Электромобили: за и против

Электромобили: за и против

Электромобили: за и против

Автомобили, кажется, заполонили всю планету. По самым скромным подсчетам, сейчас по земным дорогам колесят как минимум 530 миллионов машин. Больше всего их, в перечете на душу населения, не в США, как многие думают, а в малюсеньком Люксембурге, где на каждые десять человек приходится шесть автомобилей, - это больше, чем в Италии, Германии и тех же Штатах, где на каждые десять человек приходится пять машин.  Если верить данным компании Money Shake, самое большое количество автомобилей выпускают тоже не американцы, а японцы – 8 миллионов машин в год. В США с конвейеров ежегодно сходят 6,5 миллионов машин, (правда, один только концерн «Дженерал моторз» ежегодно выдает на гора 7 миллионов машин, а «Форд» - 5 миллионов, но их предприятия находятся не только в Америке), а в Германии - около 5 миллионов. Добавим к этому южных корейцев, британцев и прочих производителей автомобилей, включая и нас, - получится более 50 миллионов машин, ежегодно вливающихся в полумиллиардное автомобильное стадо, наносящее природе сокрушительный удар.

По подсчетам Международной ассоциации производителей машин (OICA), ежедневно в мире производится около 160 тысяч автомобилей, а к 2030 годам ежедневное производство автомобилей по всему миру составит около 300 тысяч. Одна только японская Toyota каждую минуту выпускает по 20 единиц техники, и ежегодно производит 10,4 миллиона машин, а с конвейеров концерна Volkswagen, производящего в год 10,3 миллиона машин, ежеминутно сходит как минимум 19 автомобилей. В ТОП-10 – General Motors с 13 автомобилями в минуту, Ford (12), Nissan (11), Honda (10), Fiat-Chrysler (8), Renault (7) и Peugeot-Citroen (6). Но наибольшее число автомобилей в минуту производит Китай - 49 единиц, а это больше, чем производят США, Япония и Германия вместе взятые. А вот любопытные данные по линии С-класса концерна «Мерседес»: каждая из трех смен сборщиков ежедневно выпускает здесь по 1400 штук автомобильных зеркал. Это, конечно, впечатляет, но как быть с природой? И тут на помощь могут прийти электромобили, которые, даст Бог, постепенно вытеснят «грязный» бензиновый транспорт.  

Похоже, мода на электромобили набирает силу, и благодарить за это надо не только вездесущего Илона Маска и его компанию Tesla, но и китайцев, несколько лет назад рьяно взявшихся за освоение мирового электромобильного рынка и сегодня выпускающих самое большое в мире число электромобилей. В Европе электромобили пока лучше всего прижились во Франции, где создана достаточно разветвленная сеть электрозаправок и хорошо работающая служба сервиса машин на электрической тяге. В Германии и Скандинавии электромобили тоже пользуются популярностью, но здесь пока в ходу мощные карбюраторные машины на бензиновом ходу, и дело даже не в качественных характеристиках электромобилей, а в психологических барьерах: принято считать, что электромобиль – штука не очень удобная, да и дорогая по сравнению с традиционными машинами.  

Тем не менее, европейцы уже подсчитали пользу от электромобилей для экологии Старого Света. Судя по результатам исследования агентства JATO Dynamics, в прошлом году благодаря электромобилям, проданным в 21 европейской стране, количество выбросов углекислого газа в атмосферу Европы впервые за четыре года сократилось, причем сразу  аж на 12 процентов. При этом в Старом Свете в прошлом году продажи электромобилей и plug-in гибридов выросли в 2,6 раза, и достигли 1,21 миллиона таких машин, а доля  моделей на дизельном ходу снизилась почти до 29 процентов.

Меры, принимаемые в Евросоюзе, позволили уже сегодня заметно уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу. Лидерами тут остаются Нидерланды, Дания и Португалия (83,1 — 90,8 г/км СО2), а замыкают список страны Восточной Европы, - Польша, Чехия и Словакия (118,3 — 119,2 г/км СО2).

Появление экологически чистого конкурента заставило зашевелиться и производителей бензиновых машин. Здесь впереди всех оказалась компания Toyota, добившаяся в 2020 году наименьших средних выбросов CO2 в 97,5 г/км. Чуть поотстал от популярного «японца» альянс PSA со значением 97,8 г/км, а  «бронза» в этом соревновании – у Suzuki cо 102,5 г/км.

Чтобы не отставать от китайцев, автомобильные концерны Европы и Америки вкладывают огромные средства в создание электрокаров. Так, концерн Volkswagen Group в октябре прошлого года объявил о планах инвестировать в течение пяти лет 73 миллиарда евро в концепцию E-Mobility, гибридные технологии и цифровизацию. Из этой суммы 35 миллиардов евро пойдут на полностью электрические транспортные средства, а 11 миллиардов – на разработку гибридных версий уже существующих моделей. В цифровизацию немцы инвестируют 27 миллиардов евро, то есть, в два раза больше, чем в предыдущие пять лет.

- С помощью этих инвестиций мы доведем объём производства электрокаров к 2030 году до 26 миллионов единиц, и около 19 миллионов из них будет базироваться на электрической платформе MEB, а оставшиеся семь – на высокопроизводительной платформе PPE, также мы выпустим около 7 миллионов «гибридов», - пообещал президент Наблюдательного совета компании Volkswagen Ханс Дитер Пётш.

А вот отчет «Driving the EVolution», составленный аналитиками компаний Castrol, ВР  

и экспертами заводской команды Jaguar из Формулы Е. «Все эксперты сошлись во мнении, что массовое внедрение электромобилей может стать реальностью примерно к 2030 году», — отмечается в отчете.

