Ильхам Алиев дал согласие на встречу с Робертом Кочаряном

Ильхам Алиев дал согласие на встречу с Робертом Кочаряном

Ильхам Алиев дал согласие на встречу с Робертом Кочаряном

Как сообщает «Туран», 25 мая в Ереване сопредседатели Минской группы ОБСЕ — Юрий Мерзляков (Россия), Стивен Манн (США) и Бернар Фасье (Франция) провели переговоры с руководством Армении. В первой половине дня они были приняты главой МИД Варданом Осканяном, а после обеда — президентом Робертом Кочаряном.
Сопредседателей сопровождают заместитель госсекретаря США по делам Европы Дэниел Фрид, заместитель министра ИД РФ Григорий Карасин и бывший посол Франции в РФ и Китае Пьер Морель. Как сообщила пресс-служба МИД Армении, в ходе встреч были обсуждены принципы и подходы к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Стороны обратили внимание на некоторые «нерешенные и несогласованные вопросы».
По итогам переговоров сопредседатели МГ ОБСЕ выступили с заявлением. Содержание заявления практически полностью повторяло текст, зачитанный накануне в Баку. Представители стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта вновь призвали Армению и Азербайджан готовить свои народы к миру, а не войне.
В документе отмечено, что миссия намерена содействовать мирному урегулированию, «настало время для обеих сторон прийти к согласию по основным принципам урегулирования». Были обсуждены аспекты будущего урегулирования и возможности встречи президентов двух стран в скором будущем. Дискуссии, как и в Баку, были конструктивными, сказано в документе.
Между тем 25 мая в Баку подтвердили, что не все новые идеи сопредседателей приемлемы для азербайджанской стороны. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в беседе с журналистами заявил, что официальный Баку дал согласие на проведение очередной встречи президентов Азербайджана и Армении в Бухаресте в рамках Черноморского форума за диалог и партнерство, который состоится 4–6 июня. Теперь проведение встречи глав Азербайджана и Армении будет зависеть от итогов переговоров международных посредников в Ереване.
По словам Э.Мамедъярова, посредники привезли не «новые предложения», а «новые идеи». Не вдаваясь в подробности, глава МИД сказал, что некоторые из этих идей приемлемы для Азербайджана, некоторые — нет. Однако в дипломатии, как отметил Э.Мамедъяров, надо искать «компромиссы». Согласно главе внешнеполитического ведомства, посредники с пониманием отнеслись к позиции Азербайджана, которая остается «неизменной».
Комментируя призыв посредников к лидерам двух государств готовить народы «к миру, а не войне», Э.Мамедъяров отметил, что Азербайджан выступает за мирный путь урегулирования конфликта. Вместе с тем, он подчеркнул, что территории Азербайджана находятся под оккупацией, и «война не окончена».
Нечто подобное в отношении предложений мог заявить, и, скорее всего, в ближайшие дни заявит министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. То есть почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что так называемые «новые идеи» сопредседателей одинаково не по душе и Баку, и Еревану. Просто ни у одной из сторон не хватает смелости отвергнуть их с порога. Однако, по крайней мере, пока, официальному Баку удается играть на опережение. Официальное согласие на очередную встречу президентов — еще одно тому подтверждение.
В номере «Зеркала» от 25 мая автор этих строк рассмотрел перспективу урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе карабахского, в отрыве от других глобальных процессов, происходящих в нашем регионе на данном конкретном отрезке времени. И получалось, что России намного выгоднее не урегулирование, а сохранение в тлеющем состоянии карабахского конфликта. Однако при определенном развитии событий и Россия, как ни странно, может сыграть роль «истинного» миротворца в карабахском урегулировании.
Подобное развитие событий возможно только в том случае, если США и Россия уже полюбовно договорились по поводу будущей участи Ирана. Кстати, Москва на определенных условиях вполне может сдать Тегеран. Однако это тема для совсем другой статьи. Сейчас необходимо разобраться в том, какая ситуация сложится в регионе в случае военной интервенции против Ирана.
Итак, в этом случае Армения теряет единственный надежный путь, связывающий ее со всем остальным миром, в том числе и Россией. Сегодня Россия поддерживает связь с Арменией через Грузию, с которой у нее отношения ухудшаются почти с космической скоростью. Не исключено, что в случае выхода Грузии из СНГ Россия вообще закроет границы с этой страной, как это было в середине 90-х годов. Возможность открытия Азербайджаном и Турцией границ с Арменией до урегулирования карабахского конфликта — вообще из области фантастики. А в случае даже временной оккупации Ирана со стороны США, Армения, по сути, оказывается в мышеловке. Тут уже будет не до «сбалансированной внешней политики». У Армении, да и у Азербайджана, не останется иного выхода, как играть по установленным США правилам. При этом варианте развития событий Вашингтон просто будет диктовать условия игры, то есть условия мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией.
Таким образом, в случае военной интервенции США в Иран регион окажется под полным военно-политическим контролем Вашингтона. А это значит, что карабахский конфликт потеряет для России свою значимость в качестве инструмента для манипулирования ситуацией в регионе. Если так, то сегодня России намного выгоднее играть роль миротворца, при этом еще и выторговывать для себя за счет Азербайджана и Армении какие-то преимущества. Ведь США на самом деле торопятся с урегулированием армяно-азербайджанского конфликта. При этом по большому счету Вашингтону все равно, на каких условиях это произойдет. То есть согласие России на любой вариант урегулирования конфликта лишает как Азербайджан, так и Армению всякой возможности маневра. Ведь в этом случае можно столкнуться с консолидированной позицией мирового сообщества, обвиняющего одну из сторон конфликта в торпедировании мирных инициатив посредников. А это почти равноценно введению международных санкций.

Р.Миркадыров

Оценить статью
(0)