Экономический потенциал Абхазии и Южной Осетии и его освоение

Экономический потенциал Абхазии и Южной Осетии и его освоение

Экономический потенциал Абхазии и Южной Осетии и его освоение

Краткое изложение аналитического доклада под редакцией М.Г.Делягина

Введение
Значение Абхазии и Южной Осетии для России

Абхазия и тем более Южная Осетия не имеют для созданной в России «экономики трубы» сколь-нибудь заметного значения. Однако их вынужденная обстоятельствами поддержка перед лицом попыток геноцида со стороны Грузии (в отношении Абхазии – к сожалению, долгое время непоследовательная) является катализатором несырьевого и не прозападного развития России.
Защитив (хотя с опозданием, непоследовательно и политически неэффективно) своих граждан от попытки геноцида, российское государство:
• доказало своим гражданам, что оно существует;
• показало своей клептократии, что не является ее собственностью (что оказалось неприятной неожиданностью) и ради национальных интересов готово подставить ее зарубежные активы под санкции Запада;
• показало Западу границу, за которую не может отступать, даже если его представителям этого очень хочется;
• дало стимул формированию российского общества как наднациональной и надрелигиозной общности – на основе патриотизма;
• проявило социально активные группы «новых власовцев», не приемлющие факта существования России и ее граждан.
Признав Абхазию и Южную Осетию, Россия взяла на себя ответственность за их будущее развитие. По степени их успеха и интенсивности прогресса и потенциальные союзники, и потенциальные конкуренты России будут судить о ее дееспособности.
Принципиальное хозяйственное и политическое различие Абхазии и Южной Осетии требует рассматривать их порознь и проводить принципиально различную политику в их отношении.
Стихийное развитие объективно превратит Абхазию в военно-политического партнера России на Черноморском побережье Кавказа, а в экономическом плане – в ее курортный и отчасти сырьевой придаток. Движение по этому пути будет колоссальной ошибкой, чреватой не только будущим осложнением отношений, но и утратой имеющихся хозяйственно-управленческих возможностей. Россия должна выстроить в Абхазии недостающие самой России элементы своей собственной экономики – не только в курортном, но прежде всего в технологическом и финансовом плане, пользуясь простотой управленческих процедур, отсутствием блокирующих технологический прогресс производственных и управленческих монополий, а также общей потребностью в развитии любой ценой. Модернизация Абхазии должна стать генеральной репетицией и созданием вынесенных вовне (и потому защищенных от российской клептократии и монополий) инструментов модернизации самой России.
Постановка задачи присоединения Абхазии к России сейчас недопустима. Причины - ошибки прошлого (включая грубое вмешательство в ход президентских выборов, сплотившее абхазскую элиту вокруг идеи независимости от России) и слабое развитие республик Западного Кавказа, порождающего в них определенную напряженность, которая в силу близости народов Западного Кавказа может быть усугублена даже обсуждением идеи о присоединении Абхазии.
Южная Осетия как субъект экономики не существует в силу незначительных масштабов, разрушенности экономики и качества хозяйственного управления, которое таково, что, будь попытка геноцида направлена только на управленцев, ее (за редким исключением) стоило бы всемерно поддержать.
Задача экономической политики в ее отношении - хозяйственная подготовка воссоединения осетинского народа в рамках Российской Федерации, включая вывод Южной Осетии на финансовое самообеспечение.

Часть 1.
Абхазия: Черногория+Кипр+Дубна?

1. Современное состояние: кустарный сервис
1.1. Общая характеристика

Площадь Абхазии – 8,7 тыс.кв.км., длина береговой линии (основной потенциал развития) – 214 км., из-за войны и блокады население сократилось с 525 тыс.чел. по переписи 1989 года до более 215 тыс.чел. (по переписи января 2003 года наличное население – 214 тыс.чел.; существующая до сих пор путаница возникла из-за расхождения оценок властей Грузии – 180 тыс.чел. и Абхазии – 320 тыс.чел.), проживающее в 7 городах, 4 поселках городского типа и 512 селах. 44% наличного населения (по переписи 2003 года) – абхазы, по 21% - армяне и грузины (включая менгрелов и сванов), 11% - русские, 1% - греки. Более четверти населения получает различные пенсии и пособия; в 2007 году перерегистрация пенсионеров сократила их число на 5 тыс.чел..
Абхазия располагает запасами каменного угля (более 5,3 млн.т.), торфа, доломита, мрамора, гранита, известняка, габбро-диабазов, мела, туфа, торфа, барита, доломита, свинца, разнообразных стройматериалов.
Общая площадь земель сельскохозназначения - 421,6 тыс.га.
По водообеспеченности Абхазия занимает одно из первых мест в мире: на квадратный километр территории приходится более 1,7 млн.куб.м. речного стока в год. Общая длина 120 рек - более 5 тыс.км.. В основном это стремительные горные потоки, что является потенциалом развития малой гидроэнергетики.
Лесом покрыто 57% территории (497 тыс.га); оценка общего объема запасов древесины сократилась за последние 5 лет со 103 до 83,1 млн.куб.м..
Абхазия обладает колоссальным объемом рекреационных ресурсов. Около 200 пансионатов, домов отдыха, санаториев, гостиниц, детских оздоровительных баз расположено во всех климатических зонах - от субтропической до альпийской. Имеется большое количество термальных и минеральных источников
Абхазия - зона особых интересов России и Турции (в которой живет полумиллионная абхазская диаспора). Торговля обеспечивает 60% ВВП, а сотни тысяч туристов, посетивших страну в 2007 году (источники называют от 0,4 до 1,5 млн.чел.; правдоподобней первая оценка), принесли треть налоговых доходов и 40% экспортной выручки.
Принципиально важно, что экономика Абхазии в целом высокоубыточна: в I квартале 2008 года прибыль по экономике в целом – 59,0 млн.руб. - составила лишь 53,4% от убытков (110,4 млн.руб.), которые выросли на 36,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Даже полное (а не на 54,7%) выполнение плана по прибыли не привело бы к покрытию убытков: отрицательный финансовый результат составил бы 2,5 млн.руб. (2,3% от суммы убытка). Прибыль превысила убытки лишь в 2 регионах из 8: в г.Сухум и в Гальском районе.
Рост платных услуг населению в I квартале 2008 года составил 45,4% (259,7 млн.руб.). Розничный товарооборот вырос на 52,2% (до 294,7 млн.руб.).
Оргпреступности нет. Среди первоочередных задач – декриминализация торговли и контроль за правоохранительными органами (хотя российские автотуристы восторгаются корректностью абхазских автоинспекторов).

1.2. Энергетика
Электроэнергия поступает с Ингурской ГЭС: половина идет в Грузию, половина в Абхазию; около 30% потребляется ей, около 20% идет в Краснодарский край. Сотрудничество обусловлено тем, что плотина ГЭС находится в Грузии, а подземная электростанция и 4 перепадные ГЭС (на реке Эрисцкали и Гальском водохранилище, куда вода идет по туннелю) – в Абхазии. Мощность – 1370 МВт, может производить до 4,5 млрд. кВт.ч в год. Производит около 3,2 млрд. кВт.ч..
Сухумская ГЭС не действует, так как разрушена и разграблена, а сократившиеся потребности Абхазии не требуют ее восстановления. До войны в Абхазии работала 21 малая ГЭС, из которых 2 могут быть восстановлены.
Длина высоковольтных линий электропередач 220-110-35кВ - 916 км. (Ингур-Сухум-Бзып-Псоу), распределительных и сбытовых электросетей - 7583,5 км..
Государство рассматривает энергетику как стратегическую отрасль, в которую нельзя «привлекать иностранный капитал с целью извлечения прибыли» (соответственно, его в ней нет). Однако износ основных фондов требует крупных инвестиций, вопрос об источнике которых остается открытым.
Рост стоимостных показателей реализации продукции отрасли в 2008 году на 65% во многом вызван повышением тарифов правительством.

