Россия сошла с Zoomа?

Россия сошла с Zoomа?

Россия сошла с Zoomа?

То ли весеннее обострение на Донбассе виновато, то ли Россию действительно хотят тотально отключить от внешнего мира, но вслед за компанией Microsoft, отказавшейся от поставок софта в МГТУ им. Н. Э. Баумана из-за риска санкций со стороны администрации Джо Байдена, и компания Zoom Video Communications запретила своим дистрибуторам продавать доступ к сервису онлайн-конференций российским государственным учреждениям и компаниям с долевым участием государственного капитала. В принципе, для органов исполнительной власти и государственного управления это решение Zoom – что слону дробина, а в регионах как пользовались для онлайн-совещаний старыми добрыми селекторами, так и пользуются. А вот школы и вузы, успевшие закупить вдруг ставший модным зумовский сервис, действительно могут пострадать: Бог знает, когда появятся отечественные аналоги  Zoom, хотя и бравурных заявлений гослюдей на эту тему предостаточно. Одно плохо – на заявлениях видеоконференцию не проведешь.

Все началось с письма, направленного в последний день марта из головного офиса дистрибутора Zoom в России и СНГ, компании «RightConf», предупредившей публику о том, что Zoom Video Communications Inc. отзывает у российского партнера авторизацию на продажу сервиса для госучреждений и организаций с государственным участием. Из письма следует, что от Zoom будут отключены госучреждения не только России, но и стран СНГ. Их отключат от корпоративной видеосвязи, и ограничат видеоконференции 40 минутами. Правда, пока продолжится работа по ранее заключенным и ныне действующим контрактам, и, к тому же, в «RightConf» не исключают, что Zoom Video Communications Inc. готовится создать некий «отдельный продукт для госсектора».

Самое удивительное – в головном офисе компании Zoom Video Communications в США на голубом глазу заявили, что обо всем этом слышат впервые, и объявили о начале «проверки после сообщений об отключении российских государственных компаний и учреждений от сервиса видеосвязи».

- Похоже, эти сведения основываются на сообщении от одного из агентств, занимающихся продажами на партнерской основе, - предположил официальный  представитель Zoom.

Выходит, в головном офисе о решении своего же дистрибутора в России и СНГ не ведали ни сном, ни духом? Между тем, например, ВШЭ уже несколько месяцев безуспешно пыталась получить лицензии на использование Zoom, но в «RightConf» с выдачей этой лицензии не торопились, - значит, что-то назревало еще в конце прошлого года?

В России тоже не могли не знать, что объем рынка видео-конференц-связи неуклонно снижался, начиная с 2017 года, и уже в 2019 году упал до 2,1 миллиарда рублей (в 2016 году было 2,62 миллиарда рублей). Немного приподнял эту статистику пандемйный 2020 год, когда из-за перехода на «удаленку» рынок видеоконференций подрос до 2,5 миллиардов рублей. Тогда Zoom и стал самым популярным корпоративным сервисом видеосвязи в России, заняв 25 процентов рынка, и обогнав ближайших конкурентов - TrueConf с 23 процентами и Skype с 14 процентами.

Несмотря на то, что отказ ZOOM может больно ударить по российским вузам и школам, чиновники явно не испытывают по этому поводу особого беспокойства. Возможно, они не в курсе, что на сайте госзакупок сегодня значатся около четырех десятков тендеров за 2020 год, связанных с закупками Zoom российскими университетами и колледжами, которые, несмотря на призывы к импортозамещению, все-таки предпочитали Zoom отечественным аналогам. Тем более, что равноценных отечественных аналогов нет как нет. Но в Министерстве образования сразу заявили, что, например,  школы могут использовать разные сервисы, и заверили народ в том, что «система образования хорошо защищена вариативностью инструментов».

О «вариативности инструментов» говорят и эксперты, припомнившие, что для видеоконференций годится не только ZOOM, но еще и Skype, и VideoMost, и TrueConf, и, черт побери, Webinar, не говоря уже о возможном использовании решений

«Яндекс», и грядущих, говорят, страшно перспективных сервисах от Mail.ru Group и Сбербанка… пардон, «Сбера». Правда, где все эти отечественные сервисы, знают, видимо, только в Минцифре, - не случайно же там к решению об отключении от ZOOM отнеслись с олимпийским спокойствием.  

Так же спокойно встретили известие о блокировке России в Совете Федерации. Более ого, там не исключают ответной блокировки Zoom на всей территории России. Во всяом случае, об этом 7 апреля заявил член Комитета СФ по конституционному законодательству Александр Башкин.

- Мы не сторонники санкционных действий, но если Zoom примет такое решение в отношении госучреждений и госкомпаний, то возможна блокировка этого сервиса на территории нашей страны как ответная, симметричная мера, - сказал сенатор. Заодно он выразил надежду на то, что решение о блокировке российских госучреждений исходило не от головного офиса, а всего лишь от регионального дистрибутера Zoom. Наивный, чистый человек, этот сенатор. Он, например, опять рассказал, что для обеспечения национальной безопасности нам надо активнее заниматься вопросами кибербезопасности,  разрабатывать свои сервисы, и т.д. и т.п. И это понятно. Непонятно только, отчего государевы люди вспоминают о том, что суверенитет - это и неприкосновенность  информационного пространства, только когда запахнет жареным.    

В Госдуме тоже спокойны. Там заявили, что «новая политика Zoom не отразится на работе парламента, поскольку все внутренние совещания Думы проводились с использованием других ресурсов».

В РАН тоже заверили в готовности перейти на российские сервисы, а в  Минпросвещении и вовсе назвали запрет Zoom «благом для российских школ». На фига тогда на этот «ненужный» Zoom тратились миллионы казенных рублей, в Мнпросвещения уточнять не стали, зато красиво порассуждали о намерении использовать в учебном процессе в российских школах отечественные видеосервисы, - например, систему видеоконференцсвязи «Сферум».

Ну, помогай им Бог.

Можно долго гадать, с чем связно нынешнее решение Zoom Video Communications Inc., но, очевидно, этой американской компании очень не хочется портить отношения с Белым домом, нацеленным на введение новых санкций против Москвы. Получить санкционный отлуп за работу на российском рынке можно запросто, - а ZOOM это не нужно, прежде всего, потому, что главным для компании остается американский рынок. И ZOOM пошел по пути Microsoft, отказавшейся в конце прошлого года продавать софт МГТУ им. Баумана под предлогом, что этот вуз попадает под санкции США за подготовку специалистов по вооружениям.

Тут можно отыскать и другие причины. Речь не только о сложном законодательстве, предусматривающем, например, обязательное хранение данных пользователей на территории России. Речь даже и не столько о достаточно неуютном инвестиционном климате в России, и даже не только о коррупции, сопровождающей, кажется, любую крупную сделку в Отечестве нашем свободном. Речь об общей токсичности российского рынка в представлении Запада. А у любой компании всегда есть риск при работе на таком рынке, хотя бы потому, что это сразу понижает стоимость ценных бумаг на бирже. Наконец, Россия для Zoom - не самый крупный, а значит, и не самый важный рынок, доля нашей страны в годовой выручке компании не превышает и 1 процента, так что, и рисковать из-за таких сравнительно небольших денег американская онлайн-платформа, скорее всего, не станет. Вряд ли американцев запугают и угрозы российских чиновников на тему «вот захотите вернуться – а ваша ниша в России уже занята!». Ну, занята и занята,

для ZOOM эта ниша – не свет в окошке.

Напомним, что в 2020 году ZOOM стал вместе с Instagram и YouTube одной из главных сенсаций разработанного консалтинговой компанией Interbrand ежегодного рейтинга «Топ-100 самых дорогих брендов», впервые в истории оказавшись на сотом месте с капиталом  4,48 миллиарда долларов. В период пандемии COVID-19 ZOOM значительно улучшил свои финансовые показатели, - выручка компании только по итогам первого полугодия прошлого года выросла на 270 процентов, а рыночная стоимость за последние двенадцать месяцев увеличилась на 389 процентов. Словом, ZOOM без России проживет. Как, впрочем, и Россия без ZOOMa.

Оценить статью
(0)