Обучающиеся машины: от 95/5 до 60/40

Обучающиеся машины: от 95/5 до 60/40

Обучающиеся машины: от 95/5 до 60/40

Давайте посмотрим на будущее работы: раз технологии помогают автоматизировать все больше и больше наших повседневных дел, сможем ли мы тратить больше времени и ресурсов на обучение и инновации?

Обучающиеся машины, о которых написано в заголовке - это не искусственный интеллект, созданный людьми, а сами люди.

Больше учиться, больше знать

Ускорение темпа изменений в последние пятьдесят лет и наше чувство, что в следующие пятьдесят лет изменения будут еще быстрее, порождают новый тип людей - тех, кто будут тратить меньшую часть своего рабочего времени на создание прибавочной стоимости, а большую часть на обучение и внедрение инноваций. На своей работе они будут создавать больше прибавочной стоимости за меньшее время, потому что они будут предоставлять новые или улучшенные продукты и услуги с помощью новых или улучшенных инструментов и процессов. Параллельно они будут учиться и внедрять инноваций больше, чем когда-либо прежде.

Эта тенденция носит долгосрочный характер, начиная с первых дней общего образования и с непрерывным увеличением количества лет учебы до начала работы. Но учеба - это не только изучение дисциплин, а еще и развитие полезных навыков на работе и вне ее. Формальное образование будет дополняться учебой на протяжении всей жизни с более частыми и короткими курсами обучения, которые зачастую будут проходить дистанционно.

Рабочий день изменится с 95/5 на 60/40. То есть, если в 2000 году люди тратили 95% своего времени на работе, фактически работая, а 5% - на обучение или внедрение инноваций, то к 2050 году около 60% рабочего времени будет потрачено на создание прибавочной стоимости, а 40% - на обучение или внедрение инноваций. Эти цифры, конечно, неточны, но тенденция - верная. Фактически это уже происходит.

Более широкое и глубокое обучение

Многие профессии перестанут существовать, появится много новых,  изменятся все рабочие места - и все это будет происходить быстрее. Будет генерироваться больше новых знаний, а старые знания устареют.

По мере того, как новые ноу-хау (знания и навыки), новые продукты, услуги, модели и процессы заменят старые, потребуется более глубокое обучение. Безусловно, люди, которые должны будут найти совершенно новую работу, получат более широкие возможности для обучения.

Выбор между шириной и глубиной, превращением в узкого специалиста или специалиста широкого профиля, никогда не бывает легким. Тщательнее, чем когда-либо, человек должен будет планировать развитие своих навыков на протяжении всей своей жизни, оставляя при этом в ней достаточно места для чего-то нового.

Новые способы обучения, учеба по-новому

Обучение будет происходить по-новому, очно и дистанционно, с преподавателями и без, а также по новым методам и с инструментами, которые мы не можем даже себе представить.

Результатом хорошего обучения является величина и качество его практического применения. Иногда это происходит немедленно, например, при обучении использованию нового программного обеспечения для обслуживания клиентов в следующем месяце. Иногда это происходит не так быстро, как, например, при обучении творческому или критическому мышлению, более эффективному сотрудничеству или началу понимания потенциала науки о данных.

Разумеется, проще поделиться новым ноу-хау, чем убедить людей принять его, о чем многие менеджеры по изменениям узнали на собственном горьком опыте. Однако прессинг, заставляющий людей меняться, будет только увеличиваться. Хорошее обучение делает изменения более понятными, приятными и, для многих, более захватывающими.

Личная ответственность, институциональная ответственность

Каждый человек в определенной степени несет ответственность за собственное обучение. Также работодатели и общество обязаны помогать людям обновлять себя по мере развития мира. Работодатели, которые упорно держатся в режиме 95/5, вредят этим своим компаниям или сотрудникам.

Во многих смыслах аксиома «знание - сила» (или, еще лучше, «ноу-хау - сила») останется верной даже тогда, когда знания будут храниться и развиваться машинами. Как всегда в образовании, возникают социально-политические вопросы справедливости. Как и сегодня, должности, в которые встроены непрерывное обучение и изменения, обычно предназначены для тех, кто имеет хорошо оплачиваемую работу в качестве белых воротничков. Руководители в основном росли в семьях, в которых ценили образование и платили за то, чтобы их дети его получали. Жестокая, сложная и неизбежная проблема заключается в том, как уменьшить возникающее неравенство.

Превращение людей в обучающиеся машины - это путь, который должны пройти все люди, и лучше раньше, чем позже.

Оценить статью
(0)