Путь из Сухуми в Женеву ведет через Москву?

Путь из Сухуми в Женеву ведет через Москву?

Путь из Сухуми в Женеву ведет через Москву?
18 мая в Женеве должен был начаться очередной, пятый раунд переговоров по вопросам стабильности и безопасности, созываемый после августовской войны, при участии представителей грузинской, российской, абхазской и югоосетинской сторон, ЕС, ОБСЕ и ООН.  На встрече предполагалось обсудить вопросы гарантий безопасности для Абхазии и Южной Осетии, а делегация из Цхинвали планировала поднять вопрос о разработке меморандума о неприменении силы со стороны Грузии.
Однако в субботу от участия во встрече отказалась Абхазия по причине того, что увязывала свое участие в переговорах с подходом ООН к статусу республики. По предварительной договоренности, ООН должна была предоставить Абхазии доклад о ситуации в регионе 15 мая, однако этого сделано не было, в связи с чем власти Сухуми посчитали неуместным участвовать в дискуссиях. Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил, что его страна не примет участия в консультациях до тех пор, пока не появится доклад генсека ООН. Более того, по его словам, «участие Абхазии в пятом раунде дискуссий зависит также от того, насколько новый доклад генерального секретаря ООН будет отражать существующую реальность».
В понедельник проходящее в Женеве заседание покинули представители Цхинвали. Как заявил полпред президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев, «мы не будем принимать участия в этом раунде по причине того, что не имеет смысла обсуждать вопросы безопасности Южной Осетии и Абхазии в отсутствии абхазской делегации. Однако мы оставляем за собой право вернуться к дискуссиям, в случае если Абхазия урегулирует свой спорный вопрос с ООН».
Российский МИД со своей стороны предложил временно приостановить консультации до возвращения за стол переговоров представителей Абхазии. Как заявил глава российской делегации, статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин, «в отсутствие одной из сторон на заседании обсуждать серьезные вопросы безопасности было бы ущербным упражнением».
О приостановке участия России в консультациях заявил и глава МИД РФ Сергей Лавров. По его словам, отсутствие доклада является «несоблюдением изначальных условий, которые должны были обеспечить своевременную работу нынешнего раунда консультаций». Рассмотрение доклада на заседании СБ ООН намечено на 27 мая.
Руководитель грузинской делегации, замминистра иностранных дел Грузии Георгий Бокерия назвал ситуацию возмутительной из-за позиции, занятой представителями Сухуми, Цхинвали и Москвы, выразив надежду, что международные организации смогут повлиять на позицию России для продолжения переговоров. При  этом он подчеркнул, что «для Грузии, к сожалению, не ново подобное поведение РФ и ее марионеток», добавив, что «мы это видели на протяжении многих лет».
Председатель правительства Абхазской автономной республики в изгнании Малхаз Акишбая со своей стороны заверил, что грузинская делегация готова продолжить диалог в рамках женевских переговоров. Однако действия делегации России и представителей Сухуми и Цхинвали являются, по его словам, игнорированием принципов международного права.
Госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили, в свою очередь, заявил, что причина, по которой Абхазия отказалась от участия в пятом раунде женевских консультаций по стабилизации ситуации на Кавказе, «просто отговорка». «Есть целый ряд вопросов, гуманитарных, технических, неполитических и невоенных, которые надо решать. Разговор идет о судьбе людей. Игнорировать судьбы людей, ссылаясь на какие-то доклады, мне совсем не кажется правильным» - заявил он.
«Абхазия, несмотря на то, что некоторая часть политической элиты России признала ее независимой страной, все равно является частью Грузии. В Абхазии есть две общины: община, которая настроена сепаратистки, и община, которая не настроена сепаратистки. Вторая община по количеству больше, чем первая. Решать вопросы территории не может только одна часть общества», - считает Якобашвили.
Он добавил, что августовский конфликт «можно разделить на несколько слоев». «Война между Грузией и Россией показала, что мы имеем дело с межгосударственным конфликтом между Российской Федерацией и Грузией. Конфликт с сепаратистами - это уже нижний уровень. То, что происходит в Женеве - это отражение того, что есть на самом деле. Участники конфликта - это Российская Федерация и Грузия», - пояснил госминистр.
Якобашвили добавил, что для Грузии позиция России гораздо важнее, чем позиция Абхазии. Именно Москва, а не Сухуми выступает главным оппонентом Тбилиси на Женевских переговорах.
