Грузия: противостояние продолжается

Грузия: противостояние продолжается

Грузия: противостояние продолжается
Начиная с 9 апреля, в Грузии с разной степенью интенсивности проходят акции протеста оппозиции с требованиями отставки президента Михаила Саакашвили. Почти сразу же изъявивший готовность сесть за стол переговоров с протестующими глава государства пока ничего не добился. Большинство оппозиционеров называет главным условием диалога отставку президента, Михаил Саакашвили же готов обсуждать с ними конституционные реформы и другие политические вопросы, однако уходить со своего поста до истечения срока президентских полномочий  не собирается, о чем он заявил сразу после начала акций протеста.
В минувшее воскресенье встреча Михаила Саакашвили с лидерами оппозиции все же состоялась. В переговорах от оппозиции участвовали лидер «Альянса для Грузии» Ираклий Аласания, бывший кандидат в президенты Леван Гачечиладзе, лидер «Национального форума» Каха Шартава и лидер партии «Путь Грузии» Саломе Зурабишвили.
Судя по всему, Михаил Саакашвили остался встречей с представителями оппозиции доволен. По ее итогам он заявил, что власти Грузии и оппозиция могут создать совместную комиссию, которая разработает сбалансированную конституционную модель. В ней, по словам Саакашвили, будет место для сильного президента и парламента, а также для независимого суда. При этом президент Грузии подчеркнул, что возглавить комиссию может представитель оппозиции.
Кроме того, Саакашвили готов пойти и на другие уступки оппозиции. В частности, президент Грузии предложил своим соперникам «справедливое» количество мест в наблюдательном совете общественного телевидения, а также создать на базе телеканала «Меоре архи» место для выступлений различных политических групп. Саакашвили также пообещал, что власти готовы прекратить начатые в отношении митинговавших оппозиционеров расследования. «Власти не хотят кого-то загонять в угол и чтобы кто-то имел ощущение, что у него нет завтрашнего дня и поэтому нет пути назад», - пояснил президент Грузии.
Однако лидеры оппозиции считают, что встреча закончилась безрезультатно. В тот же вечер оппозиционеры вышли к своим сторонникам, собравшимся перед зданием парламента. По некоторым оценкам, на проспект Руставели пришло не менее десяти тысяч человек. Обратившись к ним, Саломе Зурабишвили заявила, что Саакашвили абсолютно неадекватно реагирует на создавшийся кризис. По ее словам, президент считает, что в стране нет кризиса, что оппозиция искусственно создала акцию 9 апреля, что он выиграл войну с Россией и что эта война все еще продолжается.
«Саакашвили живет в своем виртуальном мире и не считает, что в стране кризис. Он обещал нам какие-то посты во власти и сказал, что мы должны использовать эту возможность получить должности, как это сделал Георгий Таргамадзе. Он и те люди, которые рядом с ним сидели, абсолютно нереально смотрят на ситуацию в стране, и я не смогу их переубедить», – заявила Зурабишвили.
Она назвала президента и его команду «виртуальной властью». «Мы еще раз поняли, что это виртуальные власти, так как они не понимают, что страна доведена до полного политического кризиса и единственный выход для всех – это отставка президента. Наши позиции различны не только по вопросу отставки, но и по вопросу самого существования кризиса», - подчеркнула лидер партии «Путь Грузии».
Она рассказала, что представители оппозиции предложили президенту сместить ряд представителей руководства силовых структур, в частности, были названы имена Мерабишвили, Ахалая и  Кодуа (глава МВД, его заместитель и руководитель оперативного департамента). «Когда президент ответил нам, что Кодуа – герой, мы убедились, что власти считают, что в стране ничего особенного не происходит, и мы решили, что диалог исчерпан», - заключила Зурабишвили.
Леван Гачечиладзе также подтвердил, что Михаил Саакашвили и лидеры оппозиции совершенно по-разному воспринимают сложившийся в Грузии кризис.  «У нас диаметрально различное восприятие этого кризиса. Саакашвили считает, что все очень хорошо, а мы считаем, что ситуация в стране очень плохая», - пояснил он. Бывший кандидат в президенты отметил, что «митинги оппозиции с требованием отставки Саакашвили будут продолжаться сегодня, завтра и в дальнейшем».
Еще один участник встречи с главой государства, один из лидеров Национального форума Губаз Саникидзе, выступая на митинге у здания парламента, заявил о намерении оппозиции объявить всеобщее национальное неповиновение по стране. «Большая часть лидеров оппозиции в ближайшие два дня направится в регионы», - сообщил он, добавив, что рассчитывает, что к протесту в первую очередь присоединится Батуми, за чем последуют остальные города Грузии. Также, по его словам, начнется перекрытие коммуникационных средств по всей стране.
