Спустя полгода после официального окончания войны в Ираке информация об этой @ стране полна противоречий. Основных тем две – оружие массового поражения и Саддам Хусейн. Эксперты, спецслужбы и СМИ обсуждают, было ли в Ираке ОМУ или нет до начала война и жив ли сегодня Саддам Хусейн.
Информация о достоверности всех вышеперечисленных версий появляется с завидным постоянством, как в самом Ираке, так и в соседних странах. Так, много шуму наделала публикация в саудовской газете "Эр-Рияд" на прошлой неделе, в которой сообщалось со ссылкой на источники в Багдаде, что бывший президент побывал на днях в столице Ирака в районе Ат-Дора, в доме одного из местных жителей, где находился пару часов. Дом потом тщательно обыскали, но ничего не нашли.
Многие наблюдатели, комментируя очередную сенсацию, предположили, что миф о якобы живом Саддаме искусственно поддерживается с целью держать всех в напряжении. На самом же деле он был убит еще до взятия Багдада, иначе бы Ирак вообще бы так быстро не сдался. По мнению многих, миф поддерживает сам президент Джордж Буш. Во время посещения Калифорнии на прошлой неделе он выразил убеждение, что за нападениями на американские войска в Ираке стоит именно Саддам Хусейн. Сторонники версии о том, что бывший президент Ирака мертв, подчеркивают, что миф выгоден американцам, так как на Саддама можно будет еще долго списывать любые акции сопротивления.
В то же время, по официальным данным Пентагона, в операции по его поиску задействованы тысячи военнослужащих. А 7 ноября New York Times с ссылкой на источники в Пентагоне сообщила, что США создали на Ближнем Востоке специальное подразделение под названием Task Force 121, в задачу которого будет входить поимка бывшего лидера Ирака Саддама Хусейна и международного террориста Усамы бен Ладена. При этом военные эксперты признали, что задача поимки бывшего иракского лидера в настоящий момент осложняется продолжающейся партизанской войной и тем, что иракцы неохотно сотрудничают с американцами, опасаясь последствий в случае, если С.Хусейн вновь вернется к власти.
Однако еще более сенсационной является информация, опубликованная New York Times. Газета приводит данные о том, что Имад Хейдж, бизнесмен ливано-американского происхождения, в феврале прошлого года, накануне начала военной операции в Ираке, имел контакты с Ричардом Перлом, советником министра обороны США Дональда Рамсфелда, и Джейми Дернаном, советником заместителя министра обороны Пола Вулфовица.
Предметом переговоров было тайное намерение Саддама Хусейна заключить c США сделку. В числе иракцев, которые просили Хейджа передать послание в Вашингтон, был Хассан аль-Обейди, глава внешних операций иракской разведки. "Если все это из-за нефти, мы можем обсудить с США уступки в этой сфере, - сказал он. - Если все это из-за мирного процесса (на Ближнем Востоке), мы можем договориться. Если все это из-за оружия массового поражения, пусть американцы пришлют своих людей. У нас нет оружия массового поражения". Обейди предложил направить в Ирак 2 тысячи агентов ФБР, а когда узнал, что США полны решимости отстранить Саддама Хусейна от власти, то пообещал провести в стране выборы в течение ближайших двух лет.
По словам Хейджа, Перл попытался заручиться одобрением ЦРУ, чтобы встретиться с иракцами лично, однако представители управления заявили, что не хотят идти по этому пути, так как они поддерживают собственные контакты с Багдадом.
После этого Хейдж вновь встречался с Обейди, а затем – с директором иракской разведки Тахиром Джалилом Хаббушем, который предложил выдать США Абдула Рахмана Ясина, обвиняемого в причастности к теракту 1993 года в ВТЦ - после теракта он бежал в Ирак, а США предложили за его голову $25 млн.
19 февраля Хейдж передал в Вашингтон доклад о своем путешествии в Багдад, в котором сообщал, что с американцами хочет встретиться не только Хаббуш, но и Тарик Азиз, и что ради предотвращения войны иракцы готовы пойти на уступки в пяти сферах, включая нефть, сотрудничество в борьбе с терроризмом и полную поддержку любых американских планов в арабо-израильском мирном процессе. Однако ответа на иракские инициативы не последовало, а через месяц, 20 марта, началось вторжение в Ирак.
Если публикация в New York Times с большой долей вероятности доказывает, что в Ираке к началу войны не было оружия массового поражения, то, по мнению Wall Street Journal, оно там было. Газета рассказывает об обнаружении в начале ноября в Ираке около 25 тонн секретных документов, в которых якобы могут быть полные сведения обо всех агентах Саддама. Также в этих документах якобы находится подтверждение тому, что Саддам планировал продолжить программы разработки химического и биологического оружия.
Что же касается сегодняшних настроений жителей Ирака и их отношения к своему будущему, то, согласно первому массовому опросу, проведенному в Ираке компанией Zogby International, более половины иракцев убеждены, что демократия западного образца в этой стране не приживется. Причем иракские шииты, которые составляют большинство в стране, и которых преследовал Саддам Хусейн, более расположены к демократии, чем сунниты. 49% опрошенных заявили, что лучшей властью для Ирака будет свободно избранное правительство, использующее в своей работе нормы Шариата (исламского права). 24% предпочли бы, чтобы Ираком управляли религиозные лидеры. Лишь 21% опрошенных высказался за свободно избранное нерелигиозное правительство, отмечает Washington ProFile. 76% выступают за придание суду лидеров партии БААС и приближенных Хусейна. При этом 36% позитивно относятся к Усаме Бен Ладену. 70% иракцев выступают за то, чтобы американские и британские войска покинули Ирак в течение года.