Прогресс демократии в России пошел вспять

Прогресс демократии в России пошел вспять

Прогресс демократии в России пошел вспять

Несколько дней назад в Нью-Йорке были объявлены лауреаты Пулитцеровской премии. Учрежденная в 1917 году по завещанию Джозефа Пулитцера, премия считается самой престижной в журналистских кругах. Она является своеобразным барометром новых тенденций, тем, ценностей и профессионализма в журналистике. Получить эту премию – большая честь для любого журналиста. Лауреатами 2005 года стали известные газеты Los Angeles Times и Wall Street Journal. Каждая из них получила по две награды сразу.
Журналисты калифорнийской газеты уже второй год подряд получают премию в номинации «За служение обществу» за серию статей о медицинских проблемах и расовой дискриминации. Вторую премию получила руководитель московского бюро Los Angeles Times Ким Мэрфи: в прошлом году газета опубликовала серию ее репортажей о событиях в Беслане.

Мэрфи работает и над такими темами, как экономика, политическая система, борьба с терроризмом и проблемы демократии в России. «Мне 49 лет, и я уже давно занимаюсь этим делом. Сегодня я очень счастлива и довольна», - сказала в интервью «24 саати» Ким Мэрфи, с которой мы связались в Лос-Анджелесе.

- Вам присудили самую престижную премию – Пулитцеровскую – за освещение бесланской трагедии. Какое чувство из тех, что вы испытали, когда там работали, было самым острым?

 

- При освещении бесланских событий самым острым чувством была, естественно, человеческая боль. Я – мать двоих детей. Невозможно писать о таком происшествии и не понимать боль всех родителей, чьи дети находились в школе во время трагедии, горе родителей, потерявших в Беслане детей. И вы знаете, что таких там было очень много.

Еще был острый стресс и страх, страх перед терроризмом, угрожающим и моей стране. А под конец – шок и сожаление, что все это кончилось так больно, что с ситуацией не удалось справиться получше.


- Вы руководите московским бюро «Лос-Анджелес Таймс» и работаете над проблемами развития демократических проблем в России. Как вы считаете, каково положение демократии в России?


- Я надеюсь, что у России есть шанс улучшить положение в этом вопросе. Но я работаю в Москве уже полтора года, и все это время я видела, как вместо развития демократии там наблюдается постепенный откат. В российской думе очень слабо представлены оппозиционные силы, мало представителей оппозиционных партий. Упразднены прямые выборы регионального управления, уменьшилось число независимых СМИ.

И тем не менее, я думаю, шанс все же есть. Положение России не безнадежно, хотя мне вновь и вновь приходится повторять, что прогресса нет – есть регресс.


- Наряду с другими вопросами вы освещаете и внешнюю политику России. Не попадала ли в ваши публикации под таким углом и Грузия?


- Конечно, я писала и о Грузии, и очень много писала. Я не пишу редакционных статей и комментариев – я обозреватель. Я работала над вопросами российской внешней политики, отношением России к каждому из постсоветских государств.

Россия очень болезненно восприняла «революцию роз» в Грузии. Находящиеся на грузинской территории военные базы – мина замедленного действия, абхазский и южноосетинский вопросы по-прежнему остаются предметом конфликта между двумя странами; вновь поднимают панкиссскую тему.

Но я все же думаю, Россия начинает понимать (и это мы видели в Киргизии), что больше не может доминировать над всеми республиками бывшего Советского Союза. России придется устанавливать отношения с новыми лидерами. Так что мы, быть может, являемся свидетелями начала позитивных перемен.

 

Нино Гомартели,
газета «24 саати», Тбилиси

Оценить статью
(0)