1.3. Транспорт и связь
Удовлетворение повседневных нужд населения и предприятий осуществляется в основном за счет автомобильного транспорта, но автопарк сильно износился, и в ближайшие годы возникнет проблема с автомобилями. Денег на покупку новых грузовых, легковых автомобилей и автобусов нет. Бензин поступает из России, а также из Турции и Румынии. Длина автодорог республиканского значения – 473,8 км., местного значения – 1830,9 км., дороги в плохом состоянии.
Абхазия имеет два аэропорта. Аэропорт Сухума расположен в 25 км. от него; открыт по метеоусловиям 364 дня в году (наиболее благоприятные метеоусловия на территории бывшего СССР). Взлетно-посадочная полоса длиной 4 км. и шириной 50 м. давно восстановлена, рассчитана на прием широкофюзеляжных пассажирский лайнеров и транспортных самолетов грузоподъемностью до 200 т..
Аэропорт Бомбора находится в 40 км. от Сухума, около Гудауты. Взлетно-посадочные полосы рассчитаны на прием гражданских самолетов и всепогодное обслуживание военно-морской и транспортной авиации.
Есть три морских порта, включая построенный для военных нужд Очамчырский порт, находящиеся в относительно хорошем состоянии (так, инвестпроект по реконструкции порта Сухума оценен властями лишь в 30 млн.долл.).
Длина железной дороги - 221 км.: магистраль от пл.Псоу на границе с Россией до пл.Ингур на границе с Грузией по побережью Черного моря, а также ветка Очамчыра-Ткуарчал (используется для доставки экспортируемого угля в порт Очамчыра). Надежд на восстановление транзита Ростов-на-Дону – Ереван нет.
Дорога однопутная, двухпутных участков нет. В 50-60х годах все участки железной дороги были электрифицированы, но электрификация сохранилась лишь на участке от Псоу до Сухума (участок Очамчыра – Сухум полностью деэлектрифицирован в 2007 году); пассажирское движение осуществляется только там. Железнодорожное полотно от пл. Ачгуара до ст. Ингири (Грузия) разобрано.
Весь подвижной состав сильно изношен и требует списания либо капремонта. Все вокзалы заброшены и разрушаются. Билетные кассы в Гагре, Гудауте, Сухуме подключены к российской системе «Экспресс-3».
С 10 сентября 2004 года после капремонта участка Псоу-Сухум, проведенного Россией, открыто беспересадочное движение (несколько вагонов в день) по маршруту Москва-Сухум. В 2008 году отменён последний внутриабхазский пассажирский поезд Сухум-Гудаута (ранее после аварии на тяговой подстанции были отменены поезда Сухум-Псоу и Сухум-Сочи). В июне-июле 2008 года российские железнодорожные войска восстановили участок Сухум-Очамчыра.
Сотовый оператор «А-Мобайл» (совместное предприятие правительства и группы абхазских инвесторов) в конце 2006 года разрушил монополию аффилированного с «Мегафоном» «Аквафона». Его появление и рост регулируемых тарифов на услуги госсектора обеспечивают в 2008 году рост выручки сектора телекоммуникаций в 1,7 раза – до 514 млн.руб.. Стоимость осуществляемой модернизации системы связи, включающей замену кабельного хозяйства, перевод абонентов на цифровую станцию и прокладку оптоволокна, - 11 млн.долл..

1.4. Сельское хозяйство
До войны сельское хозяйство было ориентировано на использование уникальных климатических ресурсов Абхазии для удовлетворения потребностей СССР. Поэтому среди посевов преобладали эфиромасличные, табак и овощи. После войны внешняя торговли и переработка прекратились, и сельское хозяйство стало инструментом выживания. Поэтому почти вся обрабатываемая земля занята кукурузой с небольшими вкраплениями посевов табака (табачная промышленность работает в основном для нужд самой Абхазии).
После войны сильно поредели стада крупного рогатого скота, коз и овец, - сначала из-за угона и истребления, а затем из-за уменьшения кормовой базы.
Продажа овощей и цитрусовых (мандаринов, лимонов, апельсинов) в Россию и курортникам увеличивается, но выращивание носит кустарный характер.
До последнего времени Абхазия обеспечивала себя молочными и мясными продуктами лишь на 40%; значительна доля импорта даже овощей, фруктов, бахчевых, винограда и растительных масел.
Машинно-тракторный парк резко сократился и катастрофически постарел, более 90% его давно превысили все сроки амортизации.

1.5. Промышленность
 Из 183 промышленных предприятий, работавших в Абхазии при Советской власти, функционирует – причем в целом неудовлетворительно – около 60. масштабы спада производства (часть данных могла устареть):

Предприятие

до войны

после войны,

1

Очамчырский комбикормовый завод

160,5 тыс.т

240 т.

2

Сухумский мельзавод

75 тыс.т

3 тыс.т

3

Сухумская кондитерская фабрика

4 тыс.т

0 т.

4

Сухумская швейная фабрика

525 млн.руб.*

5 млн.руб.*

5

Сухумская обувная фабрика

29 млн.руб.*

5 млн.руб.*

6

Сухумский химический завод

4 тыс.т

60 т.

7

Сухумский завод газовой аппаратуры

22 млн.руб.*

3 млн.руб.*

*) в текущих ценах.

До последних лет, когда в Абхазию пошли инвестиции из России, в ней не работало ни одно предприятие мясомолочной отрасли, не существовала консервная промышленность; эфиромасличная промышленность не существует и сейчас.
Из промышленных предприятий Абхазии работают преимущественно предприятия пищевой и лесной промышленности (ежегодно добывается около 50 тыс.куб.м. древесины и перерабатывается свыше 20 тыс. куб. м.). В Сухуме функционирует табачная фабрика, выпускающая из местного табака несколько сортов сигарет. Работают мелкие заводы по производству вина (около 30 марок), водки, коньяка, ликеров, открываются дегустационные залы на туристических маршрутах. Разливается пепси-кола, выпекается хлеб, время от времени работает рыбоконсервная фабрика. Винзаводы Сухума, Гудауты и других городов не работают (кроме пришедшей в 2005 году на рынок компании «Вина и воды Абхазии»). В основном вино производится кустарным способом в домашних условиях. На чайных фабриках изготовляется небольшое количество абхазского чая.
План 2007 года по промышленному производству выполнен лишь на 60%, по прибыли – недовыполнен на 9% (при вполне ощутимой и, вероятно, недооцениваемой при составлении планов инфляции), а убытки выросли на 88,7 млн.руб. В I квартале 2008 года при росте стоимостных объемов промышленного производства к аналогичному периоду прошлого года в 2,06 раза выполнение плана сократилось до 55,4% (100,9 млн.руб. при плане 183,3 млн.), причем Ткуарчалский район выполнил лишь одну седьмую плана. План по строительным работам перевыполнен на 11,3% (101,0 млн.руб. против плана в 90,8 млн.).
В преддверии Олимпиады в 2007 году начался рост производства стройматериалов (Абхазия поставит песок и щебень, для подвоза которых Россия безвозмездно восстановила железнодорожный путь, 55 мостов и эстакад), а рост туризма стимулировал рост производства вин, заготовки овощей и цитрусовых.

1.6. Финансовая система
В I квартале 2008 года в Абхазии нарастали неплатежи, грозившие (до ее признания) перерасти в кризис неплатежей: если кредиторские долги выросли на 11% (до 1.893,4 млн.руб.), то дебиторские – на 32,6% (до 1.690,9 млн.руб.), хотя объем просроченной дебиторской задолженности незначителен – 31,5 млн.руб. (ее полное сосредоточение в наиболее успешных Сухуме и Гальском районе вызывает опасения в том, что в других регионах она просто не учитывается).
Абхазия испытывает нехватку наличных денег, которая полностью обеспечена банками лишь в Сухуме и Гальском районе.
Бюджет Абхазии в 2007 году, как и в прошлом, бездефицитен, так как дефицит нечем покрывать. Доходы - 1,43 млрд. российских рублей, превысив план на 15.1% (и выросли по сравнению с 2004 годом в 2,5 раза), причем 434 млн. – «вливания извне», вероятно, помощь России. Расходы составили 1,42 млрд.руб., главная их статья (кроме армии и милиции - 484 млн.руб.) - образование (174,8 млн.руб.), что весьма позитивно характеризует реальные приоритеты абхазского государства. Незначительную финансовую поддержку (от 3,5 до 15 млн.руб.) получили все регионы Абхазии, кроме Сухуми и Гагрского района.
Средняя зарплата в бюджетной сфере (без силовых структур) – 1.762 руб/мес, в том числе чиновников – 3 тыс.руб./мес., задержки ликвидированы.
В бюджете-2008 доходы увеличены до 1,6 млрд.руб., расходы – до 1,59 млрд. (почти половина из которых – 733,6 млн.руб. – идет на зарплату). Расходы на социально-культурные мероприятия – 470,85 млн.руб. (в том числе на науку - 36,38 млн., на органы госвласти – 33,25 млн., на СМИ – 24,39 млн.руб.), на финансирование экономики – 199,7 млн.руб. (в том числе чистые инвестиции в экономику – 0,5 млн.руб.), на содержание органов госуправления – 131,85 млн.руб..
Доходы бюджета в I квартале 2008 года – 399,2 млн.руб., выше плана на 23,8%. О значительной доле теневого сектора свидетельствует невыполнение плана по доходам от реализации акцизных марок и по лицензионному сбору за право торговли. Не выполнен и план поступления доходов от продажи жилья.
Банковская система Абхазии включает 14 действующих банков (у 9 за время ее существования была отозвана лицензия), причем абхазские банки с 2004 года открывают корсчета в российских банках. Совокупный уставный капитал на 1 апреля 2008 года составляет 184,7 млн.руб. (за I квартал 2008 года сократился на 2.4%), собственный капитал – 221,1 млн.руб. (вырос на 1.3%), сводный баланс – 1.865,0 млрд.руб. (вырос на 14,1% за счет роста кредитов), кредитные вложения – 1.238,9 млн.руб. (выросли на 23.3%, что отражает не только рост деловой активности, но и инфляцию). Вклады населения растут незначительно – на 8,7% (то есть с учетом инфляции сокращаются) и остаются мизерными – 161,6 млн.руб. (8,7% от валюты сводного баланса по сравнению с 24,9% в российской банковской системе), что отражает как общую бедность, так и возможность хранить деньги в России. Доля вкладов на срок более 1 года выросла за I квартал 2008 года с 38,5 до 47,7% (сумма выросла до 77,0 млн.руб.).
В I квартале 2008 года резко – в 4 раза - возросли кредиты Национальным банком Абхазии коммерческим банкам (2 из них не пользуются централизованными кредитами); их доля в общей сумме кредитов выросла с 23,9 до 34,2%.
Банковская система Абхазии стала прибыльной: если в I квартале 2007 года прибыль была меньше убытков на 2,4 млн.руб., то в аналогичном периоде этого года она выросла в 5,9 раза – до 20,7 млн.руб., а убытки сократились (число убыточных банков снизилось с 6 до 1) в 17,9 раза – до 0,3 млн.руб. (это процессы, скорее всего, отражают вывод банковской системы из «теневого сектора» и повышение качества банковского надзора, что является большим успехом государства), что привело к превышению прибыли над убытками в 20,3 млн.руб..

