Российский пассажирский самолет: есть ли шансы на будущее?

Российский пассажирский самолет: есть ли шансы на будущее?

Зайдя на один из популярных интернет-сайтов, показывающих онлайн-ситуацию в мировом небе, очень редко можно отследить полет детища отечественной авиационной промышленности. Воздушное пространство в основном бороздит продукция заклятых конкурентов BOEING и AIRBASS. Свою устойчивую долю имеет и такая, казалось бы, не самая передовая в технологическом плане страна, как Бразилия.

Каково же место России на рынке производства гражданских самолетов? Ведь в советское время Союз полностью самостоятельно покрывал свою потребность в таких летательных аппаратах. Сотни больших и малых аэродромов принимали советские ЯК-42 и АН-2, в ведущих воздушных гаванях мира осуществляли взлет и посадку Ил-86 и ТУ-154.

Увы, на данный момент ситуация выглядит не очень радужной.

По состоянию на конец развала советской державы, за 1991 год, мы выпустили 82 летательных аппарата этой категории, то в 1996 этот показатель достиг 6-ти. Вплоть до начала 2000-х годов методично разрушался авиапром, научно-конструкторские разработки были практически полностью прекращены. Предприятия простаивали либо выпускали продукцию с малой добавочной стоимостью, происходил массовый отток высококвалифицированных кадров: наиболее ценные «мозги» уехали за рубеж, вывозя знания и технологии, а рабочий человек спустился в подземные переходы и встал за рыночные прилавки.

Тем временем мировой авиапром не топтался на месте, широко внедряя инновационные методы, что особенно важно при разработке и производстве такой сложной техники, как современный самолет.

Казалось бы, окончательная и бесповоротная авиационная катастрофа масштаба страны.

Но, тем не менее, в руководстве России начали звучать нотки озабоченности и мысли о возрождении своей гражданской авиации, и

процесс пошел. Очень трудно и медленно. В 2011 году российскими авиапредприятиями было произведено уже 22 судна, а в 2014 – 46 гражданских самолетов. Цифры выглядели оптимистично, но тут нашу страну ввиду известных событий «накрыли» экономические санкции Запада, и авиапром снова стало лихорадить. Процесс импортозамещения идет с великими потугами, сложно отечественной научной мысли догнать достижения американских и европейских конкурентов: для этого требуются и время, и знания.

Начатое в 2008 году производство самолета Sukhoi Superjet 100, которое считалось знаковым событием российской авиации, встало под вопрос, так как значительная доля комплектующих поставлялась из-за рубежа. Масло в огонь жесточайшей конкурентной борьбы добавило авиапроисшествие с ним в 2012 году, после чего произошел постепенный отказ зарубежных авиакомпаний от заключения контрактов на эту модель, этот процесс закончился в прошедшем августе (последним потенциальным покупателем могла быть Мексика). Итак, теперь самолет эксплуатируется только в России, а это означает туманность наращивания и даже удержания объемов выпуска указанного самолета на ближайшую перспективу.

Остается надежда на более оптимистическое будущее среднемагистрального МС-21, первый зарубежный полет которого состоялся в сентябре этого года. Но уже несколько лет наша страна отстает от ранее утвержденного перспективного плана его производства – серийный выпуск в который раз откладывается, теперь – до 2020 года, а в случае продолжения западных санкций массовый выпуск модели может перенестись и на 2025 год. На данный момент в воздух поднимается только 3 таких летательных аппарата, да и то с демонстрационной целью.

Существуют и другие потуги развития отечественной авиационной промышленности, взять, к примеру, начало совместной с Китаем разработки самолета под кодовым проектом CR 929. Но трудно даже представить, сколько пройдет времени, сколько возникнет непредвиденных проблем: как сугубо в конструкторских, так и в геополитических аспектах.

Можно смело утверждать, что глобальная экономика напрямую зависит от развития гражданской авиации. К примеру, туризм, где, по данным авторитетных аналитиков, 65% процентов перевозок осуществляется воздушным транспортом. Все человечество становится более мобильным, активным в своих передвижениях. И, если по окончании Второй мировой войны услугами воздушного флота на планете воспользовались всего 9 млн. человек, то сейчас – около 3-х млрд. Люди летают на отдых, по делам, через океаны и в соседние регионы своей страны. Нужно больше самолетов, хороших и разных. Компании и государства, которые могут их предложить, и становятся лидерами не только в отдельной отрасли, а и в общем мировом масштабе.

Внедрение высоких технологий, особенно в самолетостроении, является определяющим фактором общего технического прогресса, маркером развития всей страны. Как будет развиваться ситуация – мы не знаем.

А тем временем российская авиакомпания «Победа» планирует до конца текущего года закупку еще 20-ти американских самолетов.

Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту