Эти разные, разные, разные шрифты…

Эти разные, разные, разные шрифты…

Эти разные, разные, разные шрифты…

Какие компьютерные шрифты лучше? Об этом спорят, наверное, со времен первых «маков», и вряд ли когда-нибудь придут к «единственно верному» ответу. Каждый шрифт хорош сам по себе, а нравится он или не нравится – это уже дело личного вкуса и персонального понимания красоты. Как бы то ни было, а самым популярным уже много лет остается Times New Roman. Кто на него не нарадуется. Кто-то на дух не переносит, но так уж сложилось, хвалить за это некого, как и винить в этом кого-то тоже было бы глупо.

Шрифт Times New Roman был создан в 1931 году по заказу журнала The Times, - отсюда и название. Это serif шрифт, и поэтому достаточно удобен для чтения напечатанного текста на бумаге. При создании Windows 3.1 и word-processing программ для него, разработчики Microsoft считали, что большая часть информации, напечатанной на компьютере, будет отправлена в печать. Для этого случая Times New Roman подходил как нельзя лучше. Но через много лет, к 2007 году, в Microsoft сообразили, что всё больше напечатанной на компьютере информации там и остается, и решили поменять стандартный шрифт на такой, который проще читался на дисплее. Так выбор пал на Calibri из семейства sans-serif, -  в современных версиях пара стандартных шрифтов Times + Arial заменена на Cambria(Constantia) + Calibri. Однако при печатании текста 90 процентов пользователей все равно чаще пользуются старым добрым Times New Roman, который есть везде. Кстати, в тех же США с 2004 года вся официальная корреспонденция ведётся только в Times New Roman.

Причина простая, - этот шрифт по умолчанию стоит в шаблоне старых версий Word. Конечно, есть любители пошарить в Сети в поисках какого-то особого шрифта, но большинство тратить на это время не желают, и пишут тем, что есть.

А началась история компьютерного шрифта Times New Roman во времена, когда к первым компьютерам и первому программному обеспечению, — к тем же текстовым редакторам, — надо было выбрать какие-то шрифты, появляющиеся по умолчанию при создании нового документа. Выбрали гротеск Arial и антикву Times New Roman. Тогда они назывались системными, поскольку были предустановлены в операционной системе. Но в то время была ощутимая разница между операционными системами, - скажем,  macOs и Windows использовали разные кодировки, и, соответственно, по-разному интерпретировали текст. В конце концов, программисты договорились, что какое-то количество шрифтов будет взаимозаменяемым: главное, чтобы шрифты были близки друг другу по пропорциям, насыщенностям и прочим внешним характеристикам. Так и появились системные шрифты, а Times New Roman с Arial оказались предустановленными шрифтами, появлявшимися в момент создания нового документа.

В России Times New Roman пользуется такой же популярностью, как и во всем мире. Этот стандартный шрифт хорошо продуман, он делает документ удобочитаемым, и вообще, приятен глазу. Кстати, однажды у нас попытались было заменить Times и Arial на другой шрифт, который, по идее авторов, должен был стать самым популярным в нашей стране. В частности, по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям были разработаны бесплатные шрифты PT Sans без засечек и PT Serif с засечками, подходящие под все языки народов России. Позже по заказу АО «НПО РусБИТех» были разработаны и шрифты PT Astra Sans PT Astra Serif для российской операционной системы Astra Linux, -  новое шрифтовое семейство должно было стать частью разрабатываемой единой системы оформления электронных государственных ресурсов.  Эти шрифты можно скачать легко и вполне легально, но публика за ними почему-то в очередь не выстраивается. Во-первых, качество кириллицы здесь оставляет желать лучшего, а во-вторых, люди просто привыкли к Times, а привычка, как известно, - великая сила.

С Times связано немало курьезных историй. Так, в декабре 2018 года, когда Вашингтон наложил на Россию очередные санкции,  кто-то запустил в Сеть слух о том, что компания Monotype Imaging под предлогом санкций запретила российским государственным учреждениям использовать шрифты Times New Roman, Arial, Courier New и другие. Но это была откровенная «утка»: любой мало-мальски разбирающийся в компьютерных делах человек в курсе, что нельзя запретить использовать шрифты, которые уже куплены в составе операционной системы, - просто потому, что в природе не существует на этот счет никакого международного договора. А это означает, что можно без ограничения использовать Times New Roman, Arial, Courier New и прочие операционные шрифты, для целей, перечисленых в лицензионном соглашении, заключенном при покупке.

