Лукашенко не любит оранжевый

Лукашенко не любит оранжевый

Лукашенко не любит оранжевый

Начало нового года ознаменовалось в Беларуси очередной перестановкой в высших эшелонах власти. После того как Виктор Шейман ушел с поста главы администрации, освободившееся вакантное место занял Геннадий Невыглас, возглавив предвыборный штаб Александра Лукашенко. Особенность этого назначения связана с тем, что ранее Невыглас занимал пост в силовом ведомстве страны, в частности, возглавлял Совет безопасности республики. Собственно, это далеко не первая перестановка в высших эшелонах власти, однако предыдущая рокировка чиновников касалась преимущественно социального блока в правительстве, что больше указывало на специфический акцент предвыборной кампании Лукашенко.
Произошедшая перестановка на ключевых постах в Минске была ожидаема и узнаваема, поскольку отношение официальных властей к оппозиции в стране традиционно носило жесткий характер, что можно было неоднократно наблюдать в новостных выпусках российских телеканалов. Отчасти данную тенденцию подтверждает и сам Невыглас, который запомнился своими опасениями по поводу экспорта «оранжевой» революции в Беларусь. В ходе прошедшей в ноябре прошлого года в Москве встречи секретарей Советов безопасности стран ОДКБ он предложил выработать единые действия против вмешательства во внутренние дела стран извне. Не исключено, что данное обстоятельство найдет свое продолжение накануне предстоящих в марте этого года президентских выборов в стране. Тем более, что сама должность главы президентской администрации в странах СНГ, как правило, характеризуется большими властными полномочиями.
Необходимо отметить, что к белорусским выборам по-своему готовятся государства Евросоюза, откуда в адрес Минска все отчетливее звучат ноты предостережения. В частности, на декабрьской конференции ОБСЕ в Любляне Беларусь подверглась критике за несоблюдение обязательств по правам человека, которые носят обязательный характер для всех членов этой организации. Считается, что наибольший накал ожидается во взаимоотношениях Варшавы и Минска. Тем более, что между соседними странами уже давно продолжается дипломатическая война, в ходе которой заметно поредел штат в посольствах обоих государств, а формулировка «персона нон гранта» давно приобрела в официальных документах обыденный характер. Однако, как показывают события, Варшава готова перейти и к более решительным мерам, которые включают в себя и торговое эмбарго. Такие настроения в польском истеблишменте выразил советник мэрии Варшавы по вопросам Беларуси Марек Буцько, отметивший, «что есть только единственный реальный инструмент давления на белорусский режим — экономические санкции, эмбарго на ввоз белорусских товаров в ЕС». Кроме того, польские политики предлагают открыть информационный фронт работы, которая, по замыслу авторов проекта, предполагается открыть независимое радиовещание на Беларусь и начать информационной кампании в польских средствах массовой информации.
Собственно, о контрпродуктивности подобных мер говорил в свое время бывший американский президент Картер, с которым трудно не согласиться. Наиболее яркие примеры — Остров свободы в Карибском море или Страна утренней свежести на Корейском полуострове, которые продолжают существовать в условиях санкций. Более того, после решения европейских стран Минск только глубже окопается на постсоветском пространстве и расширит свои связи с Пекином, куда недавно удачно съездил Александр Лукашенко. Поэтому, несмотря на радужный оптимизм европейских политиков, можно только констатировать, что с введением подобных санкций едва ли что-то изменится в самом Минске. Однако для них в таком решении кроется другая опасность. Поскольку с использованием таких рычагов давления Беларусь не станет оранжевой, следует ожидать обострения инстинкта самосохранения, что способно привести к внутриполитическим коллизиям. Правда, кто возьмет на себя ответственность за последствия подобной политики, остается непонятным. Поэтому было бы более продуктивно расширять экономические и культурные связи между странами региона, тем самым расширяя влияние на Минск. Но такое решение, в силу сложившихся стереотипов, будет рассматриваться как поддержка авторитарного режима Лукашенко, которая подведет жирную черту в карьере любого европейского политика.
С приближением выборов Минск все чаще оказывается в осадном положении, и это обстоятельство находит свое логичное отражение в кадровых перестановках, проводимых сегодня в высших эшелонах власти. В частности, в появлении на ключевых постах представителей силовых структур страны.

Оценить статью
(0)