1.7. Внешняя торговля
Внешняя торговля Абхазии дефицитна: экспорт составляет 30% оборота, импорт – 70%. Две трети внешней торговли приходится на Россию.
Сырье и необработанная сельхозпродукция дают более 90% товарного экспорта, в том числе цитрусовые - 35%, уголь (80-100 тыс.т. в год), фрукты (прежде всего хурма), фундук, чай и овощи – 20%., круглый лес – также 20%. Под последним понимается экспорт ценных пород древесины в Турцию в результате хищнического сведения реликтовых горных буково-дубово-каштановых лесов. Вырубаются все более или менее пригодные экземпляры гигантских буков, вековых каштанов и дубов, которые защищают горные склоны от эрозии. Наиболее активен Гудаутский леспромхоз, где занято несколько сот работающих, а также Гагринский, Сухумский и другие леспромхозы. Планируется вырубка леса в высокогорном Псхуском заповеднике в верховьях реки Бзыбь (заповедник площадью 27,6 тыс.кв.км. основан в 1978 году для сохранения первобытных лесов из восточного бука, пихты Нордманна, благородного каштана, грузинского, каменного и понтийского дуба; таких нетронутых лесов на Западном Кавказе больше нет).
До 15% доходов от экспорта товаров дает сдача Турции в аренду абхазского шельфа Черного моря для ловли рыбы. Со слов местного населения, турки основательно очистили от рыбы прибрежные мелководья.
Промышленный экспорт – до 10% всего экспорта – дают компания «Вина и воды Абхазии» (до закрытия российского рынка поставлявшая на него до 1,5 млн. бутылок вина в год) и Бзыбский деревообрабатывающий комбинат (пиломатериалы, доски, паркет, шпон и другие изделия из древесины в европейские страны).
Услуги туристско-рекреационного комплекса (продажа путевок) дают 40% всей экспортной выручки.

1.8. Особенности предпринимательского климата
Земля в Абхазии - собственность народа и не подлежит купле-продаже, но иностранные юридические и физические лица могут арендовать ее, в том числе и на долгосрочной основе. Государство предполагает создать Земельный кадастр.
Подоходный налог равен 10%, налог на прибыль – 18%, НДС - 10%, платежи во внебюджетные социальные фонды – 20%.
Льготы по налогу на имущество для предприятий с долей иностранного капитала выше 30% в первый год работы составляют 100%, во второй – 80%, в третий – 50 и в четвертый – 25%. В первые три года после получения прибыли облагаемая прибыль и сумма налога на имущество сокращаются на 25%, если иностранные инвестиции превышают 20 тыс.долл., на 50% - если они превышают 50 тыс.долл. и 100% - если они превышают 100 тыс.долл..
Дополнительно к этому предприятия с иностранными инвестициями освобождаются от налогообложения прибыли, реинвестируемой в Абхазии в производство, переработку и хранение сельскохозпродукции, в производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, и в строительство и в развитие альтернативной энергетики, включая малые ГЭС.
Существует льготный таможенный тариф на ввоз производственного оборудования, а экспорт промышленной продукции (кроме круглого леса) осуществляется беспошлинно и не облагается НДС.
Налогообложение сельхозпроизводителей сводится к земельному налогу.

1.9. Иностранные инвестиции (положение до признания независимости Абхазии)
Наиболее удачный проект - компания «Вина и воды Абхазии», созданная в результате инвестирования до 6 млн.долл.. В 2005 году ее экспорт составил 111 млн.руб. (14% экспорта Абхазии) – 1,5 млн.бутылок. В 2008 году компания намерена реализовать в Абхазии 0,6 млн. бутылок вина (на 20% больше прошлогоднего) и при отмене санкций обещала нарастить производство до 3 млн. бутылок.
С 2002 года в Ткуарчалском районе работает абхазо-турецкое предприятие «Тамсаш» по добыче угля (инвестиции – до 20 млн.долл.). Другие объекты инвестиций абхазской диаспоры в Турции – гостиница «Ясемин» в Сухуме и ряд предприятий в сфере торговли. Работают торговый дом «Сухум-Бабаевский» и пивоваренный завод «Сухумский», соучредителями которых являются соответственно концерн «Бабаевский» и Майкопский пивоваренный завод.
В 2005 году 18 млн.долл. вложено в «Абхазскую фруктовую компанию».
В Гудауте реализуется проект по торгово-закупочной деятельности, поставкам продуктов питания для реализации оптом и в розницу. Построены деловой центр «Эверест» и гостиница «Рица». Компанией «Русский капитал» полностью восстановлена сожженная во время войны гостиница «Турист» в Сухуме, запущен асфальто-бетонный завод в Очамчыре, а до конца 2008 года будет введен в эксплуатацию завод по розливу минеральной воды с расфасовкой 0,3, 0,5 и 1,5 литра.
В Очамчырском районе бизнесмены из Санкт-Петербурга реализуют ряд проектов по переработке сельскохозпродукции (в частности, строится колбасный завод), в 2008 году ожидается реабилитация комплекса птицефабрик в селе Кындыг. С нижегородскими бизнесменами достигнуто соглашение о восстановлении крупнейшего в Очамчыре 16-ти этажного гостиничного комплекса.
Инвесторы планируют открыть мусоросепарирующие предприятия в семи районах Абхазии, в первую очередь в Сухуме, Гагре и Гудауте.
Российские инвесторы присматриваются к заводу «Газоаппарат».
«Базэл» намерен построить в Ткуарчальском районе цементный завод для олимпийского строительства в Сочи, но абхазские власти, напуганные примером Новороссийска с его цементным заводом, боятся загрязнения курортной зоны. Предполагается строительство в Сухуме торгового центра «Москва» (хотя планы не реализуются уже 5 лет).
Абхазская ТПП заключила более 30 соглашений с регионами России.
Правительство Абхазии предлагает инвесторам значительный объем разнообразных инвестиционных проектов, заметная часть которых, насколько можно понять, будет «разобрана» в результате признания ее независимости Россией.

Основные государственные инвестиционные проекты:
1. Разработка стратегии и программ социально-экономического развития.
2. Создание крупного рыбоводческого хозяйства.
3. Создание электронного кадастра Республики Абхазия.
4. Гостиничный комплекс «Президент – Отель» в Сухуме.
5. Рекреационный комплекс с горнолыжным курортом на озере Рица.
6. Создание современной энергосистемы с генерирующими мощностями и линиями электропередачи.
7. Строительство грузового порта в Очамчыре.
8. Строительство деревообрабатывающего комбината.
9. Строительство мусороперерабатывающего завода.
10. Строительство рекреационного комплекса на мысе Пицунда.
11. Строительство сети из 10 современных автозаправочных комплексов с сопутствующим сервисом и центральной нефтебазы объемом хранения 30 тыс.т.
12. Строительство современной автодороги с придорожной инженерной инфраструктурой.
13. Строительство спортивной базы в с. Нижняя Эшера.
14. Строительство цементного завода.
15. Теплица с использованием геотермальной энергии для выращивания цветов.
16. Технопарк.

Дополнительные инвестиционные предложения
1. Производство инертных материалов (щебень, песок, аплит-гранит, мрамор, доломит) до 5 млн.куб.м. в год (Гагрский, Сухумский, Ткуарчалский районы).
2. Производство строительного кирпича из известняковых пород методом прессования без обжига (Гудаутский кирпичный завод).
3. Переработка до 100 тыс.т. нефти в год на бензин, дизтопливо, мазут, битум (Очамчырская и Сухумская нефтебазы).
4. Производство не менее 300 т. пищевого спирта в год.
5. Производства винно-водочной продукции (Гудаутский винзавод).
6. Производство табака и табачных изделий (Гудаутский, Очамчырский районы, Сухумская и Гудаутская табачные фабрики).
7. Серийное производство минитракторов до 1 тыс.шт. в год и малой сельхозтехники для крестьянских хозяйств (ткуарчалские заводы «Заря» и «Аргонавт»).
8. Техническое перевооружение теплообеспечивающего хозяйства республики новейшими теплопроизводительными системами.
9. Производство маломерных рыболовецких судов, яхт и катеров на Сухумской судоверфи.
10. Производство мясомолочной продукции, концентрированных соков, консервирование овощей и фруктов (Сухумский и Гагрский молзаводы, Сухумский мясокомбинат, Сухумский, Очамчырский, Гудаутский консервные заводы).
11. Производство кондитерских изделий на Сухумской кондитерской фабрике.
12. Переработка рыбы (Сухумский, Очамчырский, Гагрский рыбозаводы).
13. Сухумская швейная и Сухумская обувная фабрики.
14. Модернизация морского порта и аэропорта Сухума.

2. Направления стихийного развития

Признание Россией Абхазии означает отмену пограничных и институциональных барьеров, что резко активизирует производство: ориентированное ранее на обслуживание туристов, а в последний год – на подготовку к Олимпиаде в Сочи, оно получит выход на российский рынок. Прежде всего это касается абхазских вин и цитрусовых, хотя недооценивать жесткость внутрироссийских барьеров (например, при доступе на рынок Москвы) нельзя.
Следует ожидать быстрого, за 3-5 лет (при усилиях государства – быстрее) восстановления традиционной специализации сельского хозяйства, то есть рост возделывания табака и эфиромасличных культур за счет постепенного сокращения посевов кукурузы. При этом удорожание продовольствия в мире и в России объективно создает благоприятные условия для развития сельхозпроизводства.
Российский спрос и необходимость удовлетворять растущие потребности российского туризма активизирует производство стройматериалов, добычу угля и заготовку ценных пород леса; вероятно начало разработки нефтяных месторождений на шельфе российскими компаниями (запасы нефти на абхазском шельфе, еще в 1998 году переданные грузинским правительством американским компаниям, оцениваются в 200 млн.т. – в основном у Очамчыры, а также около Пицунды и Гагр), что существенно повысит доходы бюджета Абхазии. Однако при эксплуатации природных ресурсов принципиально важно применение современных экологичных технологий, так как в противном случае ущерб природе не просто подорвет главный – рекреационный – ресурс Абхазии, но и создаст долговременную напряженность в двусторонних отношениях.
Развитие экспорта в Россию начнет сдерживаться ограниченной пропускной способностью простаивающих сейчас наземных магистралей. Это стимулирует развитие портов, в первую очередь для обслуживания ближнего каботажа.
В Абхазии идет «малая приватизация»: продажа объектов торговли, общественного питания и объектов незавершенного строительства. Правительство говорит о необходимости следующего этапа – приватизации крупных объектов, с привлечением в этот процесс крупных иностранных фирм, банков, частных инвесторов (при этом будет делаться все, чтобы обеспечить хоть какой-то баланс между российскими и остальными, в первую очередь турецкими инвестициями). Существенно, что абхазское правительство намерено проводить приватизацию в том числе ради получения средств для масштабных государственных инвестиций.
Магистральным направлением экономического сотрудничества России с Абхазией (особенно в ходе второго этапа приватизации) станет «модернизация в обмен на собственность»: российские инвесторы рассчитывают получать в собственность модернизируемые ими объекты инфраструктуры, в том числе туристической. При этом объективное расхождение интересов (абхазское государство будет стремиться к максимальному сохранению контроля за хозяйством, в первую очередь землей, энергетикой и транспортом) неминуемо будет порождать коммерческие конфликты, которые, однако, будут разрешаться в рабочем порядке.
Наиболее вероятно использование абхазским государством (хотя и нерешительное, и неполное) стандартных схем развития, по которым модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры (в частности, необходимо скорейшее восстановление линий электропередач, изношенность которых во многом обесценивает общую энергоизбыточность республики) обеспечивает ускоренное развитие туризма, «вытягивающего» сельское хозяйство и сферу услуг.
Сначала в сфере туристической инфраструктуры, а затем и в части крупных объектов и обычной инфраструктуры со временем начнет реализовываться принцип «строительство – эксплуатация – передача в пользование».
Российские экономисты указывают, что Абхазия «может стать золотым берегом Черного моря и золотым дном российского туризма» (притом что и до признания Абхазии показатели последнего росли на 30% в год), так как «Абхазия - это второй Сочи, только расположенный гораздо более удачно; если в Сочи туристический рынок был искусственно построен, то в Абхазии - в Гаграх, Пицунде, Сухуми - он исторически сложился много лет назад».
Однако для возрождения туристического рынка (в СССР Абхазия принимала ежегодно около 1 млн. организованных туристов и еще примерно столько же – неорганизованных) необходимо решить имущественные вопросы. Структура и история собственности многих объектов недвижимости непрозрачна. Это вызывает опасения, что данные объекты захвачены у грузинских беженцев и в отдаленной перспективе теоретически могут подпасть под реституцию. Это затрудняет привлечение инвестиций и их капитализацию.
В частности, в последние несколько лет земля в Абхазии (точнее, право долгосрочной аренды) активно скупалась российскими инвесторами, но в силу непрозрачности собственности российские компании не афишируют эти приобретения, рассматривая их как задел на отдаленное будущее.
По данным грузинских СМИ (в которых реальность сложно отличить от враждебной пропаганды и наглой лжи), Министерству обороны России в Гаграх принадлежат санатории «Армения» и «Украина», в аренду взят Дом отдыха Архфонда, а также приобретены в собственность дома отдыха ПВО и МВО в Сухумском районе, санаторий «Нижние Эшеры» в Гудаутском районе Абхазии. МВД России принадлежит санаторий «Кодори» в Гаграх, Дом Литфонда в Пицунде был передан в аренду Минатому, а профилакторий «Мзиури» - Минсельхозу России. Санаторий «Челюскинцы» в Гаграх был передан Минтрансу России, а Минэнергетики владеет 30% пансионата «Энергетики» в Гаграх. О.В.Дерипаска приобрел дачу Сталина «Холодная речка» в Гантиади, бывший премьер России, глава «Росатома» Кириенко - два винных завода в Сухуми, губернатор Краснодарского края Ткачев – дачу Берия в Гаграх, а администрация Краснодарского края – комплекс госдач в Гаграх.
Не менее года, а скорее всего, двух лет уйдет на осознание инвесторами факта привлекательности Абхазии (этот срок может быть существенно сокращен усилиями абхазского государства) и еще 2-3 года - на строительство новых и реконструкцию старых гостиничных объектов.

3. Принципиальная особенность: независимость

Абхазия независима не потому, что это написано в какой-то бумажке, а потому, что ее народ сделал ее независимой и не допускает и мысли о подчинении тем, кто хотел их уничтожить. В Абхазии есть народ (что не поддается пониманию сегодняшней российской тусовки, выдающей себя за интеллигенцию), овладевший государством и сделавший его орудием своего исторического творчества. Он может и хочет строить свою жизнь сам. Так рождаются нации.
Это впечатляющее отличие от остального постсоветского «пространства».
Поэтому в отношении Абхазии следует принимать иногда болезненную приверженность ее руководства и народа идее независимости, в том числе и от России. Пренебрежение этой приверженностью - оскорбление национальных и патриотических чувств и потому недопустимо. Следует помнить, что, какими бы нелепыми ни казались заявления в стиле «да я кровь проливал!», они часто соответствуют действительности, что, несмотря на решающий вклад российских добровольцев в победу абхазского народа, он вынес на себе основную тяжесть этой войны (его жертвы в ней были более тяжелыми, чем в Великой Отечественной) и понес основные потери, а истории про ополченцев, ходивших в атаку с одним автоматом на пятерых-шестерых, во многом правдивы.
Поэтому заявления абхазских чиновников на инвестиционных (!) форумах о том, что они не допустят радушно приглашаемых им инвесторов в стратегические сферы (включая продажу земли) и намерены преследовать их за попытки «рвачества», не случайны: это проявления не столько плохого образования, сколько патриотизма, который является неотъемлемым фактором абхазского инвестиционного климата[1].
Существенным является религиозное отношение абхазов к своей природе. Подобно тому, как Молдавией не может руководить человек, не делающий домашнего вина (при этом он может не знать государственного языка), абхазы не позволят руководить собой людям, пренебрегающим соснами и в целом природной средой, и даже не будут массово сотрудничать с такими людьми. Массовое сведение уникальных реликтовых лесов носит вынужденный характер (экспорт их древесины в Турцию – основной источник валюты) и легко будет прекращено при появлении альтернативы, которую должна предоставить Россия.
Так, когда один из наиболее влиятельных губернаторов России спилил на своем участке несколько реликтовых деревьев, он был лишен этого участка, несмотря на тогдашнюю отчаянную потребность в контактах с Россией.
К сожалению, абхазский патриотизм часто неразделим с худшими чертами знакомого всем по Сочинскому региону «курортного менталитета» - со стремлением к иждивенчеству, переходящим в вымогательство, мироощущением «все чужаки мне должны», откровенным нежеланием заниматься собственным развитием и агрессивной завистью к добившимся хоть какого-то успеха.
По данным Абхазской ТПП, когда российская группа компаний «Конти» приобрела за 60 млн.руб. стены, оставшиеся от гостиницы «Абхазия» в Сухуме, - и отдельные политики «использовали эту сделку как повод для демагогии». Дерипаска предполагал приобрести дачу Сталина за 10 млн.долл., однако «политики и пресса подняли шум вокруг этой сделки, Дерипаска от нее отказался, и дача теперь стоит и рушится дальше». Нередкие случаи требования неадекватно завышенных цен и вымогательства со стороны чиновников отпугивают даже российских инвесторов.
Туристический же и повседневный сервис в Абхазии производит впечатление плохого даже на фоне Сочи и его окрестностей.

4. Цель государственного вмешательства: Абхазия как вынесенный вовне инструмент модернизации России

Основная часть экономического потенциала Абхазии может быть в полной мере раскрыта только за счет капиталов России и доступа на ее рынки.
Поэтому принципиально значимой частью экономического потенциала Абхазии являются стратегические интересы России, реализуемые лишь при существенном усилии со стороны последней (правда, руководство Абхазии имеет возможность инициировать это усилие).
Фактически Абхазия может стать вынесенным за пределы России (и освобожденным тем самым от парализующего воздействия ее клептократии и монополий) инструментом ее модернизации.

4.1. Повышение качества государственного управления
Управление Абхазии, в том числе государственное, сочетает в себе старание и гордость за свою страну с катастрофическим недостатком простейших навыков. Доходит до грубейших опечаток и нестыковок статистических показателей в рамках одной и той же справки, не говоря уже об отсутствии систематической статистики и того, что абхазское правительство судит по развитию экономики в динамике абсолютных стоимостных показателей, не скорректированных на рост цен. Имея собственного депутата российской Госдумы, Абхазия, насколько можно понять, практически не использует этот существенный ресурс влияния.
Простая передача знаний и умений от российских управленцев и экспертов, ранее заблокированная непризнанностью Абхазии и отсутствием внимания к ней, может стать источником резкого ускорения ее развития, а для России – инструментом формирования новой когорты специалистов для собственной модернизации. Уникальность этих специалистов будет заключаться в опыте практической созидательной работы (а не воровства) и «привычке побеждать» (в отличие от современной российской бюрократии, больной пораженчеством).
В частности, представляется необходимым использование стандартных механизмов «продвижения образа страны». Понятно, что в ООН Абхазии в обозримом будущем не попасть. Задача более скромна: чтобы в развитых странах, да и в России знали, что есть такая страна, и что бы ее название вызывало позитивные ассоциации. Как говорили Хлестакову – «передайте царю, мол, живет такой Добчинский». И на первом этапе этого более чем достаточно.
Механизмов достижения этой цели много – просто ее надо поставить. Так, со времен Шеварднадзе мощным инструментом грузинской пропаганды в Москве служат корреспонденты грузинского телевидения - милейшие, интеллигентнейшие, терпимейшие люди, которые берут интервью у всех сколь-нибудь значимых людей в Москве и тем самым напоминают о существовании Грузии и своей вежливостью формируют самые благоприятные ассоциации в связи с ней. Это – один из эффективных механизмов продвижения позитивного образа своей страны.
Инструмент «продвижения страны» - продажа ее специально оформленных марок и монет для коллекционеров, не только в России, но и в США, и в Европе.
Для продвижения образа Абхазии нужно зарегистрировать по одной маленькой фирме в США, Москве, Лондоне, Германии и Швейцарии, - и продажа марок и монет, устройство выставок (в том числе национального искусства) и создание других информационных поводов с лихвой окупит их содержание.
Необходимы пресс-туры, обязательно с участием телевидения, для показа повседневной жизни: если журналисты испытают сочувствие к обычным людям, они про это уже напишут и это покажут, - что и требуется. Аналогично надо закладывать фундамент для развития международного экологического и исторического (по местам Сталина и Берия) туризма, пропагандируя Абхазию в специализированных изданиях.
Необходимо разыгрывать карту нетронутой и самоотверженно охраняемой природы с четкой фиксацией того, что непризнание Абхазии не просто подрывает ее экономику, но и грозит, в том числе и этой природе. Запад не готов помогать людям, но очень часто поддерживает их «за компанию» с какими-нибудь симпатичными кустарниками или птицами; это дико, но так устроена современная западная цивилизация, и ей надо пользоваться. Один фильм National Geografic о природе Абхазии сделает для страны больше, чем самый крупный инвестор.
Необходимо развитие систем коммуникаций до уровня, позволяющего встраиваться в глобальную финансовую инфраструктуру, а также Интернет-образования и врачебных консультаций по Интернету.

4.2. Россия нуждается в расширении доступа к Черному морю
Россия обладает незначительным и неудобным морским побережьем; использование побережья Абхазии качественно сокращает имеющийся дефицит портовых мощностей (в том числе для перевалки грузов, что, однако, со временем потребует модернизации наземного транспорта Абхазии), пространства для рыболовства в Европейской части страны (что требует усилий по его развитию) и военных баз.
Помимо Очамчырского порта, где может разместиться часть Черноморского флота, Абхазия располагает одним из трех имевшихся в СССР торпедных полигонов и другими ценными в современных условиях объектами военной инфраструктуры, восстановление которых, хотя и требует существенных усилий, будет значительно более дешевым, чем строительство их аналогов заново.

4.3. Россия нуждается в близком и массовом курорте
Низкобюджетный сегмент российского морского туризма в настоящее время распределен между Крымом, Черногорией, Турцией, самой Россией, некоторыми другими странами и Абхазией. Его переток из других стран (кроме России) в Абхазию повысит его финансовую полезность для России (как из-за большей близости интересов Абхазии и России, так и из-за максимальной доли российского бизнеса в Абхазии) и может стать инструментом политического воздействия на Украину и, в существенно меньшей степени, Турцию.
Однако для закрепления Абхазии в роли близкого и массового морского курорта России необходимо не допустить разрушения ее природной среды и остановить его там, где оно идет (например, в части лесозаготовок). Пора избавиться от госплановской мании ставить в курортных местах НПЗ, ЦБК или, на худой конец, цементные заводы. Поскольку абхазы в силу бедности не могут выбирать между инвесторами, контролировать экологичность производств должна в конечном счете Россия.
Тогда в отношении относительно дешевого морского отдыха и личных инвестиций в недвижимость Абхазия может уже в ближайшие 2 года стать для россиян аналогом Черногории.

4.4. Россия нуждается в собственной оффшорной зоне
Оффшорные зоны – инструмент не только уклонения от налогов, но и глобального маневрирования капиталами, объективно необходимый для современного крупного бизнеса, в том числе и российского.
Представления о том, что оффшорные зоны сохраняют тайну информации и, соответственно, движения капитала, далеки от действительности. Помимо частичного раскрытия данных в официальном порядке существуют неофициальные каналы, по которым власти тех или иных развитых стран наблюдают и анализируют движение капиталов в контролируемых ими оффшорных зонах и с использованием этой информации могут влиять на соответствующие корпорации.
Россия не имеет собственных зарубежных оффшорных зон; поэтому российский бизнес использует оффшоры, контролируемые развитыми странами, что усугубляет его зависимость от них.
Выход российского бизнеса на глобальную арену создает объективную необходимость создания оффшорных зон, контролируемых Россией: наряду с привлечением иностранных капиталов в Россию они станут инструментами глобального и независимого от развитых стран маневрирования российских капиталов.
Размещение оффшоров на территории основной части России контрпродуктивно из-за их превращения в инструмент уклонения от налогообложения, как это было в 90-е годы. Поэтому оффшоры должны находиться на особых, «внешних» территориях, объективно отделенных от основной части России.
Наряду с Калининградской областью такой оффшорной зоной может стать и Абхазия, точнее (из-за ее непризнанности) – какой-либо приграничный населенный пункт в России, который станет формальным регистрационным центром. Абхазия получит доходы в виде зарплаты номинальных директоров (из числа проживающих в ней граждан России) и фактической деловой активности, Россия – инструмент глобального маневрирования крупного и среднего бизнеса, не находящийся под внешним контролем.
Со временем произойдет отток российского бизнеса из внешних оффшорных зон, удаленность или плохие условия которых (так, на Кипре в 2008 году произошла экологическая катастрофа, связанная с исчерпанием источников воды) существенно затрудняет работу, в российскую оффшорную зону, связанную с Абхазией. Ситуация, при которой одна из крупнейших фондовых бирж России до сих пор проводит значительную часть расчетов через Кипр, недопустима: если уж этот сегмент российского рынка не получается вернуть в Россию, надо стремиться к его переходу в российскую оффшорную зону.

4.5. Россия нуждается в вынесенном плацдарме для развития новых технологий
Слишком сложные схемы развития безнадежны именно из-за своей сложности; страны с крестьянским менталитетом успешны, потому что они еще не забыли это.
Главный фактор развития Абхазии – российский туризм. Ему необходима инфраструктура. В рамках советского ВПК была разработана масса весьма эффективных для ее модернизации технологий, которые в значительной части выжили и потихоньку используются сейчас малым и средним бизнесом в энергосбережении, строительстве, сельском хозяйстве. Из них широкое распространение – и то в мире, а не в России – получили разве что тепловые насосы, в 2-4 раза снижающие расход энергии на выработку тепла.
Между тем малые гидроэлектростанции (позволяющие обеспечивать энергией несколько домов от одной установки, ставящейся практически на любом ручье), производство сверхдешевого бензина, сверхдешевого цемента, модульных конструкций, системы дешевой связи и многое другое могут представлять значительный интерес для Абхазии.
Причин блокирования новых технологий в России две: жесткое противодействий эксплуатирующих старые технологии монополий, как международных, так и российских, и полная импотенция российской бюрократии.
Абхазия, - хотя бы в силу относительной внутренней организованности, слабости монополий и с другой стороны, отсутствия ресурсов, - может стать площадкой массового применения таких технологий, своего рода огромным «технопарком» (особенно если учесть, что в советское время частично уже была им – достаточно вспомнить ряд специфических научных программ, осуществлявшихся в дельфинарии и обезьяньем питомнике).
Авторы технологий и инвесторы могут на равных с абхазским государством, предоставляющим условия для работы и возможности реализации проектов, владеть соответствующими предприятиями и до окупаемости проекта получать все доходы от них, а затем – половину или по трети от этих доходов. Этот механизм надежно обеспечивает взаимную заинтересованность частного бизнеса и государства.
Но главное – если в Абхазии начнется массовое применение широкого круга качественно новых технологий, сюда начнут приезжать бизнесмены из разных стран, чтобы убедиться, что все это действительно работает и действительно соответствует описаниям. И тогда приютившее новые технологии государство может начать зарабатывать уже не только на прямом их применении, но и на распространении их по всему миру, превратиться в аналог Билла Гейтса, получавшего по доллару за каждый компьютер, проданный с его программой.
Новые технологии - первый шаг развития и ключ ко всему последующему.
Человечество забыло, что мир изменяют именно технологии, а не пропаганда. Оно вспомнит об этом и без Абхазии, потому что глобальный монополизм загнивает и будет подорван широким распространением сверхдешевых и высокоэффективных технологий (известных как «закрывающие технологии» и недавно названных специалистами российского Минэкономразвития «технологиями-убийцами», так как их распространение делает ненужными старые, непроизводительные технологии). Но, если Абхазия станет плацдармом их применения и распространения, она сыграет в развитии всего человечества настолько большую и позитивную роль, что сегодняшние ее проблемы через 15, а то и 10 лет будут казаться самим абхазам неправдоподобными.

Часть 2
Южная Осетия: цель - самообеспечение

1. Современное состояние: катастрофа

1.1. Общая информация
Южная Осетия занимает центральную часть южных склонов Большого Кавказа. 90% территории лежит на высотах более 1000 метров над уровнем моря. Площадь – 3,9 тыс.кв.км.
На территории республики расположены месторождения и проявления свинца, цинка, меди, ртути, никеля, мышьяка, талька, барита, мрамора, габбро, туфа (более 2 млн.куб.м.), других стройматериалов. Заявления руководства Южной Осетии о наличии запасов высококачественной нефти, достаточных для обеспечения нужд республики, следует рассматривать лишь как обоснование для проведения геологоразведочных работ.
По ущельям рек Б. Лиахва, Паца, Джоджора, Квирила, Везури, Ксани расположено свыше полутораста источников родниковых и минеральных вод (как лечебных, так и столовых), могущих составить конкуренцию самым известным брэндам российского рынка.
Площадь лесов Южной Осетии, самых разнообразных по назначению (водоохранные, почвозащитные, заповедные и курортные), превышает 161 тыс.га.
Число жителей неизвестно из-за неподчинения грузинского населения властям республики и хаотичности миграционных процессов (в частности, шел отток осетин в Северную Осетию и, вероятно, менее масштабный – грузин в Грузию). По оценкам, в Южной Осетии до последней агрессии Грузии проживало около 80 тыс.чел. (различными экспертами назывались оценки до 30 тыс.), в том числе в единственном городе – Цхинвале – около 40 тыс. (из них около 24 тыс.чел. стали беженцами, но до конца августа вернулись в Южную Осетию, более 1,5 тыс.погибли в результате грузинской агрессии).
Крупнейшие поселения - поселки городского типа Дзау, Знаур, Ленингор, Квайса.
Прожиточный минимум в IV квартале 2007 года – 3062 руб/мес (лишь на 23,5% ниже, чем в России – 4.005 руб/мес), что свидетельствует о близости цен к среднероссийским при существенно более низких доходах населения.
Нападение грузинской армии привело не только в огромным жертвам, но и к уничтожению основной части еще существовавших производственных мощностей, а также поставило Цхинвал на грань экологической катастрофы (из-за большого количества трупов на жаре, разрушенности кладбищ и сильнейшей запыленности воздуха).
В столице Южной Осетии разрушено около 70% зданий и построек, в том числе 20% имеют разрушения «средней и высокой тяжести», а 10% не подлежат восстановлению.

1.2. Промышленный потенциал
До нападения Грузии промышленность Южной Осетии насчитывала 22 небольших предприятия, которые в 2006 году произвели продукции (без НДС) на 61,6 млн.руб., что на 2,4% превысило уровень прошлого года. (О качестве государственного управления свидетельствует тот факт, что в августе 2008 года данные по промышленному производству 2007 года все еще отсутствовали.)
Действуют небольшие частные столярные цеха. В 2008 году ожидается открытие цехов по выпуску кровельных материалов, мебели, соков и др.
Из 22 промышленных предприятий 10 «подведомственно» (то есть принадлежит и управляется им) Министерству экономики и внешнеэкономических связей (МЭВС). В 2007 году из этих 10 предприятий работало 7: заводы «Электровибромашина», «Эмальпровод», механический завод, лесокомбинат, Багиатский наливочный завод, Цхинвальский завод пива и фруктовых вод, предприятие «Югостальк». Не работали, как и в прошлые годы, Квайсинское рудоуправление, швейная фабрика и СУ «Промстрой» (кислородная станция).
Выпуск товарной продукции по подведомственным МЭВС предприятиям в 2007 году снизился на 11,6% (на 3,3 млн.руб.) – до 26,5 млн.руб. за счет резкого сокращения выпуска продукции крупнейшими заводами «Электровибромашина» (почти на треть - на 31,6%) и «Эмальпровод» (почти вдвое – на 48,9%).
В то же время механический завод увеличил производство втрое, «Югостальк» - в 2,7 раза, лесокомбинат - в 1,8 раза, Багиатский наливочный завод – на10.4%, завод пива и фруктовых вод – на 6%.
Один из самых успешных предприятий Южной Осетии - завод «Электровибромашина». Среди постоянных потребителей его продукции - Магнитогорский металлургический комбинат, золотодобывающая компания «Полюс», Западно-сибирский металлургический комбинат; золотодобывающий рудник «Вершина Дарасуна», «Мечел», Серовский завод ферросплавов, «Евразхолдинг», Среднеуральский медеплавильный комбинат.
В 2006 году производство было приостановлено из-за затоваривания, но затем были найдены новые потребители (Челябинский металлургический комбинат, Навоийский горно-обогатительный комбинат, новосибирская компания «Севруда», Серовский медзавод, рудник «Многовершинная»)
.
В 2007 году на заводе «Электровибромашина» открыт цех по изготовлению пластиковых окон и дверей, на заводе пива и фруктовых вод налажен выпуск пользующегося большим спросом ликера «Ронг», на Багиатском наливочном заводе начался розлив родниковой воды в 5-литровых пластиковых бутылках.
После достижения в 2008 году договоренности о поставке минеральной воды «Багиата» в Москву ее качество было повышено, а этикетка сначала сделана более яркой и патриотической, а затем полностью переработана (на ней отражена вся государственная символика Южной Осетии, а надписи сделаны на русском и осетинской языках).
Основная часть производственных мощностей простаивает из-за отсутствия спроса на продукцию (что повышает ее себестоимость и делает ее неконкурентоспособной), а функционирующие мощности устарели, изношены, не позволяют выпускать качественную продукцию и требуют постоянных значительных расходов для поддержания в рабочем состоянии («латания на ходу»).
Большинство предприятий, даже успешных, испытывает нехватку рабочей силы, отягощено долгами прошлых лет и страдает от дефицита оборотных средств. Так, в финансовой поддержке особенно нуждаются механический завод, лесокомбинат и завод пива и фруктовых вод (для розлива воды в 1,5-литровые пластиковые бутылки).
Программой развития промышленных предприятий МЭВС на 2008 год предусмотрено увеличение всех показателей более чем вдвое, что возможно «при условии оказания им финансовой помощи со стороны государства».
В 2008 году решением правительства ликвидирован простаивающий более 10 лет химзавод, на его базе открывается завод по производству щебенки из местного сырья. В перспективе предполагается выпуск фундаментных и стеновых блоков, мраморной тротуарной плитки.

