Индия медленно превращается в рыночную экономику

Индия медленно превращается в рыночную экономику

Индия медленно превращается в рыночную экономику

Индия прошла долгий путь с момента обретения независимости от колониального господства в 1947 году. Она начала как смешанная экономика, в которой непросто сосуществовали элементы капитализма и социализма. Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, провозглашал себя фабианским социалистом и восхищался Советским Союзом. Его дочь Индира Ганди в 1976 году внесла поправки в конституцию и объявила Индию социалистической страной. Она национализировала банки, страховые компании, шахты и многие другие отрасли.

Ганди сковала цепями индийскую промышленность. Она ввела ограничения производственных мощностей, контроль цен, валютный контроль и бюрократию. Бюрократия колониальной эпохи Индии теперь руководила экономикой. Такие меры задушили индийскую экономику, создали черный рынок и усилили бюрократическую коррупцию. Созданное во времена Советского Союза Бюро промышленных затрат и цен остается печально известным и по сей день.

Индия также приняла советскую концепцию пятилеток. Возникла централизованная экономика, когда государство контролировало СМИ и телекоммуникационный, финансовый, инфраструктурный и энергетический секторы. Даже в таких, казалось бы, частных секторах, как потребительский и промышленный, государство занималось слишком многими аспектами инвестиций, производства и распределения ресурсов.

Открытие экономики

В 1980-х годах Индия осторожно шагнула к рыночной экономике и открыла многие сектора для частной конкуренции. В 1991 году война в Персидском заливе привела к резкому скачку цен на нефть, вызвав кризис платежного баланса. В ответ Индия свернула государственное участие и либерализовала свою экономику. Распад Советского Союза в том же году подтолкнул Индию к еще более крутому повороту в сторону свободного рынка.

За прошедшие годы в таких отраслях, как авиация и телекоммуникации, государственные монополии были уничтожены частными компаниями. Однако Индия по-прежнему сохраняет сильное наследие социализма. Правительство остается крупным участником таких секторов, как энергетика и финансовые услуги.

После нескольких лет частичных реформ индийское правительство снова предпринимает еще более смелые меры. Они предполагают открытие для частной конкуренции нескольких государственных монополий и разбивают государственную собственность на единицы в рамках государственного сектора. В некоторых случаях Индия продает эти единицы местным или иностранным покупателям. Со временем этими секторами займутся профессионалы, а не бюрократы.

Смелый шаг правительства к приватизации вызван двумя причинами. Во-первых, государственный сектор Индии оказался заведомо неэффективным и стал бременем для налогоплательщиков. Во-вторых, пандемия COVID-19 привела к сокращению экономики и вызвала нехватку налоговых поступлений. Приватизация - это способ правительства сбалансировать свою бухгалтерию.

Как справедливо отмечают Швеета Пендж, Анилеш С. Махаджан и М. Г. Арун, сегодня Индии, чтобы приватизация была успешной, стране «придется переосмыслить, как она продает» свои подразделения государственного сектора. Репутация Индии оставляет желать лучшего.

Возможные преимущества приватизации

Тем не менее, приватизация, при правильном управлении, может дать экономике несколько преимуществ. Она приведет к более эффективному управлению предприятиями и более динамичной экономике. После приватизации подконтрольной государству фирмы ее новый владелец может либо сделать ее прибыльной, либо она погибнет, и это создаст пространство для лучших игроков. Важно отметить, что приватизация может укрепить финансовую позицию правительства, предоставив ему большую свободу инвестирования в такие сектора, как здравоохранение и образование, в которые индийское правительство исторически инвестировало недостаточно средств. Кроме того, приватизация может расширить инвестиционные возможности как на государственных, так и на частных рынках.

Учитывая капризный характер Индии и запутанные институты, приватизация, вероятно, приведет к неоднозначным результатам и неравномерному прогрессу. Однако одно можно сказать наверняка. Приватизация неизбежна и не может быть отменена. Секторы, в которых преобладают рыночные силы и интересы акционеров совпадают, скорее всего, преуспеют. Компании, контролируемые государством, которые ставят политические цели выше акционерной стоимости, вряд ли это сделают. Точно так же вряд ли будут процветать секторы, в которых часто менялась политика.

Есть причина, по которой опытные инвесторы создают портфели, ориентированные на потребительский и технологический секторы. До сих пор в этих секторах компании работали в основном без вмешательства государства. У них была свобода роста и автономного функционирования. Неудивительно, что они показали хорошие результаты.

Сектор финансовых услуг, в котором доминирует государство, также является многообещающим. Для хорошо управляемых частных компаний есть длинная взлетно-посадочная полоса, на которой можно ускориться. Среди крупных экономик сектор финансовых услуг Индии предлагает уникальные перспективы. В капиталистических США присутствие государства ограничено, и доминируют частные игроки. Этот зрелый рынок предлагает мало перспектив для быстрого роста. В коммунистическом Китае в сфере финансовых услуг доминируют компании, контролируемые государством, оставляя мало места для частного сектора. С учетом того, что правительство Индии планирует уменьшить свою долю в контролируемых государством компаниях по страхованию жизни, а также продать два государственных банка и одну общую страховую компанию, сектор финансовых услуг, возможно, предлагает для инвесторов уникально важную возможность.

Так же, как Индия восстановилась после кризиса платежного баланса 1991 года, она может прийти к норме и после пандемии COVID-19. Налогоплательщику больше не нужно будет субсидировать плохо работающие государственные компании, сдерживающие всю страну. Вместо этого рыночная конкуренция сможет привлечь инвестиции, создать рабочие места и ускорить экономический рост.

Оценить статью
(0)