«Мы начинаем увеличивать и расширять очаги протеста, объявив всеобщее неповиновение, и, если надо, дойдем до всеобщей забастовки», - подтвердил другой представитель Национального форума Каха Шартава. Он также упомянул о том, что президент в ходе встречи предложил оппозиции должности в правительстве, в том числе и пост замминистра внутренних дел. Но это предложение не было принято.
Глава «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания, в свою очередь, заметил, что, несмотря на безрезультатность встречи, не стоит терять надежды. В отличие от Зурабишвили он намерен продолжать переговоры. «То, что сегодняшняя встреча не завершилась конкретными соглашениями, не означает, что мы не готовы к продолжению диалога. Мы подозревали, что переговоры не удастся провести до конца, однако, по моему глубокому убеждению, диалог необходимо продолжить», - заявил Аласания и добавил, что «сегодня со стороны президента отмечалось неадекватное восприятие ситуации». Однако, «лидеры оппозиции должны сесть за стол переговоров столько раз, сколько это будет нужным», добавил политик. По его словам, «будущая встреча все равно должна состояться и оппозиция должна еще раз разъяснить президенту свою позицию».
Между тем некоторые представители парламентской оппозиции после встречи с президентом Михаилом Саакашвили заявили, что согласны подключиться к процессу конституционной и избирательной реформы. По словам лидера Христианско-демократической партии, главы парламентского меньшинства Георгия Таргамадзе, в ближайшее время будет сформирована и начнет работу Государственная конституционная комиссия с широким оппозиционным и общественным представительством. Рабочий процесс по этому вопросу будет спланирован в ближайшие дни.
При этом Таргамадзе отметил, что на встрече с президентом «было четко сказано, что власти сегодня вообще не рассматривают вопрос о досрочных парламентских выборах». «Но, мы Христиан-демократы считаем, что разработка новой редакции Конституции сама определит новый календарь досрочных выборов любого уровня», - заявил он.
Аналогичные предложения власти предложили и представителям непарламентской оппозиции на отдельной встрече, но последние назвали их неадекватными необходимости выхода страны из политического кризиса и заявили, что это еще более обострит акции протеста. Однако, по словам вице-спикера Парламента от ХДД Левана Вепхвадзе, парламентская оппозиция попытается иметь контакт с непарламентской оппозицией. «Потому, что в комиссии должна быть представлена и та часть оппозиции, которая проводит акции. Потому, что они представляют довольно большую часть нашего общества. Их неучастие было бы очень плохо для нас», - заявил он.
«Президент Грузии предложил как радикальной оппозиции, так и парламентской оппозиции конкретный план, конкретные вопросы... Мы приветствуем, что парламентская оппозиция приняла это предложение», - заявил министр по вопросам отбывания наказания и пробации Дмитрий Шашкин, который также присутствовал на обеих встречах с оппозицией.
По словам лидера парламентского большинства Петре Цискаришвили, который также присутствовал на встрече, оппозиция во время встречи потребовала время для рассмотрения предложений, которые были сделаны президентом. Он также заявил, что все выборы будут проведены в свои сроки, а акциями протеста результат не будет достигнут.
«Мы очень четко объяснили представителям радикальной оппозиции, что мы понимаем, что в стране существуют определенные проблемы, - заявил депутат. - Но то, что камерами-клетками, уличными акциями они смогут шантажировать власти и это используют, как инструмент политического давления, мы четко объяснили, что так не произойдет... Выборы будут проведены в свои сроки, как парламентские, так и местные и президентские выборы».
Ранее, 7 мая, председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе провел встречу с группой оппозиционеров, в числе которых были Губаз Саникидзе (Национальный форум), Тинатин Хидашели (Республиканская партия), Коку Гунцадзе («Движение за единую Грузию») и Виктор Долидзе («Альянс для Грузии»), однако она также завершилась безрезультатно. По словам Бакрадзе, видения представителей правящей команды и другой стороны отличались друг от друга, и они пришли на встречу с совершенно разными настроями.
«Конечно, у нас не было иллюзии, что все проблемы решатся одной встречей, однако мы были готовы к содержательному обсуждению проблем, но оказалось, что оппозиция рассматривала эту встречу лишь как подготовительную для встречи с президентом», - сказал Бакрадзе. По его словам, представители власти ознакомили лидеров оппозиции с конкретными предложениями по поводу видения властью дальнейшего демократического развития страны. «Надеюсь, по всем поднятым нами темам будет продолжено содержательное обсуждение», - добавил спикер парламента.
Один из участников встречи Губаз Саникидзе подтвердил: «Мы не пришли к согласию из-за различия мнений». По его словам, представители власти ознакомили оппозицию со своими предложениями, в частности, с конституционными изменениями и другими вопросами.  Однако, по словам Саникидзе, для осуществления этих изменений диалог не нужен, и это зависит от политической воли власти.
Экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе со своей стороны заявила, что «оппозиция не собирается ждать до 2013 года, чтобы ушел Саакашвили». «Мы подымем всю Грузию на защиту интересов народа. У Саакашвили есть последний шанс уйти и показать тем самым, что для него важно не кресло, а Родина, чтобы его дети могли без стыда смотреть в глаза народу. Мы пойдем до конца и сделаем все, чтобы Грузия была демократической, стабильной страной с сильной экономикой и свободными СМИ, и чтобы все это было реально, а не виртуально», - заявила Бурджанадзе.
Представители экспертного сообщества  рассматривают текущую ситуацию с осторожным оптимизмом. Политолог Сосо Цинцадзе  положительно оценил встречу президента Грузии с лидерами радикальной оппозиции. По его словам, это был первый раунд встречи, которая обязательно будет иметь результат через определенное время. «До того же будут конфиденциальные контакты для того, чтобы еще лучше подготовить следующую встречу», - добавил он.
Выход из создавшегося положения эксперт видит один: «Сегодня, когда общество разделилось надвое – одна часть на стороне оппозиции, другая на стороне властей, я считаю, что единственный возможный путь – это переговоры, другого пути нет».
Политолог Рамаз Сакварелидзе считает, что продолжение переговоров между оппозицией и президентом будет самым рациональным решением. По его словам, это была первая ознакомительная встреча, за чем желательно, чтобы последовал новый раунд. «Несмотря на то, что после этой встречи президент не изменил позицию, продолжение переговоров будет самым рациональным решением, за которым возможно последует конкретный результат. Хорошо, что президент не пришел на встречу с заранее расписанной версией», - заявил он.
Почему уступки, предложенные Саакашвили, не устроили его политических оппонентов? Размышляя на эту тему, тбилисский журналист и политолог Марк Рывкин  отмечает: «Главное требование оппозиции – уже более месяца выдвигаемое не только на встречах с представителями властных структур, но и на многотысячных митингах, проходящих и в Тбилиси, и в других районах Грузии, - это немедленная добровольная отставка Саакашвили и проведение досрочных президентских и парламентских выборов. Иными словами, у нас – не только экономический, но и грандиозный политический кризис. И все это время президент как будто ничего не замечал: не встречался с радикальной оппозицией, не выходил к народу, хотя многотысячные митинги, повторяю, проходят прямо в центре Тбилиси, и их участники не раз требовали, чтобы Саакашвили ответил на вопросы, которых к нему накопилось немало. И вдруг президент заявляет, что готов встретиться с лидерами оппозиции. Радикальную оппозицию представляли четыре человека: бывший представитель Грузии в ООН Ираклий Аласания, экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили, Леван Гачечиладзе, занявший на президентских выборах второе место после Саакашвили, и Каха Шартава – лидер одного из радикальных движений. И вполне естественно, что как только встреча началась, эти люди, представляющие, по существу, весь оппозиционный спектр, заявили, что главное их требование – это немедленная отставка Михаила Саакашвили».
«Встреча продолжалась два часа, - напомнил политолог, - и по ее завершении Саакашвили провел экстренный брифинг, который транслировался буквально всеми грузинскими телеканалами. Президент заявил, что очень доволен проведенной встречей, что ничего страшного в стране не происходит, что никакого кризиса нет, что Соединенные Штаты и Европа выделяют нам миллиарды долларов, что мы строим жилые дома, больницы и школы… Правда, он признал, что в деятельности руководства было немало ошибок. И сообщил о том, что предложил лидерам оппозиции создать комиссию по разработке новой конституции, заняться проблемой свободы прессы, а также судов, которые у нас еще далеко не самостоятельны… Выступление было, я бы сказал, даже веселое… В ответ на это лидеры оппозиции сразу же отправились на проспект Руставели, где их ждали десятки тысяч демонстрантов, и заявили, что встреча завершилась полным провалом, поскольку Саакашвили уходить до истечения срока его президентских полномочий не собирается. Что же касается его предложений, то это не более чем очередная пиар-акция. И нетрудно догадаться почему: Саакашвили никогда не пошел бы на все это, если бы его не подталкивали Соединенные Штаты, а также европейские организации. Многочисленные наблюдатели, находящиеся сейчас в Грузии, не устают повторять, что нынешний кризис можно разрешить лишь с помощью диалога. И вот диалог состоялся, но, увы, безрезультатно».
