Одним из важнейших аспектов деятельности
Впрочем, если быть исторически точными, то о необходимости сотрудничества с альянсом в ОДКБ заговорили еще на первоначальном этапе становления Организации. В июне 2004 г., спустя всего 9 месяцев после создания собственно ОДКБ, Совет коллективной безопасности, как высший орган, принял решение «поручить генеральному секретарю Организации Договора о коллективной безопасности вступить в контакт с генеральным секретарем Организации Североатлантического договора». Диалог предполагалось строить исходя из близости и совпадения принципиальных позиций, официально заявленных организациями по вопросу противодействия современным угрозам и вызовам. В частности, предлагались следующие направления для сотрудничества: региональная и международная безопасность; противодействие международному терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия, организованной преступности и нелегальной миграции; нераспространение оружия массового уничтожения и ракетных технологий; укрепление пограничной безопасности; предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций и миротворчество, а также сотрудничество в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Исходя из поставленной задачи, генсек ОДКБ Николай Бордюжа уже в сентябре 2004 г. направил письмо с предложением о сотрудничестве своему атлантическому коллеге.
Ответа не последовало
В Москве вначале восприняли молчание Брюсселя (там расположена
С этого момента голос ОДКБ зазвучал весомее. «Пристрелка» же, как это и принято в сегодняшнем мире, прошла через СМИ. Всю первую половину 2005 г. в ОДКБ, с максимальной возможностью используя появившийся интерес к Организации, подчеркивали «неуважительное» отношение атлантистов к элементарному дипломатическому этикету. Вопрос «о сотрудничестве между ОДКБ и НАТО» стал непременным атрибутом всех встреч Николая Бордюжи с журналистами. Отдадим должное генсеку: он не драматизировал ситуацию. «Я понимаю, что им (НАТО. — Прим. авт.) сложнее, чем нам, психологически сломать себя и понять, что мир сегодня совершенно другой.
Лакмусовая бумажка
Однако проблема стала настолько «звучащей», что за ее разрешение в июне 2005 г. взялся лично Владимир Путин, принявший к тому времени «бразды правления» в Организации. В конце июня на встрече с генеральным секретарем НАТО. Я. Де Хоопом Схеффером президент России очень конкретно обратил внимание главного чиновника альянса на существование ОДКБ. Ответ не заставил себя ждать. Уже 8 июля в адрес главы Российского государства и министра иностранных дел РФ поступили письма от генсека НАТО с приглашением организовать брифинг о целях и приоритетах российского председательства в ОДКБ на пленарном заседании Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) осенью 2005 г.
Как сообщил на правах анонимности наш источник в секретариате ОДКБ, в Москве восприняли это известие «как дипломатическую победу». А в российском МИД тему установления контактов между ОДКБ и НАТО корреспонденту «ВПК» назвали «приоритетной». Более того, взаимодействие двух альянсов на Смоленской площади рассматривают «как лакмусовую бумажку, демонстрирующую, насколько Брюссель готов к реальному сотрудничеству с государствами, находящимися восточнее территории государств НАТО».
Но пока во внешнеполитическом ведомстве России все заявления самого Я. Де Хоопа Схеффера и его подчиненных рассматривают лишь как «благие намерения». Ведь в Брюсселе даже официальное приглашение выступить на сессии СЕАП пытались дезавуировать. Сначала попытками переноса мероприятия, потом стремлением отодвинуть тему
Кстати,
Вместе сесть на «канал»
Что же предложили россияне западным партнерам? Два направления сотрудничества: противодействие наркотрафику из Афганистана и борьбу с терроризмом. То есть проблемы, интересующие все мировое сообщество.
Отметим, что по обеим темам министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову было что сказать. Например, с целью пресечения контрабанды наркотиков с афганской территории с 2003 г. ОДКБ ежегодно проводит международные антинаркотические операции «Канал». Причем участвуют в них не только
Об эффективности говорит тот факт, что за время проведения
На решение задач противодействия новым угрозам в значительной мере ориентирована и военная составляющая Организации Договора о коллективной безопасности. Действует Объединенный штаб, координирующий реализацию решений в области коалиционного военного строительства ОДКБ, включая переоснащение Коллективных сил быстрого развертывания, в том числе спецсредствами для целей антитеррора. Ежегодно проводятся
Все это позволило Сергею Лаврову заявить, что «масштабность перечисленных задач, решаемых Организацией Договора о коллективной безопасности, говорит о реальных возможностях для налаживания широкого международного взаимодействия с другими странами и организациями в таких сферах, как борьба с терроризмом и наркоугрозой, миротворчество, обмен опытом разработки мер противодействия экстремизму».
Как восприняли все это наши партнеры? Госсекретарь США Кандолиза Райс, представлявшая мнение Брюсселя, заявила, что НАТО необходимо больше информации об ОДКБ. Но при этом новая железная леди Запада тут же подчеркнула, что НАТО
Кто должен просить о взаимодействии?
