Кризис кризисом, а богатые стали еще богаче

Кризис кризисом, а богатые стали еще богаче

Кризис кризисом, а богатые стали еще богаче

В январе компания Brand Finance опубликовала ежегодный отчет Global 500, и список, в который вошли самые дорогие компании планеты. С 2016 года место лидера в этом почетном списке уверенно держит Apple, бренд которой аналитики оценили в 263,4 млрд.$. В 2020 году этой компании здорово подсобила пандемия, - эксперты связывают рост показателей Apple не столько с проведенной в прошлом году диверсификацией бизнеса, сколько с  развитием цифровых сервисов по подписке, включая iCloud, Apple Podcasts, Apple Music, Apple TV и Apple Arcade, что дало компании преимущество в самый «карантинный» период 2020 года, когда резко выросли объемы онлайн-торговли.

На втором месте – розничный монстр Amazon (254,2 млрд.$), «бронза» - у Google (191,2 млрд.$). Google можно считать самым пострадавшим из этой тройки, - компанию здорово подкосил отток рекламодателей, сокративших свои маркетинговые траты во время пандемии, - а значительная часть доходов Google как раз и складывается из денег от размещения рекламы.

Как и следовало ожидать, в пятерке лидеров оказались Microsoft (140,4 млрд.$) и Samsung (102,6 млрд.$). Однако им стоит внимательнее приглядеться к компании Илона Маска Tesla, признанной самым быстрорастущим брендом 2020 года, поскольку стоимость этой компании за двенадцать месяцев выросла аж на 158 процентов, до 32 млрд.$, - так быстро не рос до сих пор ни один мировой бренд.  В медийной номинации лучше всех выглядит  

Netflix с 24,9 млрд.$.

Есть в «брендовом» списке Brand Finance и три российские компании, - «Сбер», «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». «Сбер» по показателю «сила бренда», учитывающему инвестиции в маркетинг и рекламу, акционерный капитал, а также результаты деятельности компаний, набрал 92 балла, и стал третьим в мире. Его опередили только китайская компания WeChat (95,4 балла) и прошлогодний чемпион Ferrari (93,9 балла), зато по этому же показателю среди банковских брендов «Сбер» занял первое место.

Аналитики отмечают трудную ситуацию, в которую попали многие старые бренды, теснимые молодыми конкурентами, что, естественно, отразилось и на позиции старых компаний в рейтинге Brand Finance. Красноречивый пример – Gillette, явно проигрывающий стартапам, которые перешли на онлайн-торговлю бритвами и прочим «для мужчины лучше нет». Среди этих «выскочек» - Harry’s, купленный в 2020 году компанией Edgewell Personal Care за 1,4 млрд.$, материнская компания Schick, и Dollar Shave Club, приобретенный еще в 2016 году за 1 млрд.$ компанией Unilever.

Несмотря на пандемию, а часто даже благодаря ей, укрепили свои позиции Amazon, Netflix и PayPal, - и это не удивительно, ведь именно эти компании, заметно подросшие по сравнению даже с «урожайным» 2019 годом,  по праву считаются мировыми лидерами онлайн-торговли, стриминга и обработки платежей.

Решив не отставать от Brand Finance, в дело составления ТОП-листа включился и Forbes USA. Его аналитики даже разработали собственную методологию определения лучшего бренда года. Для начала они исследовали 200 международных брендов компаний, активно работающих на американском рынке, определив выручку и прибыль каждой компании до вычета налогов. После этого экспертам осталось только вычислить средние показатели прибыли до вычета процентов и налогов за последние три года, и вычесть из прибыли 8 процентов использованного капитала бренда, - считается, что стандартный бренд просто обязан должен приносить прибыль, как минимум, в 8 процентов от этого капитала. Потом к показателю чистой прибыли применили ставку налога на прибыль, установленную в стране, где зарегистрирована материнская компания бренда, определив долю бренда от этой суммы, и учитывая при этом, какую роль бренды играют в своих отраслях. Дальше в действие вступил усредненный мультипликатор, примененный к показателю чистой прибыли бренда, и учли прибыль компании за последние три года. Это и дало окончательную, достаточно реальную цену бренда.

По версии Forbes, десятку самых прибыльных компаний 2021 года возглавила Apple, обогнавшая сразу по четырем критериям других высокотехнологичных конкурентов, - Samsung и Microsoft, - последний оказался на втором месте, а на третьем – Google. Также в десятку самых успешных компаний планеты вошли «Кока-Кола», «Тойота», «Самсунг», «Макдоналдс», «Дженерал Электрик» и «Фейсбук». Лучшим среди вошедших в список 28 российских компаний стал «Газпром», в номинации «Полученная прибыль» газовый гигант переместился на 27-ое место. Зато за пределами ТОП-100 достаточно неожиданно оказались Сбербанк и ЛУКОЙЛ.

В принципе, в последние годы в списке «самых-самых» фигурируют одни и те же компании, разве только иногда они меняются местами. Вот, например, как выглядел топ-10 самых дорогих компаний в мире на 2020 год, составленный Forbes в конце 2019 года.

Apple, 205,5 млрд.$, Google, 167,7 млрд.$, Microsoft, 125,3 млрд.$, Amazon, 97 млрд.$, Facebook, 88,9 млрд.$, Coca-Cola, 59,2 млрд.$, Samsung, 53,1 млрд.$,  Disney, 52,2 млрд.$, Toyota, 44,6 млрд.$, McDonald's, 43,8 млрд.$.

Оценить статью
(0)