Сближаться с ОДКБ не хотят

Сближаться с ОДКБ не хотят

Сближаться с ОДКБ не хотят

Одним из важнейших аспектов деятельности военно-дипломатических кругов России и ее ближайших союзников — государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности во второй половине минувшего года, безусловно, были попытки установить более тесные отношения с Североатлантическим блоком. Причем попытки делались на самом высоком уровне. В июне 2005 г. в эту деятельность был вовлечен даже президент РФ Владимир Путин. А в конце года проблема сотрудничества двух региональных организаций стала главной темой Совета Россия-НАТО.

Впрочем, если быть исторически точными, то о необходимости сотрудничества с альянсом в ОДКБ заговорили еще на первоначальном этапе становления Организации. В июне 2004 г., спустя всего 9 месяцев после создания собственно ОДКБ, Совет коллективной безопасности, как высший орган, принял решение «поручить генеральному секретарю Организации Договора о коллективной безопасности вступить в контакт с генеральным секретарем Организации Североатлантического договора». Диалог предполагалось строить исходя из близости и совпадения принципиальных позиций, официально заявленных организациями по вопросу противодействия современным угрозам и вызовам. В частности, предлагались следующие направления для сотрудничества: региональная и международная безопасность; противодействие международному терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, организованной преступности и нелегальной миграции; нераспространение оружия массового уничтожения и ракетных технологий; укрепление пограничной безопасности; предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций и миротворчество, а также сотрудничество в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Исходя из поставленной задачи, генсек ОДКБ Николай Бордюжа уже в сентябре 2004 г. направил письмо с предложением о сотрудничестве своему атлантическому коллеге.

Ответа не последовало

В Москве вначале восприняли молчание Брюсселя (там расположена штаб-квартира блока) как закономерное явление. К тому моменту «мини- Варшавский договор» (в ОДКБ, как известно, вошли шесть из 15 бывших советских республик) еще даже не был признан ООН. Официально статус региональной организации в области безопасности Организация получила лишь в конце 2004 г., став наблюдателем при Генеральной ассамблее ООН.
С этого момента голос ОДКБ зазвучал весомее. «Пристрелка» же, как это и принято в сегодняшнем мире, прошла через СМИ. Всю первую половину 2005 г. в ОДКБ, с максимальной возможностью используя появившийся интерес к Организации, подчеркивали «неуважительное» отношение атлантистов к элементарному дипломатическому этикету. Вопрос «о сотрудничестве между ОДКБ и НАТО» стал непременным атрибутом всех встреч Николая Бордюжи с журналистами. Отдадим должное генсеку: он не драматизировал ситуацию. «Я понимаю, что им (НАТО. — Прим. авт.) сложнее, чем нам, психологически сломать себя и понять, что мир сегодня совершенно другой. Государства-члены ОДКБ раньше были противниками НАТО…», — тактично объяснял генсек молчание Брюсселя.

Лакмусовая бумажка

Однако проблема стала настолько «звучащей», что за ее разрешение в июне 2005 г. взялся лично Владимир Путин, принявший к тому времени «бразды правления» в Организации. В конце июня на встрече с генеральным секретарем НАТО. Я. Де Хоопом Схеффером президент России очень конкретно обратил внимание главного чиновника альянса на существование ОДКБ. Ответ не заставил себя ждать. Уже 8 июля в адрес главы Российского государства и министра иностранных дел РФ поступили письма от генсека НАТО с приглашением организовать брифинг о целях и приоритетах российского председательства в ОДКБ на пленарном заседании Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) осенью 2005 г.
Как сообщил на правах анонимности наш источник в секретариате ОДКБ, в Москве восприняли это известие «как дипломатическую победу». А в российском МИД тему установления контактов между ОДКБ и НАТО корреспонденту «ВПК» назвали «приоритетной». Более того, взаимодействие двух альянсов на Смоленской площади рассматривают «как лакмусовую бумажку, демонстрирующую, насколько Брюссель готов к реальному сотрудничеству с государствами, находящимися восточнее территории государств НАТО».
Но пока во внешнеполитическом ведомстве России все заявления самого Я. Де Хоопа Схеффера и его подчиненных рассматривают лишь как «благие намерения». Ведь в Брюсселе даже официальное приглашение выступить на сессии СЕАП пытались дезавуировать. Сначала попытками переноса мероприятия, потом стремлением отодвинуть тему ОДКБ-НАТО на второй план. И только твердая позиция МИД РФ позволила добиться включения вопроса в повестку дня как СЕАП, так и Совета РФ-НАТО.
Кстати,
здесь российские дипломаты пошли на определенную хитрость. Помня, что на выступление отводится не более 5–6 минут, они решили не проводить презентацию ОДКБ, как рассчитывали западные партнеры, а сразу повели речь о практических задачах, в которых возможно реальное сотрудничество между двумя организациями. Историю же ОДКБ, ее структуру изложили в документах, розданных участникам мероприятия заранее.

