Лимит на электричество, или Когда закончится фестиваль низкого роста тарифов ЖКХ?

Лимит на электричество, или Когда закончится фестиваль низкого роста тарифов ЖКХ?

Лимит на электричество, или Когда закончится фестиваль низкого роста тарифов ЖКХ?

В январе эксперты международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza ошпарили россиян приятной новостью, - оказывается, в 2020 году у нас впервые с 2001 года случился рекордно низкий рост цен на услуги ЖКХ, всего-то на 3,55 процента при годовой инфляции в 4,91 процента. В Москве цены и вовсе повысились только на 3 процента. Знающие люди кивали на пандемию: мол, в условиях карантина власти решили не возбуждать население еще и ростом цен на воду и электроэнергию, отложили штрафы должникам, и даже приостановили сбор за капитальный ремонт. Тогда электричество в среднем по стране подорожало всего на 3,96 процента (для сравнения, цена за горячую воду подросла на 4,32 процента). Радости добавило и прозвучавшее в ноябре 2020 года заявление заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергея Пахомов, предрекшего невозможность «мегароста» цен на услуги ЖКХ более чем на 4-6 процентов в 2021 году. Тогда же депутат заверил публику в том, что «Минэнерго хочет минимизировать увеличение тарифов, которое будет ниже инфляции». Но пандемия не вечна, и, видимо, фестиваля низкого роста цен на услуги ЖКХ в обозримом будущем не будет.

К такому пессимистичному выводу заставляет прийти письмо Союза потребителей России на имя премьер-министра Михаила Мишустина. В письме говорится, что россиян пора переводить на обязательную прогрессивную шкалу тарифов на электроэнергию для населения. Проще говоря, если электросчетчик накрутил сверх нормы, платить за электричество придется уже совсем по другому, повышенному тарифу. «Нормой» Союз потребителей считает максимум в 100 кВт•ч в месяц на человека, на «дополнительного» жильца предложено добавлять еще по 50 кВт• ч, а при наличии электроплиты - умножать этот показатель на 1,5. Тарифную норму могут корректировать власти регионов, в зависимости от величины светового дня. Ну, правильно, не равнять же приполярный Мурманск с вечнозеленым Крымом.  

В принципе, ничего особо страшного в предложении Союза потребителей нет, если вспомнить, что наши соотечественники потребляют в среднем по 90 кВт•ч в месяц на человека. Но, если вспомнить еще и количество сограждан, находящихся за чертой нищеты, а потом еще вспомнить и количество людей, которые не могут позволить себе купить современную энергоэффективную технику, – выходит уже не так радужно. И окажется, что прогрессивная шкала тарифов не только сэкономит сколько-то там киловатт-часов, и, быть может, решит проблему перекрестного субсидирования в электроэнергетике, когда заниженные тарифы для населения компенсируются завышенными расценками для бизнеса, - но и окажется неподъемной, как минимум, для 20 процентов россиян.

С другой стороны, по мысли авторов инициативы, по-настоящему экономные граждане от прогрессивного тарифа только выиграют. Как выиграют и предприятия, для которых может быть сделана хорошая скидка при условии не превышения лимита, установленного для отрасли. Заодно это, опять же, «по мысли», стимулирует развитие энергоэффективных и энергосберегающих технологий, в том числе и в системе ЖКХ.  

Напомним, что в начале февраля Минэнерго не зафиксировало отклонений в розничных ценах на электроэнергию из-за динамики цен на оптовом рынке.

- Эта динамика не влияет на энергетические тарифы для населения России, так как они полностью регулируются государством и определяются в соответствии с принятыми на уровне правительства решениями, - успокоил тогда прогрессивную общественность заместитель министра энергетики Павел Сниккарс.

Между тем, авторы «тарифного» предложения кивают на мировой опыт дифференцированных тарифов по объемам потребления электроэнергии. У нас этот  опыт учтен и в вышедшем еще 22 июля 2013 года постановлении правительства № 614, предусматривавшем самостоятельное установление регионами социальной нормы потребления электричества, в пределах которой устанавливается более низкий тариф. Тогда этим правом воспользовались только шесть субъектов Федерации - Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская и Ростовская области. Остальные решили, от греха подальше, не выскакивать с инициативой, - мало ли, какие ветры задуют завтра, а губернатор тоже человек, и ему не резон подставлять собственную голову под чужие эксперименты. Прикажут в Москве – сделает, а не прикажут – будет ждать генеральной отмашки. Чай, вертикаль власти тоже пока никто не отменял, а геморроя региональным властям и без дифференцированных тарифов хватает.    

Есть куча вопросов, на которые пока никто не дал ответа. Например, будет ли центральная власть субсидировать этот самый дифференцированный тариф, а если будет, то какой механизм при этом использует? Может ведь случиться и так, что «под субсидию» подпадут не только граждане с низкими доходами, но и какие-нибудь хитрые частные отельчики. Будет ли переход к новой системе тарифов единовременным и одновременным  для всех, или начнут с самых обеспеченных домохозяйств и новеньких, и, говорят, «умных» многоэтажек-«человейников» с высоким классом энергоэффективности? Как и по какой статье бюджета будут поддерживаться граждане, которые не могут позволить себе купить недешевую энергосберегающую бытовую технику? Не будет ли справедливее повысить норму потребления до 200 кВт-часов? И не понадобятся ли для нового тарифа новые счетчики? А если понадобятся, их будут устанавливать за счет государства или на деньги граждан? Сейчас известно, что только в Москве до конца нынешнего года собираются бесплатно заменить в многоквартирных домах более 500 тысяч приборов учета электроэнергии, срок службы которых оставит не менее тридцати лет.

Еще немаловажный вопрос – не станет ли электроэнергия реально дороже для россиян? Тут самое время вспомнить сравнительно недавно опубликованный доклад ассоциации «Совет рынка», где говорилось, что стоимость электроэнергии в России достигла максимального значения за последние пять лет. «Цена электроэнергии в первой ценовой зоне составила 2,54 тыс. руб. за МВт.ч, а во второй — 1,78 тыс. руб. за МВт.ч.», - отмечали авторы доклада, спрогнозировавшие дальнейший рост цен на электроэнергию в 2021 году на 3,8 процента в европейской части России и на Урале, и на 13,4 процента - в Сибири. Если это так, тогда выходит, что дифференцированный тариф – только прикрытие реального подорожания электроэнергии для населения страны?

Наконец,  будет ли использоваться прогрессивная шкала только для фактически использованной домохозяйством энергии, или из учета не исключат общедомовые расходы, и будут считать эти виды потребления вместе, как сейчас?..

Пока подобные вопросы можно обращать только к федеральным властям, поскольку тарифы на электроэнергию регулируются у нас государством. А государству тоже не с руки будоражить тарифными экспериментами население, еще толком не оклемавшееся от пандемийных передряг. Тем более, никто не станет спешить с этим до парламентских выборов. А это означает, что государство в ближайшее время, скорее всего, оставит всё как есть, и будет сдерживать рост цен для граждан, привычно компенсируя затраты энергетиков сверх возможного повышения тарифа за счет повышения стоимости услуг для бизнеса. Это и есть то самое «перекрестное субсидирование», которое может быть отменено с введением дифференцированных тарифов на электроэнергию.

В любом случае, введение новых тарифов – дело не скорое даже в благополучные ввремена. Пока в правительстве только обещают рассмотреть предложение Союза потребителей, и еще неизвестно, когда дойдет до изучения этой инициативы в Минэнерго и Минстрое. Не дошло еще и до рассмотрения предложения в Госдуме, - во всяком случае, в думском Комитете по жилищной политике и ЖКХ «тарифного» письма Союза потребителей нет.

Оценить статью
(0)