Новый интернет-магазин: как организовать логистику?

Новый интернет-магазин: как организовать логистику?

Новый интернет-магазин: как организовать логистику?

Логистика – не просто один из основных факторов успеха или неудачи интернет-магазина, но и одна из основных «головных болей» даже «монстров» онлайн-торговли с большим стажем пребывания на рынке. Что тогда говорить о предпринимателях, только начинающих этот бизнес, - тем более в условиях пандемии, значительно ограничившей транспортные связи и в России, и в мире? Чтобы логистика не стала непреодолимым «шлагбаумом» в этом бизнесе, можно воспользоваться несколькими советами от бывалых «зубров» онлайн-торговли.

Доставка товара на склад, а потом и покупателю – работа не для слабонервных.  Предприниматели, только-только открывшие интернет-магазин и не имеющие возможности инвестировать в свой бизнес серьезные деньги, вынуждены поначалу  развозить товар клиентам в своем городе на собственном автомобиле, или пользоваться услугами почты для отправки товара в другие регионы. Но куда проще – и, как оказалось, выгоднее, - договариваться со службами доставки, имеющими своих пеших курьеров. Разумеется, такой договор имеет смысл только при больших объемах товаров, которые надо довезти до покупателя. Следующий шаг – поиск надежного фулфилмент-оператора, способного организовать не только приемку товаров, но и их хранение, упаковку отдельных заказов и их доставку покупателям. Как правило, такие компании, имеющие отлаженную логистику и IT, а также квалифицированный штат, также принимают и оплату, и решают вопросы с возвратом товара. А значит, сотрудничество с фулфилмент-оператором снимет часть проблем с хозяина интернет-магазина, - во всяком случае, выстраивать такую систему у себя стоило бы куда дороже. Правда, и к выбору оператора надо подходить аккуратно: не раз случалось, что эти компании задерживали перечисление денег за уже доставленные заказы. Кстати, такое случается не только и даже не столько из-за недобросовестности фулфилмент-оператора, а, скорее, из-за технических сбоев. Но владельцу интернет-магазина от этого не легче. Дальновидные предприниматели в таких случаях предпочитают остановить отгрузку товаров и переходят к другому оператору или просто начинают пользоваться услугами курьерской службы.

Есть и другой вариант, - заключить с фулфилмент-оператором детально прописанное соглашение об уровне предоставления услуги, где указываются все возможные нюансы сделки. Такой договор называется «Service Level Agreement», или SLA. Он гарантирует интернет-магазин от больших убытков, - правда, тогда придется потратиться и на хороших юристов, которые смогут, в случае чего, «отбить» ваши деньги у оператора-должника. Этот вариант удобен, прежде всего, тем, что в договоре фиксируется уровень качества обслуживания, и хозяин интернет-магазина, как, кстати, и заказчик товара, может отслеживать продвижение товара через личный кабинет. При таком тотальном контроле и фулфилмент-оператор кровно заинтересован в неукоснительном исполнении всех договорных обязательств, - иначе ему придется расплачиваться за плохую работу немалыми штрафами. Мониторить все каналы продаж, магазины, склады и офисы в онлайне помогает и сервис «Моя торговля».

Еще один немаловажный вопрос – где складировать товар. В Москве аренда хорошего склада класса А или В стоит от 6 тысяч рублей за квадратный метр в год. Но это минимум, и на такую цену еще надо попасть. Опять же, понадобится штат курьеров, которые будут развозить клиентам товары со склада. А это новые расходы на транспорт, зарплату курьерам и так далее. А потому мало кто из владельцев интернет-магазинов занимается «складскими» вопросами, передавая все в умелые руки фулфилмент-оператора.

Помогает и сотрудничество с крупными маркетплейсами вроде Ozon и WildBerries. Кое-кто считает их «тормозом» для развития небольших интернет-магазинов, но это не так:  крупные онлайн-платформы как раз дают им новые возможности для развития.

Но, разумеется. это не такое уж и дешевое «удовольствие». В Ozon с его двумя миллионами пользователей комиссия за продажу товара зависит не только от вида продукции, но и от того, на чьём складе она хранится. Так, комиссия за продажу стройматериалов со склада Ozon равняется трем процентам. У WildBerries своя тарифная шкала: эта компания может позволить себе и снизить ставку для поставщиков почти в два раза, как это случилось в прошлом году, но тут же ввести фиксированную плату – 33 рубля за доставку товара клиенту интернет-магазина. Но у крупных маркетплейсов, как у каналов продаж, есть неоспоримое преимущество, - сотрудничество с ними позволяет интернет-магазину продавать товары по всей стране. Это уже вполне «накатанная» схема: скажем, фулфилмент-оператор, получая товары российского производства, формирует и направляет заказы на склад маркетплейса, а оттуда товар уходит к покупателю.

Не забудем и о рекламе. Если учесть, что небольшие интернет-магазины чаще всего продают товары в своем же городе или регионе, хорошим подспорьем к электронной рекламе оказываются… старые добрые флаеры. Не стоит сбрасывать со счетов и газетные объявления, особенно если речь идет о районных газетах, выпускаемых за счет бюджета и бесплатно распространяемых «по подъездам». Размещение рекламных объявлений в таких СМИ стоит относительно недорого даже в Москве, а эффективность рекламы в «бумажной» газете с недельным тиражом в 50-60 тысяч экземпляров может оказаться весьма высокой.

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту