Информация о готовящемся террористическом акте в России пока не подтвердилась, но произвела неизгладимое впечатление. Все началось во вторник, когда в вечерних выпусках новостей электронные СМИ передали обращение Федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета (НАК) с призывом соблюдать бдительность. Уже на следующий день крупные города страны погрузились в тревожную атмосферу, а население страны внутренне пережило
В обращении подчеркивалось, что от иностранных партнеров НАК получил информацию о возможности совершения
Особые меры безопасности были предприняты, конечно, в Москве — мегаполисе с развитой транспортной инфраструктурой и многомиллионным населением. Столичные аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево, которые после терактов летом 2005 года подвергают личному досмотру каждого пассажира, теперь перешли на
Предупреждая об угрозе теракта, спецслужбы опасались, что в народе возникнет паника. Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что разделяет общую тревогу, связанную с возможной угрозой террористических актов. «К сожалению, терроризм, с реальностью которого столкнулся весь мир, продолжает быть серьезной опасностью. Очень важно, что тем, кто замышляет бесчеловечные акции, не удается достичь основной своей цели — посеять в обществе панические настроения», — сказал Грызлов. Между тем никакой паники у населения не было — в московском метрополитене в эти дни даже не уменьшилось количество пассажиров. Видимо, после нескольких терактов люди уже привыкли к мысли о возможности повторения этой угрозы. «Услышав во вторник новость о готовящейся диверсии, я слегка испугалась, легла спать. Утром по дороге на работу я увидела много милиции и вспомнила, какую новость услышала накануне вечером», — рассказывает Ирина.
Стоит отметить, что в ожидании угрозы граждане России проявили небывалую бдительность. НАК даже поблагодарил руководителей транспортных предприятий и население за помощь при проверке информации о возможных терактах. Комитет получил более 100 звонков с признаками обнаружения настораживающих фактов. На экспертизу направлено содержимое упаковок, обнаруженных на станции метро «Войковская» и в офисном помещении в центре Москвы. В Тюмени же сотрудники ФСБ на железнодорожной станции изъяли десять килограммов тротила. Взрывчатку перевозили два жителя Свердловской области.
В среду вечером было объявлено, что информация, полученная от зарубежных коллег, в «настоящее время подтверждения не нашла», однако милицейское усиление, по крайней мере, в российской столице, пока не снято.
Сейчас трудно сказать, ложной ли оказалась объявленная тревога. В связи с происходящим эксперты уже выдвинули несколько версий. Первая сводится к тому, что это была учебная тревога ФСБ. Вторая основывается на том, что посеять панику выгодно неким политическим силам, ведь Россия вступила в год парламентских выборов. Третья версия сводится к тому, что на фоне угрозы безопасности осталось незамеченным принятие в среду вечером в третьем чтении законопроекта «О транспортной безопасности». Этот законодательный акт создает правовые основы для защиты российских граждан от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических. По сравнению с первым чтением законопроект претерпел значительные изменения. Если сначала документ вводил общую правовую категорию «транспортная безопасность» и содействовал внедрению новейших технологий для защиты транспорта от незаконного вмешательства, то ко второму чтению депутаты четко обозначили одну из главных угроз для транспорта — террористический акт. Одобренный во втором чтении законопроект разделяет объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства на определенные категории. Группировка производится с учетом степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Главная интрига законопроекта заключается в том, что предполагается создать единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности. В нее, в частности, войдет автоматизированная централизованная база персональных данных о пассажирах и попадут имена, даты и место рождения, паспортные данные пассажиров, пункты отправления и назначения, виды, маршруты следования и даты различных поездок.
Документ также вводит ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности. Так, не имеют права участвовать в обеспечении транспортной безопасности люди с непогашенной или неснятой судимостью, состоящие на учете в органах здравоохранения в связи с психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, те, кто досрочно прекратил полномочия по госдолжности
Наталия Пулина, Москва