Вместе сесть на «канал»

Что же предложили россияне западным партнерам? Два направления сотрудничества: противодействие наркотрафику из Афганистана и борьбу с терроризмом. То есть проблемы, интересующие все мировое сообщество.
Отметим, что по обеим темам министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову было что сказать. Например, с целью пресечения контрабанды наркотиков с афганской территории с 2003 г. ОДКБ ежегодно проводит международные антинаркотические операции «Канал». Причем участвуют в них не только государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности. В минувшем году операция проходила при участии Ирана, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Пакистана и Китая.
Об эффективности говорит тот факт, что за время проведения «Канала-2005» из незаконного оборота было изъято более 11 тонн наркотиков, в том числе около 550 кг героина, раскрыто порядка 10 тыс. наркопреступлений, задержано более 5 тысяч человек, связанных с распространением наркотиков.
На решение задач противодействия новым угрозам в значительной мере ориентирована и военная составляющая Организации Договора о коллективной безопасности. Действует Объединенный штаб, координирующий реализацию решений в области коалиционного военного строительства ОДКБ, включая переоснащение Коллективных сил быстрого развертывания, в том числе спецсредствами для целей антитеррора. Ежегодно проводятся командно-штабные учения под кодовым названием «Рубеж». Начинается создание объединенного миротворческого контингента ОДКБ.
Все это позволило Сергею Лаврову заявить, что «масштабность перечисленных задач, решаемых Организацией Договора о коллективной безопасности, говорит о реальных возможностях для налаживания широкого международного взаимодействия с другими странами и организациями в таких сферах, как борьба с терроризмом и наркоугрозой, миротворчество, обмен опытом разработки мер противодействия экстремизму».
Как восприняли все это наши партнеры? Госсекретарь США Кандолиза Райс, представлявшая мнение Брюсселя, заявила, что НАТО необходимо больше информации об ОДКБ. Но при этом новая железная леди Запада тут же подчеркнула, что НАТО по-прежнему «будет отдавать приоритет двусторонним отношениям».

Кто должен просить о взаимодействии?

Построение позиции НАТО по принципу «Разделяй и властвуй» для большинства экспертов не новость. Аналогичен подход Брюсселя и к другой международной структуре — Организации государств Персидского залива, представляющей весьма лакомый для атлантистов, прежде всего для США, регион.

К сожалению, приходится констатировать, что определенные успехи эта политика принесла и в зоне ответственности ОДКБ. Речь идет не только о военных базах НАТО, находящихся буквально вдоль одного забора с базами Организации Договора о коллективной безопасности. Ряд государств-членов ОДКБ (скажем, Армения и Казахстан) имеют индивидуальные планы партнерских действий с альянсом. По атлантическим стандартам индивидуальное партнерство — это обязательная первая ступень сотрудничества при вступлении в НАТО. Понятно, не все прошедшие ее становятся членами альянса. Но каждый новый член НАТО обязательно проходил через индивидуальное партнерство.
Кстати, о новых членах. По оценке экспертов, именно бывшие союзники СССР по Варшавскому договору сегодня составляют группу наиболее негативно настроенных к сотрудничеству с Россией в частности и к ОДКБ в целом. В немалой степени с их подачи, считают наши эксперты, на Западе ОДКБ воспринимают как некую реанимацию Варшавского договора.
В то же время большинство наблюдателей как в РФ, так и за рубежом сходятся в том, что ОДКБ лучше, чем НАТО, приспособлена к современным вызовам и угрозам. В частности, отмечается такой факт, что у НАТО нет мирного, гражданского потенциала. «У альянса сегодня нет возможности перевести операцию из военной стадии в полицейскую и далее в гуманитарную. У НАТО есть способность проводить только военные операции», — убежден вице-президент Академии геополитических наук генерал-полковник Леонид Ивашов, в недавнем прошлом возглавлявший Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны РФ. У ОДКБ же спектр применения гораздо шире: помимо собственно военной составляющей, в формате организации сотрудничают министерства внутренних дел государств — членов ОДКБ, структуры госбезопасности, а также антинаркотические, антитеррористические ведомства и т.п. В перспективе — создание гуманитарных, спасательных и санитарно-эпидемиологических структур. Так что, делают вывод некоторые эксперты, еще вопрос, кто кого должен просить о взаимодействии.
Интересно, что уже после брюссельского брифинга генеральный секретарь Николай Бордюжа заявил, что «не считает установление взаимодействия с НАТО жизненно необходимым аспектом» для возглавляемой им организации. «В мире достаточно структур, с которыми ОДКБ сотрудничает весьма плодотворно», — подчеркнул Николай Бордюжа.
Как отметили корреспонденту «ВПК» в секретариате ОДКБ, сотрудничество с другими международными и региональными организациями является одним из приоритетных направлений. Это дает возможность продвигать национальные и коллективные интересы государств-членов ОДКБ в сфере безопасности и является весомым фактором региональной стабильности. Предпочтение отдается установлению и развитию партнерских отношений с международными структурами, играющими ведущую роль в обеспечении международной безопасности и стабильности. На глобальном уровне — это Организация Объединенных Наций, на региональном — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Североатлантического договора (НАТО), Европейский союз (ЕС); на пространстве бывшего СССР — Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Фактор стабильности

После получения ОДКБ в декабре 2004 г. статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН отношения между двумя организациями заметно активизировались. В частности, в июле прошлого года Николай Бордюжа принял участие в 6-й встрече высокого уровня между руководством ООН и руководителями региональных организаций, так что уже установлены рабочие контакты между генеральными секретарями ООН и ОДКБ.
Развиваются отношения Организации Договора о коллективной безопасности с ОБСЕ и ее структурными подразделениями.
Представители ОДКБ регулярно приглашаются на заседания Совета глав МИД ОБСЕ, участвуют в Ежегодной конференции по обзору в области безопасности (ЕКОБ), других мероприятиях в рамках ОБСЕ. Налаживается практическое взаимодействие с Антитеррористическим подразделением (АТП) ОБСЕ. В ходе консультаций с руководством АТП обсуждены перспективные направления и формы сотрудничества. Так, секретариат ОДКБ посетили генеральный секретарь ОБСЕ, руководитель АТП, координатор Рабочей группы ОБСЕ по вопросам пограничной безопасности. Они высказывались за совместные шаги в вопросах, касающихся безопасности, борьбы с наркоугрозой, создания контртеррористической сети, усиления контроля за распространением ПЗРК, взаимодействием пограничных, таможенных, миграционных служб. ОДКБ, в свою очередь, принимала участие в подготовке главного документа ОБСЕ последних лет — Стратегии реагирования на угрозы безопасности и стабильности в XXI веке.
Естественно, регулярны контакты Организации Договора о коллективной безопасности со структурами СНГ. Налажено взаимодействие ОДКБ с исполкомом Содружества, Антитеррористическим центром (АТЦ), Межправительственной комиссией СНГ по вопросам противодействия незаконной миграции, Межпарламентской Ассамблеей СНГ и др.
В октябре 2004 г. был подписан Протокол о взаимодействии секретариатов ОДКБ и ЕврАзЭС, предусматривающий регулярный обмен информацией и документами, представляющими взаимный интерес, экспертную помощь, создание при необходимости совместных рабочих групп. Имеются в виду тесные партнерские отношения в таких вопросах, как пограничная политика, экспортный контроль, противодействие отмыванию нелегальных доходов.
Весьма актуален вопрос налаживания партнерских отношений между Организацией Договора о коллективной безопасности и ШОС. Организации, имеющие большую общую зону ответственности, решают целый ряд схожих задач, что диктует необходимость координации их усилий. Объединение потенциалов ОДКБ и ШОС не только позволило бы координировать действия и избежать дублирования, но и способствовало бы укреплению многополярности современного мира.
Отношения с Евросоюзом пока не формализованы. Предпринимаются шаги по налаживанию контактов на конкретных направлениях, представляющих практический интерес для обеих сторон. Как и в случае с НАТО, в повестке дня возможного взаимодействия ОДКБ с ЕС есть вопросы, касающиеся противодействия современным угрозам и вызовам.
Так что Североатлантический альянс, скорее, проиграет, чем выиграет, если не установит более тесных отношений с Организацией Договора о коллективной безопасности.

Оценить статью
(0)