Проблемы Крыма

Проблемы Крыма

Проблемы Крыма

Недавно в редакции Голоса Америки состоялся круглый стол, посвященный социальным и национальным проблемам Крыма. На прошлой неделе исполнился 61 год  с того дня, когда по распоряжению Сталина крымские татары были насильно выселены с территории Крыма.

Как проблемы, унаследованные с советских времен, отражаются на жизни Крыма в наши дни? Какую роль играет крымский фактор в отношениях между Украиной и Россией? На эти вопросы отвечали Владимир Иванович Романенко, первый заместитель директора Института стран СНГ, бывший командующий морской пехотой Черноморского флота; Мустафа Джемилев, известный правозащитник, узник совести, лидер крымско-татарского Меджлиса и Сергей Коноплев, директор программы Гарвардского университета по безопасности Черноморского региона.

Инна Дубинская:

Сейчас в Крыму проблема номер один – это перераспределение земельной собственности. Администрация Кучмы раздала много земли российским государственным организациям, частным компаниям и предпринимателям. В результате, в Крыму оказалось очень много российских денег.  Сейчас правительство Ющенко хочет пересмотреть итоги приватизации в Крыму, и даже забрать дачу у президента Путина.  Как вы считаете, Владимир Иванович, правильно ли ведет себя Украина?

Владимир Романенко:

Вообще, в целом, считаю, что нахождение Крымского полуострова в составе Украины – это незаконная акция, которая, хотя на сегодняшний день легитимно и юридически это оформлена во взаимоотношениях между Россией и Украиной, но вопрос внутреннего понимания тех людей, которые живут и на самом полуострове, и которые за пределами полуострова считают это своей землей Крым,  остается, в общем-то, проблемой и на сегодняшний день. Поэтому у Киева, прямо скажем, не очень обдуманные поступки, которые осуществляет нынешняя украинская власть, начиная очередной передел собственности на крымской земле. А я свидетелем этих переделов был уже в нескольких поколениях, начиная с 91 года…  Поэтому, я считаю, что это абсолютно неправильный, контрпродуктивный шаг, который, самое главное, может дестабилизировать ситуацию на самом Крымском полуострове и привести к очень серьезным осложнениям в наших взаимоотношениях.

И.Д.:
Сергей Коноплев, ваша точка зрения?

Сергей Коноплев:

Ну, во-первых, реприватизация идет не только в Крыму, а на всей территории Украины, поэтому не стоит говорить, что именно Крым выбран каким-то особым местом. А с другой стороны, я бы хотел привести слова прокурора Крыма, Виктора Шемчука, в пятницу, 20 мая, который сказал, что действительно было нарушение земельного распределения, и все эти определения земель на южном берегу Крыма носили тотальный характер, поэтому я думаю, что ничего там страшного нет. Но плохо, конечно, если у Путина заберут его дачу, по-моему, она называется «Глициния». Я думаю, что это, конечно, несправедливо, потому что, думаю, что она была приобретена вполне законно. И если есть какие-то недоработки, то можно решить обычным путем. А для Украины это очень важно, я считаю, что крайне важно и даже почетно, если президент Российской Федерации будет иметь свою резиденцию в Украине, что поможет неформальному общению между президентами России и Украины.

И.Д.:
Мустафа Джемилев, как сами крымчане относятся к перераспределению земельной собственности, которое сейчас проводит правительство Ющенко на всей территории Украины, в том числе в Крыму?

Мустафа Джемилев:

Разные жители относятся вполне по-разному. Те, которые, используя свои возможности, наворовали, или, там, какими-то обходными путями получили крупные земельные участки, они, разумеется, недовольны. И видимо, будут строить разные препятствия этому контролю. А что касается других, обделенных в первую очередь, конечно, крымских татар, то новость принимается очень благоприятно. Только мы сказали, что та формула, о которой они говорили – объявить мораторий на выделение земель всем, провести проверку, а потом только решать вопрос – мы сделали только оговорку, что, вообще-то, этот мораторий на крымских татар распространялся десятилетиями, поэтому, может быть, все-таки, надо уже начинать выдавать землю крымским татарам.  А заодно – проводить проверку.

И.Д.:

18 мая исполнился 61 год с того дня, когда, по распоряжению Сталина, крымские татары были насильно выселены с территории Крыма. С недавних пор многие из них возвратились на историческую родину. Кто должен оказывать им материальную и другую помощь при переселении?  Москва, во искупление грехов сталинизма? Украина, в состав которой ныне входит Крымская Республика?  Или такие международные организации, как, скажем, Европейский союз, ОБСЕ, или НАТО?  Ваше мнение, Сергей Коноплев?

С.К.:
Ну, я думаю, что НАТО не имеет никакого отношения к крымским татарам. А полуостров Крым находится в составе Украины, которая является сейчас независимым государством, и, прежде всего, я думаю, что власти Украины и власти Автономной Республики Крым, должны найти эти средства для того, чтобы решать вопросы о крымских татарах. Прежде всего, это земельный вопрос, образование, признание тех требований, которые они хотят.

И.Д.:
Спасибо, Сергей. Мустафа Джемилев, как вы считаете должна оказываться помощь?

М.Д.:
Речь идет, в первую очередь, не о помощи. Я хочу напомнить, что в мае 44 года, когда была депортация, геноцид крымско-татарского народа, Крым находился в составе Российской Федерации. Это потом только, в 54 году, передали Украине. И коль скоро Россия, считает себя преемником Советского Союза, то, в первую очередь, конечно, основная ответственность должна быть за возмещение нанесенного ущерба. И ответственность за это преступление должна нести Россия. Но, к сожалению, мы от России ничего не видим, кроме злобных статей относительно того, что, якобы, власти Украины пытаются «изменить баланс», то есть демографические соотношения, не в пользу русских.  Хотя здесь этнических русских до 60%. Что касается Украины, то Украина, в меру своих возможностей, начиная с 91 года, то есть, с момента провозглашения независимой Украины, выделяет из своего бюджета определенные средства и пытается решить какие-то социальные проблемы крымских татар. Разумеется, эти суммы далеко не достаточны, но и состояние Украины не очень-то важное пока сейчас. Что касается международных фондов, то требований к ним, конечно, никаких не может быть, они могут только оказывать, так сказать, руководство с чувством доброй воли, и какую-то помощь. Мы будем благодарны, конечно, этой помощи.

 

«Voanews»

Оценить статью
(0)