоначально общая стоимость проекта составляла более 280 миллиардов рублей. Руководство страны призвало всячески минимизировать затраты. По мнению ученых,  мост может обойтись дешевле на 20%. Постановлением  правительства была определена сумма в  228,3 миллиарда рублей.  После проверки сметы, выяснилось, что достаточно и  212 миллиардов.  К тому же, еще на стадии проектирования генеральному подрядчику удалось  сэкономить  почти 680 миллионов рублей. Кроме того, в целях удешевления проекта  власти полуострова решили при возведении Керченского моста использовать обломки  недостроенной Крымской АЭС -  от этой станции отказались после аварии на Чернобыльской АЭС. 

ыыы

 Сегодня действует первый рабочий вспомогательный мост, соединивший  Тамань с островом Тузла. Еще два подобных сооружения – от  острова Тузла до судоходного канала и от канала до Керчи -  скоро войдут в строй.  Они необходимы для  строительства основного транспортного перехода. Чтобы сократить время, работы проводятся как со стороны Кубани, так и со стороны полуострова Крым.  Они ведутся одновременно на восьми участках.  По утверждению чиновников, рабочее движение по Керченскому  мосту откроют в декабре 2018 года, а полностью в эксплуатацию его введут в 2019-м. Правда, некоторые эксперты высказали по этому поводу сомнение…

     Руслан ИГНАТЬЕВ-ИЖЕВСКИЙ

Автор
Оценить статью
(0)