Мир будет либо «зелёным», либо никаким

Мир будет либо «зелёным», либо никаким

Мир будет либо «зелёным», либо никаким

Именно так ставят вопрос ученые, подготовившие большой доклад ООН «Глобальная экологическая перспектива», генеральная мысль которого – если мы не позаботимся об охране окружающей среды сегодня, завтра заботиться об этом будет некому. «Нужны срочные действия для оптимизации окружающей среды и минимизации ущерба, наносимого ей деятельностью человека, - указывают авторы доклада во главе с исполнительным директором проекта «ООН - окружающая среда» Джойсом Мсуйя. -  Здоровье и благосостояние человечества непосредственно зависят от состояния нашей экологии». Увы, человек давно стал главным врагом природы, уничтожающим ее с таким энтузиазмом, как-будто у землян есть какая-то вторая, запасная планета.

Что же можно сделать сегодня для спасения экологии Земли? Как быть с отходами, если мир буквально завален, например, остатками синтетической и картонной упаковки, и даже помешанные на экологии  американцы выбрасывают около 90 процентов картонных коробок после первого их использования, а в России перерабатывается едва половина всей макулатуры?

Крупные IT-компании уже нашли ответ на этот вопрос, перейдя к политике экологической безопасности своей продукции, и начав именно с упаковки. Таким проектам уже как минимум 8 лет. Например, первая полностью перерабатываемая упаковка из вторичного бумажного сырья появилась в компании Samsung еще в 2013 году; в 2014 году корейская компания выпустила первую складную коробку из переработанной бумаги, а в 2016 году еще через пару лет начала внедрять натуральные материалы в пластиковые упаковки, используя, в том числе, и натуральный каменный порошок.

Сочтя такой опыт удачным, в 2019 году южнокорейская корпорация решила полностью избавиться от пластиковых элементов, поэтому коробки от всех продуктов стали производиться только из экологически чистых материалов. Так, еще к концу прошлого года Samsung заменил все пластиковые коробки, пакеты и защитные пленки упаковками из переработанной бумаги или экологически безопасного биопластика, а пленку корейцы делают из таких возобновляемых материалов, как крахмал и сахарный тростник. Уже в 2020 году покупатели, например, телевизоров The Frame, The Serif и The Sero заметили, что эти приборы продаются только в экологичной упаковке Eco-Package, которую, кстати, легко превратить в столик или полку. Все просто: навел камеру смартфона на QR-код на коробке, прочитал инструкцию, - и делай из упаковки мебель! Решив на этом не останавливаться, компания Samsung вместе с британским журналом Deezen объявила конкурс идей для повторного использования экологически безопасной упаковки от телевизоров, из которой можно собирать фигурки животных, попавших в «Красную книгу». Под этими действиями – четкий расчет. В той же Samsung подсчитали: если каждая выпущенная в 2021 году коробка от телевизора будет не выбрасываться, а использоваться для создания интерьера, выброс парниковых газов только в нынешнем году сократится на 10 тысяч тонн! Ко всему прочему, корейцы выпустили телевизионные пульты, работающие на солнечных батареях, заряжающихся даже от искусственного освещения, - а это позволит в течение 2021-2028 годов сократить отходы от 99 миллионов батареек AA, что на 14 тысяч тонн уменьшит выброс парниковых газов за те же семь лет.

Второе направление – увеличить жизнь всем деталям гаджетов, да и самим гаджетам. Так, экологическая программа  Samsung «Galaxy Upcycling» предполагает использование старых телефонов в «умных» домах: оказывается, из таких телефонов вполне можно сделать девайс для удаленного слежения за жилищем, или контроля за ребенком, находящимся в другой комнате, если установить на телефон соответствующее обновление.   

Можно использовать устаревшие телефоны и в медицине. Скажем, тот же Samsung вместе с Международным агентством по профилактике слепоты и системой здравоохранения при Университете Енсе еще в 2019 году разработал устройство Eyelike, представляющее собой камеру глазного дна. Такая камера закрепляется на смартфоне, и с помощью этого оригинального девайса врач сможет диагностировать у пациента  офтальмологические заболевания. Пилотный проект, реализованный во Вьетнаме, Индии, Марокко и Папуа-Новой Гвинее, показал, что такие дешевые аппараты позволят ежегодно проверять зрение у миллиарда пациентов во всем мире.

Разумеется, не забыта и переработка старой электроники, давно ставшая головной болью всех стран. В Южной Корее есть программа Re+, в рамках которой Samsung перерабатывает отслужившую свое технику. Более того, есть еще и программа Galaxy Clean-Up, нацеленная на утилизацию электронных отходов в развивающихся странах. Это вообще невиданный раньше проект: когда вы покупаете, допустим, новый Samsung Galaxy S10e в магазинах оператора мобильной связи T-Mobile, компания Samsung выкупает два старых гаджета из какой-нибудь африканской страны, и перерабатывает их. Только в 2019 году корейский IT-гигант переработал таким образом 10 тысяч старых телефонов.  В планах – уже к 2030 году собирать до 7,5 миллионов тонн электронных отходов и добиться использования 500 тысяч тонн переработанного пластика.

Сегодня стало модным продавать смартфоны без наушников и прочих дополнительных аксессуаров. Крупные IT-компании сознательно проводят такую политику, направленную на «привязку» старых аксессуаров к новым гаджетам. Заодно большие компании начали производить зарядные устройства из переработанных и экологически чистых материалов. Тот же Samsung для производства зарядников ежегодно использует более 5 тысяч тонн

таких безопасных для природы материалов. И немногие в курсе, что даже чехлы для смартфонов хитроумные  корейцы уже три года производят из переработанных пластиковых бутылок, - из них делают полиэфирную нить, из которой и изготавливают чехлы. На два чехла хватает одной поллитровой пластиковой бутылки.

Но ошибется тот, кто подумает, что корейцы, американцы, китайцы и прочие крупные производители электроники делают это только из филантропических соображений. Экологические проекты – выгодное дело, и система, основанная на вторичном использовании гаджетов и их компонентов, а также на использовании  переработанного пластика и бумаги, может ежегодно приносить миллиарды долларов чистого дохода. Главное – создать такую систему, и последние десять лет именно это стало во главу угла деятельности всех самых раскрученных электронных брендов. А раз это выгодно, значит, это может быть полезно и окружающей среде. Логика простая – и Земле польза.

Оценить статью
(0)