Между тем доклад по ситуации в кавказском регионе, о котором идет речь, в понедельник был представлен Совету Безопасности генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. И в названии документа впервые отсутствует указание на принадлежность Абхазии к Грузии. Источник в постоянном представительстве РФ при ООН подтвердил факт получения «Доклада генерального секретаря, представляемого в соответствии с резолюциями 1808, 1839 и 1866 Совета Безопасности». «Обращает на себя внимание уже то, что название документа существенно отличается от предыдущего февральского доклада генсека ООН, который назывался «Доклад генерального секретаря о положении в Абхазии, Грузия, представленный во исполнение резолюции 1839  Совета Безопасности», - признал дипломат.
В итоге во вторник сначала Абхазия, а затем российская делегация и представители Южной Осетии присоединились к пятому раунду женевских переговоров. Заместитель министра иностранных дел Абхазии Максим Гвинджия заявил журналистам, что доклад был предоставлен сторонам и его формулировка сбалансирована и удовлетворяет абхазскую сторону.
Однако заместитель директора департамента информации и печати МИД Игорь Лякин-Фролов сказал, что Россия не удовлетворена этим документом. «Считаем его тенденциозным, многие его положения не отвечают нашим позициям и нашим оценкам нынешней ситуации в Закавказье», - отметил дипломат.
Ранее во вторник глава МИД Грузии Григол Вашадзе заявил, что доклад генерального секретаря ООН о ситуации в Закавказье якобы составлен под давлением России. В связи с этим он обвинил Россию в злоупотреблении своим статусом как постоянного члена СБ, а также выразил возмущение фактом, что российские официальные лица и российская пресса уже комментируют документ до его официального распространения.
Сам документ в МИД Грузии назвали промежуточным. «Там есть позитивные моменты и есть негативные моменты», - добавил Вашадзе.
А между тем в документе действительно  нет ни одного упоминания о принадлежности Абхазии к Грузии. В своем докладе Пан Ги Мун предлагает создать новый режим обеспечения безопасности между Грузией и Абхазией, на основе которого могут быть выработаны новые задачи и мандат миссии ООН в регионе. Генсек предложил 11 элементов нового режима безопасности, в том числе создание зон безопасности на суше, на море и в воздушном пространстве, зон ограничения вооружений, механизмы взаимного уведомления, мониторинг со стороны ООН, заключение соглашений о взаимном информировании сторон. На основе этого нового режима, в соответствии с докладом, должен быть выработан новый мандат миссии.
Итоги консультаций особого прорыва не принесли. Как сообщил посол ЕС по особым поручениям Пьер Морель, встреча продолжалась 3,5 часа и была конструктивной. «Процесс в разгаре, сегодня были суммированы методы работы», - сказал представитель ЕС по итогам пятого раунда дискуссий. В южноосетинской делегации, в свою очередь, рассказали, что на обсуждение был вынесен вопрос о необходимости подписания меморандума о неприменении военной силы в отношении Абхазии и Южной Осетии со стороны Грузии. Также была затронута тема ситуации в Грузии и стороны обсудили проходящие в Грузии учения НАТО.
И определенного прогресса сторонам все же удалось достичь. В частности, были рассмотрены проекты пяти документов по социально-экономическим программам — адаптации беженцев, возвращения людям жилья, восстановления подачи воды. Окончательные тексты будут представлены делегациям за неделю до 6-го раунда, который пройдет 1 июля. Кроме того, решено создать группу экспертов под эгидой ОБСЕ, которая изучит вопрос возмещения ущерба пострадавшим в августовском конфликте.
Замглавы российского МИДа Григорий Карасин по окончании переговоров заявил: «Обмен мнениями по вопросам, связанным с безопасностью и стабильностью в регионе, сегодня проходил интенсивно, а порой и жестко».  Российская делегация, как и раньше, делала упор на необходимости как можно быстрее заключить соглашение о неприменении силы между Грузией и Южной Осетией, а также Грузией и Абхазией. «Только это является гарантией того, что не повторятся события августа 2008 года», - подчеркнул Карасин. По его словам, Россия призвала участников Женевских консультаций прекратить ремилитаризацию режима Саакашвили.  Вооружая Грузию, Запад создает условия для реанимирования агрессивных замыслов Тбилиси, считает Карасин.
Между тем в понедельник российское руководство впервые предъявило претензии Белоруссии за то, что эта страна до сих пор так и не признала Абхазию и Южную Осетию. Позицию Москвы озвучил в ходе своего визита в Сухуми спикер Госдумы Борис Грызлов. «Мне кажется, что Белоруссия слишком долго готовится к этому вопросу, - заявил он, публично напомнив президенту Лукашенко о том, что Национальное собрание должно было признать независимость двух кавказских республик еще в прошлом месяце. При этом Грызлов добавил, что общался с коллегами из белорусского парламента и знает от них, что Национальное собрание республики готово рассмотреть этот вопрос.
От Беларуси, продолжил спикер Госдумы, зависит и другой геополитический вопрос: войдет ли Абхазия в состав Союзного государства России и Беларуси. По словам Грызлова, этот вопрос «в первую очередь зависит от признания республики Белоруссией». При этом, по его словам, в направлении принятия Абхазии в Союзное государство уже сделаны определенные шаги: делегации парламента Абхазии придан статус постоянного наблюдателя в парламентском собрании союза.
Однако еще в начале месяца президент Белоруссии в интервью агентству Рейтер признался, что в парламенте страны единой позиции по поводу признания Абхазии и Южной Осетии пока нет. По его словам,  у депутатов разные точки зрения, и он попытается их сблизить. Но при этом конкретных сроков, когда это произойдет, президент не назвал.
Как известно, о том, что Белоруссия признает независимость Абхазии Южной и Осетии, Лукашенко пообещал российскому руководству еще в сентябре прошлого года. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты со своей стороны подтвердил, что признание республики Лукашенко обещал ему лично.
В ходе своего визита в Сухуми Борис Грызлов сообщил, что летом Абхазию посетит председатель правительства России Владимир Путин. «Будут обсуждаться конкретные экономические вопросы, К тому времени будет готово большое количество соглашений в различных отраслях экономики», - добавил спикер. «Абхазия - то государство, которое может оказать серьезную помощь, и мы в этой помощи, безусловно, нуждаемся, - подчеркнул глава российского парламента. - Я имею в виду, прежде всего, снабжение строек инертными материалами. Количество, которое необходимо завозить, превышает 100 млн тонн. Это огромные объемы. И участие Абхазии в этих проектах даст импульс развитию промышленности, транспорта, потому что возить все это нужно железной дорогой и морскими судами». Кроме снабжения Сочи, Абхазия может разместить на своей территории около 100 тыс. рабочих, задействованных на строительстве олимпийских объектов, - поскольку «от границы на Псоу до Красной Поляны всего полчаса езды» и это «максимально удобно».
Спикер Госдумы также сообщил, что в июне Абхазию посетит российский премьер Владимир Путин.
«Мы все благодарны великому государству российскому за то, что оно сделало в отношении нашего народа», - заявил в свою очередь президент Багапш. Он пообещал, что в Абхазии будет выстроено такое «правовое, демократическое государство», за которое России не будет стыдно и которое докажет Европе свое право на существование. Оппоненты абхазского президента, правда, говорят, что с приходом олимпийской стройки Абхазия забудет не только о демократии, но и о независимости. Впрочем, их голос в республике достаточно слаб.
Кстати, известный политолог Дмитрий Орешкин увидел в визите Грызлова в Сухуми внутрироссийскую политическую подоплеку: «Понятно, что такое решение ни в коей мере не улучшит международные отношения и России, и Абхазии. Значит, этой цели визиты не преследуют. Демонстрируется противоположная тенденция: нам весь мир без разницы, Россия признала Абхазию – и замечательно, а больше ничего и не требуется. Вопрос только один: зачем именно сейчас, почему такая спешка? В политологическом сообществе есть очень простое объяснение: кризис развивается и для национального лидера остается не так уж много вариантов. Вернуться назад на позицию президента России – то есть, осуществить стратегию бегства наверх от нарастающих экономических проблем – ему вряд ли удастся. Медведев достаточно хорошо укрепился в своем кресле, и вряд ли его удастся убедить покинуть этот пост просто так, из каких-то высших соображений. Оставаться премьером в ожидании значительного ухудшения социально-экономической ситуации – явно не выигрышно.
Путин любить иметь перед собой набор вариантов, из которых он может выбирать. Один из этих вариантов - это создание нового государства: союза России и, скажем так, Абхазии, а может быть и Белоруссии, – и, естественно, выборы нового президента этого нового государства. Президента, который будет выше Медведева, выше Багапша, выше, предположим, Лукашенко. Я не хочу сказать, что это именно так. Я хочу сказать, что это один из вариантов, который должен быть проработан и должен лежать на столе перед Путиным, когда наступит момент делать окончательный выбор»…
Одним из первых на ситуацию в Женеве прореагировал Вашингтон. Как говорится в специальном заявлении официального представителя госдепартамента США Иана Келли: «США сожалеют в связи с тем, что Россия последовала примеру югоосетинских сепаратистов, выйдя 18 мая из женевских консультаций по Грузии в самом их начале. Также США сожалеют о решении Абхазии бойкотировать переговоры с самого начала». «США встревожены подобным поведением, противоречащим духу заключенного 12 августа перемирия, ставшего возможным благодаря посредничеству президента Франции Николя Саркози, а также резолюции 1866 Совбеза ООН. Оба эти документа призывают к переговорам, задача которых - добиться безопасности и стабильности в Грузии», - подчеркивается в документе.
По мнению Келли, «тот факт, что выход произошел до того, как начались переговоры по существу, ясно свидетельствует о скоординированных усилиях по подрыву женевских консультаций. Мы надеемся, что российская делегация, а также югоосетинские и абхазские участники вернутся к переговорам» - отметил официальный представитель госдепартамента США.
Судя по всему, следующим местом дискуссии о ситуации на Южном Кавказе станет Хабаровск, где 21-22 мая пройдет саммит Россия-ЕС. Как сообщил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов: «Ситуация на Южном Кавказе, очевидно, будет обсуждаться - как применительно к последствиям грузинской агрессии против Южной Осетии и Абхазии, так и по другим, так сказать, региональным сюжетам, возможно, будет Нагорный Карабах».
Говоря о плане Медведева-Саркози, подписанном по окончании вооруженного конфликта в Грузии в августе 2008 года, он отметил, что с российской стороны это соглашение было «успешно выполнено». «Этот план успешно реализован в части, касающейся России. Если есть вопросы по реализации, то это вопросы к грузинской стороне», - сказал дипломат.
Он напомнил, что один из пунктов плана предусматривает отвод грузинских сил к местам постоянной дислокации. «Вместо этого мы наблюдаем концентрации грузинских сил - как военных, так и полицейских - в районах, непосредственно примыкающих к территории Южной Осетии», - сказал постпред.
Между тем говорить о милитаризации Грузии довольно сложно в условиях, когда в Абхазии и Южной Осетии полным ходом идет развертывание российских баз. Так, «Ведомости» со ссылкой на источник в Северо-Кавказском военном округе сообщили, что российские военные базы в Южной Осетии и Абхазии, соглашение об официальном создании которых будет принято в ближайшее время, получат в свое распоряжение современные ракетно-пушечные танки Т-90. По словам источника, к настоящему моменту на территориях республик уже созданы две военные базы РФ: 7-я база Вооруженных сил России в Абхазии и 4-я - в Южной Осетии. На базах будут размещены в общей сложности 7400 военнослужащих ВС РФ - по 3700 солдат на каждый объект.
На базу в Абхазии уже начала поступать новейшая военная техника российского производства, в том числе танки Т-90 и зенитно-ракетные комплексы для нужд ПВО. Кроме того, в абхазском Очамчире будет создан пункт базирования для небольших кораблей Черноморского флота и пограничников, а на аэродроме в Гудауте разместят несколько истребителей, штурмовиков и вертолетов.
Как известно, о намерении РФ разместить в Южной Осетии и Абхазии российские военные базы стало известно в августе 2008 года, сразу после окончания грузино-осетинского вооруженного конфликта. В ходе дальнейших переговоров стороны согласовали ряд принципиальных позиций, в том числе - касательно срока размещения российских баз в республиках. Так, Южная Осетия согласилась предоставить земли под российские военные объекты на срок 99 лет, а Абхазия - на 49 лет.
Военные базы в Южной Осетии и Абхазии будут созданы не только для охраны республик и предупреждения возможного конфликта, но также для развития военно-технического сотрудничества между государствами и подготовки кадров. Кроме того, президент России Дмитрий Медведев и президенты Абхазии и Южной Осетии Сергей Багапш и Эдуард Кокойты подписали ранее в Кремле соглашения о совместных усилиях в охране государственных границ двух кавказских республик. Документы предусматривают, что российская сторона окажет помощь государственным органам двух республик в подготовке кадров и в становлении национальных погранслужб Абхазии и Южной Осетии. 30 апреля, сразу после подписания президентами Российской Федерации и Южной Осетии договоренности о совместных усилиях в охране государственных границ, сотрудники погрануправления приступили к работе.
Однако в самой Абхазии этот документ не был воспринят однозначно. Так что слова госминистра Грузии Темура Якобашвили о неоднородности позиций в абхазском обществе подтверждаются звучащими в Сухуми заявлениями. В частности, как сообщают информагентства, в адрес властей Абхазии, в первую очередь, президента Сергея Багапша звучит все больше критики за подписанное 30 апреля в Москве российско-абхазское Соглашение о совместных усилиях по охране государственной границы. В то время как российские пограничники обустраиваются на абхазо-грузинской границе, в Сухуми задают все больше вопросов по подписанному договору.
«Власти республики пренебрегли общественной дискуссией по Соглашению, а анализ документа начался уже после подписания», - заявил Аслан Кобахия, командовавший во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов абхазской артиллерией. Размышляя над тем, почему власти не провели обсуждение документа в парламенте, Общественной Палате, когда он еще был проектом, Кобахия указал, что все подготовительные мероприятия, связанные с этим договором, были проведены скрытно.
По существу содержания Соглашения у абхазских экспертов есть достаточно много претензий, причем именно к абхазской стороне, которая, похоже, просто подписала подготовленную в Москве версию документа. Непонятно, в чем в соответствии с Соглашением роль абхазской стороны при охране границы? Даже из названия документа исходит то, что речь идет о совместной охране границы. Однако анализ документа дает понимание того, что на деле охранять грузино-абхазскую границу будут только российские пограничники, указывают эксперты.
Тамаз Кецба – известный абхазский адвокат, удивлен тем, что Соглашение не предусматривает появления даже в перспективе на границе с Грузией «зоны абхазской ответственности». На практике пограничные заставы будут полностью укомплектованы российскими пограничниками, а совместные посты будут организованы на контрольно-пропускных пунктах, говорит он. Таким образом, абхазская сторона фактически уклонилась от участия в охране собственной государственной границы, передав все функции российской стороне.
Аслан Кобахия также заявляет о том, что в документе «не видно абхазской стороны». «Там определено, что должны делать русские, но что должны делать абхазы там не видно», - пишет Кобахия в своей статье, которая опубликована в одном из местных изданий. По мнению военных экспертов, было бы разумным укомплектовать заставы на 20-30% из абхазских военных. Однако Соглашением это не предусмотрено. Теперь эксперты хотят спросить у президента Сергея Багапша, почему так произошло.
Кстати, Соглашение о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Абхазия не ратифицировано абхазским парламентом. Однако неясно, нужна ли в данном случае эта процедура, а также требуют ли ратификации другие двусторонние российско-абхазские соглашения, вытекающие из базового договора с РФ. Также, по словам экспертов, непонятно, существует ли конкретный план по реализации Соглашения.
И наконец, в новых реалиях непонятна функция абхазских сил безопасности. Есть призыв в армию, есть министерство обороны, но все реальные функции по обеспечению безопасности Абхазии возложены на российские войска. В то же время в абхазских Вооруженных Силах достаточно профессионалов, у которых теперь, видимо, не будет никаких боевых задач.
Любопытно отметить также, что Соглашение оговаривает не только вопросы собственно безопасности, но и ряд экономических моментов. Беслан Барателия, один из лидеров оппозиционной Партии экономического развития, напоминает, что российские пограничники освобождены от налогов и имеют право приобретать недвижимость на территории Абхазии. К тому же по истечении срока службы, те из них, кто изъявит желание остаться в Абхазии на постоянное место жительства, имеют право на получение жилья и его последующую приватизацию. По мнению Беслана Барателия, это не наносит ущерба экономическим интересам государства, так как присутствие российских войск обеспечило совершенно иной уровень инвестиционной привлекательности Абхазии и новые экономические возможности в целом. Поэтому, если смотреть на Соглашение с чисто экономической точки зрения, то оно весьма выгодно для Абхазии, указывает он.
Оценить статью
(0)