1.3. Энергетика
Для обеспечения энергетической независимости от Грузии в 2006 году началось строительство газопровода «Дзуарикау-Цхинвал» протяженностью 163 км. и стоимостью 15 млрд.руб.. Сдача первого пускового комплекса была намечена на 19 сентября; в целом работы должны быть завершены в 2008 году.
Общая протяженность газовых сетей - 80 км, из них газопроводов среднего давления – 16 км, низкого давления – 54 км. Отремонтировано 11,3 км. газопровода. В первом квартале 2009 года должно было быть завершено строительство газопровода Заккар-Цхинвал. Газификация должна быть сплошной и осуществляться за счет бюджета Южной Осетии (то есть, скорее всего, России).
В 2006 году было отремонтировано около 100 км линий электропередачи. После войны села, получавшие электроэнергию из Грузии, будут подсоединены к ЛЭП из России; но уже первоочередные работы по восстановлению (так как грузинская армия уничтожила все электроподстанции и значительную часть распределительной сети) обойдутся в 0,6 млрд.руб.. В перспективе поставки электроэнергии в Южную Осетию осуществляться с Зарамагских ГЭС в Северной Осетии (первая очередь будет введена в строй в 2008 году, вторая – в 2011 году снизит энергодефицит Северной Осетии с нынешних 80-84 до 30-50%), находящихся в 20 км. от границы.
В 2008 году должно было быть завершено проектирование и в 2009 году начато строительство ЛЭП на 35 киловольт в Ленингорский район (50 км.), а также из Кваисы в Синагурско - Казманском направлении (25-30 км.) со строительством подстанций).

1.4. Инвестиционная деятельность
По словам Кокойты, в Южной Осетии ведут геологоразведку корейские компании. Российская фирма «ТИК» работает и «выполняет взятые обязательства, а правительство, в свою очередь, изменяет законодательство по мере необходимости, создавая благоприятную почву для бизнеса».
«Мосдорстрой» за 2008 год должен был провести асфальтирование Зарской дороги (стоимость работ – 340 млн.руб., предоплата – 55 млн.). Строительство включает установку камнедробильного оборудования для оперативного обеспечения гравием и щебенкой, а также нового асфальтового минизавода, вместе с персоналом ввезенного из Южной Кореи.
В середине июля 2008 года в Цхинвале возобновили строительство двух 45-квартирных пятиэтажных домов (победителем конкурса стала российская фирма «Практика»), которые должны были быть введены в строй до конца 2008 года. Они проектируются по евростандартам, каждая квартира будет иметь автономное отопление (чего нет даже в Северной Осетии), строились передовым методом скользящей апаловки. В 2009 году предполагалось построить еще три таких же корпуса.
В середине 2008 года должен был пройти конкурс, а в 2009 году уже завершено строительство нового водовода Эдыс-Цхинвал в обход грузинских сел (так как старый водовод сгнил, а в грузинских селах устраивались диверсии) протяженностью 75-80 км. с новыми водозаборами, двумя резервуарами, обеспечивающими суточную потребность Цхинвала, а также лабораторией, оценивающей качество воды. Однако изменение ситуации, возможно, позволит ограничиться ремонтом существующего водовода.
В конце апреля 2008 года Цхивал посетили представители Петербургской швейной компании «BTP Group», возглавляемой Таймуразом Боллоевым. Им предложили проект восстановления Цхинвальской швейной фабрики, цеха которой были для этого очищены от почти 20-летней грязи. Инвестиционная привлекательность фабрики будет обеспечена заказами от Минздрава и МВД Южной Осетии; для обеспечения ее кадрами решено открыть лицей.

1.5. Сельское хозяйство
Климатические условия благоприятствуют развитию виноградарства, садоводства, скотоводства.
В 90-е годы руководство республики попыталось под вывеской госхозов восстановить колхозы, однако затея потерпела крах. Сейчас сделан упор на кредитование государством отдельных крестьянских хозяйств, которые начали работать.
В 2008 году убираемая площадь посевов пшеницы выросла более чем в 10 раз - со 130 до 1,5 тыс.га, ожидаемый урожай – более 2,5 тыс.т. (урожайность – более 16,7 центнеров с гектара). 11,5-кратный рост убираемых посевов вызван намерением приобрести к 18-летию независимости (20 сентября 2008 года) мельничное оборудование (с доставкой и установкой – за 3,6 млн.руб.), что, в отличие от прошлых 18 лет, позволит перерабатывать пшеницу на месте и придало смысл ее выращиванию (мельничное предприятие Цхинвала восстановлению не подлежит). Полученная мука будет отправляться в Юго-Осетинское государственное предприятие хлебобулочных изделий (ранее оно ввозило более дорогую муку, убивая собственное производство); ее себестоимость снизится вдвое – с 15-16 до 8 руб/кг.. После уборочных работ начнется заготовка кормов для скота, прессование соломы и подготовка почвы к засеву озимой пшеницы.
В 2008 году Минсельхоз Южной Осетии торжественно ввез в страну 2 трактора ДТ-75, сеялки, очистители зерна, разрабатыватель удобрения, а так же - впервые - два дискатора для безплужной обработки земли. Техника была распределена между двумя бригадами, работающими в Знаурсоком и Цхинвальском районах. До конца года предполагалось закупить «еще несколько единиц сельхозтехники».
В 2008 году открыты магазины в ряде сел, где многие годы их не было, что позволило покупать завозимые из Цхинвала товары у себя, а не в соседних селах Грузии, и по более низким ценам. Однако так и не удалось открыть в Цхинвале магазин сельхозпродукции, из-за чего ее жители продолжают продавать свою сельхозпродукцию в соседние села Грузии по относительно низким ценам.
В одном из сел отремонтирована школа, завезены новые парты, учебники, наглядные пособия, но не хватает педагогов, хотя Юго-Осетинский госуниверситет каждый год выпускает около 250 учителей: молодые специалисты не хотят ехать в села.