Построение позиции НАТО по принципу «Разделяй и властвуй» для большинства экспертов не новость. Аналогичен подход Брюсселя и к другой международной структуре — Организации государств Персидского залива, представляющей весьма лакомый для атлантистов, прежде всего для США, регион.
К сожалению, приходится констатировать, что определенные успехи эта политика принесла и в зоне ответственности ОДКБ. Речь идет не только о военных базах НАТО, находящихся буквально вдоль одного забора с базами Организации Договора о коллективной безопасности. Ряд
Кстати, о новых членах. По оценке экспертов, именно бывшие союзники СССР по Варшавскому договору сегодня составляют группу наиболее негативно настроенных к сотрудничеству с Россией в частности и к ОДКБ в целом. В немалой степени с их подачи, считают наши эксперты, на Западе ОДКБ воспринимают как некую реанимацию Варшавского договора.
В то же время большинство наблюдателей как в РФ, так и за рубежом сходятся в том, что ОДКБ лучше, чем НАТО, приспособлена к современным вызовам и угрозам. В частности, отмечается такой факт, что у НАТО нет мирного, гражданского потенциала. «У альянса сегодня нет возможности перевести операцию из военной стадии в полицейскую и далее в гуманитарную. У НАТО есть способность проводить только военные операции», — убежден
Интересно, что уже после брюссельского брифинга генеральный секретарь Николай Бордюжа заявил, что «не считает установление взаимодействия с НАТО жизненно необходимым аспектом» для возглавляемой им организации. «В мире достаточно структур, с которыми ОДКБ сотрудничает весьма плодотворно», — подчеркнул Николай Бордюжа.
Как отметили корреспонденту «ВПК» в секретариате ОДКБ, сотрудничество с другими международными и региональными организациями является одним из приоритетных направлений. Это дает возможность продвигать национальные и коллективные интересы
Фактор стабильности
После получения ОДКБ в декабре 2004 г. статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН отношения между двумя организациями заметно активизировались. В частности, в июле прошлого года Николай Бордюжа принял участие в
Развиваются отношения Организации Договора о коллективной безопасности с ОБСЕ и ее структурными подразделениями.
Представители ОДКБ регулярно приглашаются на заседания Совета глав МИД ОБСЕ, участвуют в Ежегодной конференции по обзору в области безопасности (ЕКОБ), других мероприятиях в рамках ОБСЕ. Налаживается практическое взаимодействие с Антитеррористическим подразделением (АТП) ОБСЕ. В ходе консультаций с руководством АТП обсуждены перспективные направления и формы сотрудничества. Так, секретариат ОДКБ посетили генеральный секретарь ОБСЕ, руководитель АТП, координатор Рабочей группы ОБСЕ по вопросам пограничной безопасности. Они высказывались за совместные шаги в вопросах, касающихся безопасности, борьбы с наркоугрозой, создания контртеррористической сети, усиления контроля за распространением ПЗРК, взаимодействием пограничных, таможенных, миграционных служб. ОДКБ, в свою очередь, принимала участие в подготовке главного документа ОБСЕ последних лет — Стратегии реагирования на угрозы безопасности и стабильности в XXI веке.
Естественно, регулярны контакты Организации Договора о коллективной безопасности со структурами СНГ. Налажено взаимодействие ОДКБ с исполкомом Содружества, Антитеррористическим центром (АТЦ), Межправительственной комиссией СНГ по вопросам противодействия незаконной миграции, Межпарламентской Ассамблеей СНГ и др.
В октябре 2004 г. был подписан Протокол о взаимодействии секретариатов ОДКБ и ЕврАзЭС, предусматривающий регулярный обмен информацией и документами, представляющими взаимный интерес, экспертную помощь, создание при необходимости совместных рабочих групп. Имеются в виду тесные партнерские отношения в таких вопросах, как пограничная политика, экспортный контроль, противодействие отмыванию нелегальных доходов.
Весьма актуален вопрос налаживания партнерских отношений между Организацией Договора о коллективной безопасности и ШОС. Организации, имеющие большую общую зону ответственности, решают целый ряд схожих задач, что диктует необходимость координации их усилий. Объединение потенциалов ОДКБ и ШОС не только позволило бы координировать действия и избежать дублирования, но и способствовало бы укреплению многополярности современного мира.
Отношения с Евросоюзом пока не формализованы. Предпринимаются шаги по налаживанию контактов на конкретных направлениях, представляющих практический интерес для обеих сторон. Как и в случае с НАТО, в повестке дня возможного взаимодействия ОДКБ с ЕС есть вопросы, касающиеся противодействия современным угрозам и вызовам.
Так что Североатлантический альянс, скорее, проиграет, чем выиграет, если не установит более тесных отношений с Организацией Договора о коллективной безопасности.