Другое дело, что санкционный запрет сегодня распространяется на американские компании, которые теперь не имеют права продавать новые лицензии на шрифты российским фирмам разработчикам программного обеспечения. И в России все вновь разрабатываемые продукты пока, до отмены санкций, придётся комплектовать аналогами шрифтов. Но отечественные разработчики привыкли к этому еще с 2016 года, когда были введены первые «компьютерные» санкции, так что никакой беды тут нет. Правда, тут дело едва не усложнили свои же чиновники. Они вдруг придумали инструкцию, согласно которой не рекомендовалось пользоваться старыми шрифтами для государственного документооборота. Причиной называли то обстоятельство, что при несовпадении шрифтов с новым программным обеспечением, может нарушиться структура документа.

Как только об этом узнали журналисты, они, толком не разобравшись, раздули эту историю до небес. Но эта буря в стакане воды утихла так же быстро, как и поднялась.

И все же, - какой шрифт самый удобный? Долгое время ответ на этот вопрос зависел от носителя шрифта, - бумажного или электронного.  До недавнего времени считалось, что для «бумаги» лучше всего подходят засечные, гротескные шрифты, - тот же вездесущий Times New Roman. А в заголовках предлагалось использовать беззасечные (sans-serif'ы) шрифты, - например, Arial. Но для дисплеев рекомендовались уже другие шрифты, поскольку из-за очень низкой плотности точек на мониторах, засечки на шрифтах «расплывались», что делало такой шрифт неудобным для чтения в маленьких и средних размерах. Поэтому предлагалось использовать для основного текста беззасечные  экранные шрифты, вроде Tahoma или Verdana,, а для заголовков с большим кеглем – засечные шрифты. Сегодня это не актуально: как только появились экраны с высокой плотностью пикселей, они приблизились к печатному качеству, и сейчас рекомендации по шрифтам для экранов и бумаги стали общими. ГОСТов тут нет: скажем, сегодня каждое издательство в каждой серии, а то и в каждой книге, использует разные шрифты разных размеров, зависящих только от характера издания, - например, в дешевом чтиве в мягкой обложке чаще всего используется мелкий шрифт.

А какие шрифты лучше использовать на сайте? Лучше всего тут подходят шрифты, заточенные под веб, их можно отыскать в библиотеке бесплатных шрифтов Google Fonts. Шрифты с засечками используют чаще всего дизайнеры, а простым смертным можно обойтись и без засечек. Поэтому знатоки рекомендуют использовать на сайтах стандартные шрифты без засечек, - Helvetica, Arial, Verdana, Tahoma, - с которыми меньше всего проблем. Для фанатов нестандартного советуют использовать только шрифты, доступные в сервисе Google Fonts и имеющие поддержку русского языка. Это PT Sans, Open Sans, Roboto и Ubuntu.

Кстати, шрифты с засечками или антиквы берут начало от древнеримского маюскула — надписи на фронтоне амфитеатра. Во времена Возрождения  к прописному начертанию добавилось строчные, или минускульные буквы, форма которых сложилась за много веков развития латинской рукописной традиции. И получается, что антиква строится сообразно с механикой человеческой руки, будь то рука писца или камнетеса. Считается, что именно поэтому шрифты антиква так хорошо воспринимаются человеческим глазом. А шрифты без засечек получили массовое применение только в XIX веке, тогда их и назвали «гротеск». К гротеску того времени восходит, например, общеизвестный шрифт гельветика.

И последнее. Некоторые пользователи постоянно ищут, где бы скачать новый шрифт, - например, Yandex Sans, используемый в оформлении Яндекса. Этот действительно стильный текст создан Яндексом, хотя до недавнего времени там использовались Arial и Textbook New. Шрифт и впрямь хорош, но тут есть одно но: в отличие от халявных шрифтов Apple и Google, Яндекс считает свой шрифт элементом бренда, и его скачивание без разрешения Яндекса может привести вас в зал суда.

Оценить статью
(0)