В России мнение другое, - к 2030 году доля электрокаров на отечественном рынке составит всего 5 процентов, доля автомобилей на газе - 1 процент, а доля беспилотных авто достигнет 2 процентов.

Но ведущие компании мирового автопрома уже поставили перед собой конкретную цель: к 2030 году продавать только электромобили. Среди смельчаков - Jaguar Land Rover, General Motors, Ford, Volvo и Mini. Почему мы назвали их «смельчаками»? Да потому, что пока электрокары уступают в популярности машинам с бензиновыми и дизельными моторами.  В той же компании Castrol уверены: для массового внедрения электромобилей и резкого подъема их продаж нужны три ключевых фактора. Первый фактор – доступная цена нового электромобиля, которая не должна превышать 36 тысяч долларов. Второй фактор – сокращение до 31 минуты времени зарядки батареи электромобиля. И фактор третий - запас хода электромобиля без подзарядки должен составлять не менее 469 километров. Чтобы добиться этого, компаниям автопрома придется проводить совместные разработки на всех этапах создания и производства; обеспечить сотрудничество между инженерами, производителями оригинального оборудования и поставщиками; и, наконец. Навалиться на потенциального потребителя с массированной рекламой, призванной развеять неверные представления об электромобилях.

Готовы к этому далеко не все. На первом мете, конечно, китайцы, вовремя заметившие и оседлавшие эту нишу, потом идут американцы и немцы, на пятки им наступают японцы и корейцы. А вот Россия, согласно составленному аудиторской компанией KPMG рейтингу готовности стран к использованию электромобилей, заняла в этом списке предпоследнее место, поскольку у нас катастрофически не хватает не только зарядных станций, но и инвестиций в этом сегмент автомобильной отрасли. Да и психологически россияне не готовы пересаживаться в электромобили, не говоря уже о том, что самый доступный на нашем рынке электрокар JAC iEV7S стоит как минимум 2,3 миллиона рублей.

Сообразив, что этак можно навсегда отстать еще и тут, Минэкономики России решило подготовить программу поддержки электромобилей, и сформировало первые параметры концепции развития электротранспорта в стране общей стоимостью более 400 миллиардов рублей. Сумма, конечно, смешная, - одна Toyota выделяет на то же самое в разы больше.

Но в правительстве России сидят оптимисты, уверенные в том , что и этих денег с лихвой хватит на то, чтобы доля электромобилей на нашем рынке поднялась с 0,1 процента в 2021 году до  15 процентов к 2030 году.

Сейчас рынок электромобилей в России почти на нуле, но чиновники  Минэкономики полагают, что к 2030 году российский парк электромобилей составит как минимум 1,5 миллиона машин.

Программой Минэкономики предусмотрено ограничение импорта, увеличение суммы сборов за автомобильный утиль, и заложено требование обязательной локализации батареи и мотора. Правда, непонятно, как эта программа будет состыковываться с другой, - речь идет о ранее анонсированной тем же министерством программе создания техники на водороде. Если называть вещи своими именами, «электрическая» задумка Минэкономики -  это программа поддержки КамАЗа, единственного российского концерна, способного сегодня выпускать электрические легковушки. Пока такие машины существуют у нас на уровне образцов, но лиха беда начало. Правда, дата запуска первого серийного электромобиля обозначена, как всегда, туманно,  - «примерно до 2024 года».

Судя по составленному рабочей группой Минэкономики докладу под названием  «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах», для электромобилей к 2024 года необходимо построить более 20 тысяч зарядных станций, из расчета одна станция на десять электромобилей в населенных пунктах или одна станция на 100 километров федеральных дорог. К 2030 году в стране должно быть уже не менее 150 тысяч зарядных станций.

Придется решать и проблему с батареями для электромобилей. Внутренний рынок таких батарей – всего 370 тысяч штук. Для сравнения – один только завод Tesla в Германии имеет мощность 400 тыс. штук. 370 тысяч батарей – это 18−20 ГВт•ч, а CATL BYD уже сегодня строят заводы мощностью более 30 ГВт•ч. Ко всему прочему, непонятно, как быть с производством в России компонентов для батарей, — например, катодного порошка, алюминиевой и медной фольги.  Пока лежащие в основе батареи катодные и анодные порошки в нашей стране получают только в лабораториях, и до промышленного производства дело пока не дошло, а значит, их придется закупать «за бугром», что резко поднимет цену на российские электромобили.  

Это недешевое удовольствие потребует немалых денег из бюджета. Только на 20 тысяч зарядных станций понадобится как минимум 38 миллиардов рублей. А всего до 2024 года на развитие электротранспорта из федерального бюджета будет выделено 31,3 миллиарда рублей при общем бюджете программы до 2030 года в 418 миллиардов рублей. Реализовывать программу – то бишь, осваивать казенные деньги, – будет национальный консорциум во главе с КамАЗом, который в конце прошлого года уже представил экспериментальный легковой электромобиль «Кама-1». Определены и пилотные регионы, - это Москва, Петербург, Севастополь, Сочи, Калининград и Казань.  (в рамках развития трассы М12). Здесь будут реализовываться программы развития инфраструктуры, и, говорят, даже может быть введен нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг для электромобилей.

Как воспримут электромобили россияне – покажет время. Сейчас примерно треть автовладельцев не собираются пересаживаться в электрокары, о которых имеет представление только 3 процента всех российских водителей, а 25 процентов вообще наотрез отказываются даже думать о возможной покупке электромобиля в будущем.  

Причины все те же: недостаточное количество зарядных станций и практически полное отсутствие сервисной инфраструктуры. Так что, электромобиль, конечно, штука полезная, но в России он вряд ли приживется, самое близкое, до 2050 года.

Оценить статью
(0)