Однако, как указывают эксперты, все-таки нельзя отрицать, что Саакашвили, по существу, предложил оппозиции раздел власти. Почему же его предложение было так решительно отвергнуто? Оппозиция жаждет крови? Отвечая на этот вопрос, Марк Рывкин отмечает: «Хочу напомнить, что кровь уже пролилась – шестого мая. Я имею в виду разгон митинга перед зданием телевидения. Сущность же проблемы в том, что Саакашвили и его команда установили в Грузии авторитарный режим. У нас – полицейское государство, в котором люди не имеют человеческих прав. У нас нет свободной прессы, у нас нет свободных судов, у нас нет ничего свободного. И управляет этим государством не только Михаил Саакашвили. Управляют полиция и спецназ. И что бы ни предложил президент, цена всему этому одна. Как и выборам, которые оппозиция считает фальсифицированными. Как и всей остальной лжи, не прекращающейся и сегодня».
Между тем глава Грузинской православной церкви, Католикос-Патриарх всея Грузии Илиа Второй считает, что власть и оппозиция «обязательно найдут общий язык». Об этом его Святейшество заявил еще 5 мая на встрече с послами зарубежных стран. Встреча с дипломатами, аккредитованными в Грузии, была посвящена обсуждению внутриполитической ситуации в стране и состоялась по инициативе Патриарха. «У нас прибавилась новая проблема - это напряженные отношения между нашей властью и оппозицией. Но я думаю, что такие отношения не могут продлиться долго. В правительстве и в оппозиции есть очень умные люди, и я думаю, они обязательно найдут общий язык», - заявил Илиа Второй.
По мнению Патриарха, «стороны должны выслушать друг друга». При этом глава Грузинской церкви заметил, что «Грузия находится в переходном периоде, и остаются проблемы, которые еще не решены». «Территориальная целостность нарушена, но мы живем надеждой. Я надеюсь, что все это будет урегулировано и единство Грузии будет восстановлено», - отметил Патриарх.
Некоторые грузинские эксперты указывают на объективные препятствия, лежащие на пути достижения политического согласия в стране. Так, профессор Университета им. Чавчавадзе Нодар Ладария отмечает: «К сожалению, у нас в Грузии сейчас ситуация такова, что описать ее гораздо труднее чем преодолеть. Этому есть множество причин. Первая: в нашу жизнь после августовской войны активно ворвалась внешняя политика. И дело даже не в том, что 20% нашей территории оккупированы, а в том, что нам оказалось гораздо труднее, чем мы предполагали, разбираться с нашими друзьями. Я имею в виду, в особенности, Европу в которой действуют два основных фактора - это, можно сказать, военное бессилие и отсутствие политического единства. Особенно это проявилось по отношению к России: Европа не решилась ответить должным образом, и это выразилось в повышенных требованиях к нам. Посмотрите - международные формулировки очень напоминают систему слов, свойственных Европе 20-х и начала 30-х годов, времен Чемберлена, когда Гитлеру позволялось делать все. Вот и сейчас ослабленная в отношении ценностей Европа не может быть противовесом той неведомой силе, которую сейчас представляет Россия.
Вторая причина - внутренняя. В Грузии, к сожалению, общество недостаточно структурировано. Например, у нас есть партия христиан-демократов, есть лейбористы. Но кого они представляют? Трудно предположить, что председатель партии демохристиан Грузии - второй Де Гаспери. Имена взяты с полок, за ними нет никаких социальных групп с определенно сформулированными интересами. В этом ряду Национальное движение, которое возглавляет Михаил Саакашвили, - единственная такая группа. Так уже сложилось.
Я считаю, что наш главный недостаток - отсутствие  полноценной политической оппозиции. Интересы некоторых групп связаны, скорее всего, с прошлым - с советским прошлым. Они связаны с внешним фактором - с Россией, потому что корреляции их действий и действий российского правительства (я не хочу сказать Генштаба) - слишком явные. Вот две причины, которые являются определяющими в нынешней ситуации в Грузии».
Оценить статью
(0)