2. Направления стихийного развития

Цель России – выход к 2011 году экономики Южной Осетии на средний уровень субъектов Южного федерального округа России (который состоит, за исключением Краснодарского и Ставропольского краев, а также Ростовской области, из депрессивных территорий), в том числе и по уровню жизни.
Для этого надо создать условия для развития экономики. Поэтому финансовая помощь будет оказываться только под гарантии того, что люди готовы вернуться в свои дома и восстановить их, а затем работать в экономике Южной Осетии. Во многом благодаря этому до конца августа все беженцы вернулись в Южную Осетию с территории России.
На восстановление первых 750 обследованных объектов потребуется 16 млрд.руб., которые будут выделены в рамках комплексного перспективного плана по восстановлению и социально-экономическому развитию республики (на 2009-2011 годы), и еще 9,5 млрд.руб. будет выделено в рамках первоочередных мер. Таким образом, всего на восстановление Южной Осетии будет направлено 25,5 млрд.руб. (в 2009 году предполагается выделить 10 млрд.руб.); вероятно, эта сумма будет увеличена.
В частности, Министр транспорта России И.Левитин запросил на реконструкцию дорог Северной и Южной Осетии (на 2008-2015 годы) 40 млрд.руб.: 10 млрд. – на дороги Южной Осетии (в том числе 300 млн.руб. – на текущие расходы), 9 млрд. – на расширение и модернизацию Рокского тоннеля (3,7 км.), 14 млрд. – на модернизацию прилегающего участка Транскавказской магистрали (20 км.), включая строительство стоков и 16 противолавинных галерей и тоннелей, 7 млрд.руб. – на строительство обходов вокруг Владикавказа и Моздока.
Другое направление увеличения расходов на восстановление Южной Осетии – помощь ряда регионов. Так, Московская область примет участие в строительстве Дворца спорта и еще нескольких объектов на территории Южной Осетии, а подмосковные предприниматели будут работать в таких сферах югоосетинской экономики, как образование, здравоохранение, транспорт и дорожное строительство. В свою очередь югоосетинская сторона предложила совместно добывать и использовать имеющиеся на территории республики полезные ископаемые, а также выразила готовность сотрудничать в области туризма.
Часть денег, выделяемых Россией на восстановление Южной Осетии, будет проводиться через бюджет Северной Осетии как трансферт из федерального фонда софинансирования расходов. Это означает включение Южной Осетии в бюджетную систему России и позволяет предположить, что после выполнения плана по выводу республики на средний уровень Южного Федерального округа она будет объединена с Северной Осетией.
Масштабы экспорта юго-осетинской продукции в Россию из-за ограниченности как транспортных, так и производственных возможностей будут оставаться незначительными, однако будут использоваться более полно, чем сейчас.
Развитие туризма должно осуществляться с ясным пониманием, что оно будет ограничиваться слабостью инфраструктуры и плохим (в первую очередь по психологическим причинам) сервисом.
Помимо восстановления и реконструкции жилья, транспортной и энергетической инфраструктуры устойчивое благополучие Южной Осетии в силу незначительности ее масштабов обеспечат три мероприятия:
• создание военной базы, необходимой для защиты населения от новых попыток геноцида (особенно через 3 года, когда грузинская армия будет модернизирована), с привлечением населения на работы, связанные со строительством и обслуживанием базы, а также в качестве военнослужащих по контракту;
• максимально возможная ориентация при осуществлении строительных работ и обслуживании военной базы на местные, а не завозимые из России ресурсы;
• всемерное обучение местных кадров.

3. Принципиальные особенности: незначительные масштабы и отсутствие финансового контроля

Если Абхазия представляет собой государство, то Южная Осетия возникла как сообщество людей, защитивших себя от истребления.
Для понимания специфики Южной Осетии надо сознавать мизерные масштабы хозяйственной деятельности.
Так, на одном из крупнейших промышленных предприятий - заводе «Эмальпровод» - занято 130 чел..
Одно из наиболее успешных предприятий Южной Осетии - лесокомбинат – «в 2006 году получил около 60 куб.м. древесины, хотя может освоить до 300 куб.м. в год». Речь идет не о тысячах кубометров, а о считанных кубометрах! При этом наиболее реальным источником средств директору комбината видится реализация на металлолом 50 тонн раскулаченного оборудования: вырученные за него 175 тыс.руб., по его мнению, «могут дать реальный толчок в развитии производства на предприятии».
Государственность как таковая не сложилась во многом из-за незначительности населения и используемых им ресурсов; недаром Шойгу на заседании правительства России простодушно попросил премьера Путина «ускорить формирование правительства Южной Осетии», вынудив последнего разъяснить, что это дело не премьера России, но президента самой Южной Осетии.
В 90-е и до 2004 года критически значимая часть доходов поступала в Южную Осетию от контрабанды из Грузии в Россию. О масштабах этой контрабанды и влиятельности ее организаторов свидетельствует то, что предпринятая в конце 90-х попытка командующего Пограничными войсками России А.Николаева остановить контрабанду привела сначала к демонстрации водителей спиртовозов на пункте пересечения границы Верхний Ларс, а затем к увольнению А.Николаева.
Приход к власти Саакашвили с его идеологией моноэтнического государства и подавления «сепаратизма» пресек масштабную контрабанду и, хотя торговля с Грузией сохранилась, Южная Осетия, несмотря на официальное отрицание этого, стала существовать в основном за счет средств России, - как выплаты пенсий и пособий ее гражданам, так и прямой помощи. Наблюдатели неоднократно обвиняли российских военных и власти Южной Осетии в серьезном завышении численности людей, получающих выплаты от России, в целях присвоения значительных сумм денег.
В 2008 году Комитет государственного контроля и экономической безопасности Южной Осетии по поручению президента республики провел проверки, в результате чего выявлены колоссальные хищения, как электроэнергии, так и природного газа, - в основном, правда, в частных коммерческих организациях.
Правда, в качестве основных причин низкой собираемости платы за электроэнергию и газ было названо отсутствие или неисправность в сельских местностях счетчиков, не обрубленные деревья, которые становятся причиной обрыва на линии, технические потери и изношенность линии газопровода. В ряде случаев представители энергетиков подстрекают жителей портить счетчики, за взятку обещая им возможность временно не платить за электроэнергию.
Признание Южной Осетии создает предпосылки для повышения качества бюджетного и в целом финансового контроля за деньгами республики, в том числе за средствами российского бюджета.

4. Цель государственного вмешательства: порядок

В силу полноты зависимости от России и незначительности населения Южная Осетия представит собой наиболее чистый пример, по которому другие национальные меньшинства Грузии будут судить о способности или неспособности России осуществлять развитие обособленных, но стремящихся к ней территорий.
Соответственно, создав в Южной Осетии «витрину процветания», Россия ослабит грузинский режим – возможно, до такой степени, что он сможет повторить попытку геноцида ее юго-осетинских граждан, несмотря на военную помощь США и НАТО.
Если же Россия сохранит Южную Осетию как «витрину убожества», уступающую по условиям жизни и уровню развития даже бедным районам Грузии, она тем самым докажет свою несостоятельность и не только не создаст для Различных народов Грузии соблазна, но и сплотит грузинское общество против себя.
Для процветания Южной Осетии в силу малочисленности населения достаточно названных выше инструментов (модернизации инфраструктуры, размещения военной базы, максимальной ориентации на местные ресурсы и всемерного обучения местных кадров) – при условии введения финансовой дисциплины. Сохранение учета и контроля на сегодняшнем уровне не просто приведет к колоссальным потерям средств, но и не даст реализовать задачи по повышению уровня развития Южной Осетии до уровня, делающего воссоединение осетинского народа в рамках Российской Федерации экономически безболезненным.
Для этого необходимо ввести, пусть не афишируя это, внешнее финансовое управление Южной Осетией. При его эффективности она сможет выйти даже на самофинансирование (то есть отсутствие прямых бюджетных трансфертов при сохранении реализуемых на ее территории федеральных программ – военных, инфраструктурных, туристических и кадровых), то есть достичь в бюджетном отношении даже более высокого уровня развития, чем Северная Осетия.
Цель проекта «Южная Осетия» - ее модернизация для воссоединения осетинского народа в рамках Российской Федерации и сдерживания Грузии за счет создания из Южной Осетии «символа успеха» и привлечения этим к России симпатий других национальных меньшинств Грузии.

Заключение
Отработка механизма модернизации России

Абхазия и Южная Осетия нужны России не только для достижения конкретных экономических и политических задач, но в первую очередь для отработки механизма ее собственной модернизации.
Абхазия сможет стать примером быстрого комплексного, и в первую очередь технологического развития территории, а также сотрудничества с экономически слабой, но стремящейся к независимости элитой. Кроме того, оффшорная зона на ее основе будет эффективным источником капиталов, а направленные в нее молодые российские специалисты – бесценным кадровым резервом.
Южная Осетия должна дать России бесценный пример создания жесткого финансового контроля в наименее приспособленных для этого условиях, - и кадры честных финансистов, способные сделать это.
При этом успех России в развитии политически независимой от нее Абхазии и полностью контролируемой ею Южной Осетии качественно повысит ее привлекательность в глазах народов стран бывшего Советского Союза.


1. Характерно следующее заявление Министра экономики: «Активная инвестиционная политика должна соизмеряться с решением политических задач, не создавая угрозу суверенитету и независимости нашего государства. Иностранные инвестиции должны допускаться в те отрасли и в том количестве, которые отвечают интересам нашей страны». А премьер-министр страны указал, что Абхазия не намерена работать с теми, кто желает «что-то здесь легко добыть, легко нажить... Мы будем соблюдать взаимный интерес, взаимное достоинство. В Абхазии нет ничего бросового».

Оценить статью
(0)