Чипы нынче в дефиците

Чипы нынче в дефиците

Чипы нынче в дефиците

О грядущем глобальном дефиците полупроводников и чипов говорили еще в конце прошлого года, но с середины мая об этом запели, кажется, изо всех утюгов, и продолжают петь до сих пор. На фоне апокалиптических коронавирусных пертурбаций эта проблема может показаться мелкой и не стоящей внимания широкой публики, но она может напрямую ударить по всем покупателям любой электроники и автомобилей. Хозяин компании Tesla Илон Маск даже сравнил кризис полупроводников с дефицитом туалетной бумаги в марте прошлого года. Если сбудутся прогнозы экспертов, и из-за роста цен на комплектующие техника вырастет в цене до 30 процентов, это может обернуться серьезными трудностями не только для отдельно взятых потребителей, и даже не только для производителей такой техники, но и для всей мировой экономики.   

Внимательный наблюдатель наверняка заметил, что разговоры о дефиците чипов и полупроводников начались еще лет десять назад, и с тех пор вспыхивают с пугающей регулярностью. Поначалу казалось, что это резвятся производители, желающие создать искусственный дефицит на этом рынке. Но потом стали жаловаться и сами производители, - крупные IT-компании, повязанные с десятками, а то и с сотнями смежников, поставляющих комплектующие для электроники. Так что, связывать угрозу дефицита чипов с пандемией вряд ли стоит, - проблема куда старше, чем победное шествие коварной «короны» по белому свету. Но и роль пандемии в усугублении критической ситуации на рынке электронных запчастей умалять не станем, ведь так или иначе, а связанные с пандемией ограничения стукнули и по производителям чипов. Хотя бы потому, что в условиях пандемийного бардака ни крупные, ни тем более мелкие производители уже не могут четко планировать выпуск полупроводников и микропроцессоров, поскольку для этого надо более или менее точно знать возможный уровень спроса и потребления, пусть даже в краткосрочной перспективе.

Такого знания сегодня нет даже у самых великих IT-компаний, что нервирует и их боссов, и ритейлеров, и, конечно, потенциальных пользователей электроники. Перебои «по цепочке» поставщиков комплектующих уже полгода назад привели к ощутимой нехватке деталей, и именно тогда мир заговорил о возможном глобальном дефиците полупроводников.

Напомним, что нынче первыми забили во все колокола производители видеокарт. Кто не в курсе, - в ноябре-декабре прошлого года спрос на видеокарты резко вырос из-за повышенного спроса майнеров на эту продукцию. Взрывной рост биткоина стимулировал многих поверивших в кибермонеты искателей приключений на свою голову обзаводиться  майнинговыми фермами. В результате такого повышенного спроса и всё более ощутимого дефицита комплектующих, в магазинах быстро опустели полки с видеокартами. А там, где видеокарты еще были, они выросли в цене от 2 до 5 раз. Некоторые производители, вроде  

NVIDIA, даже решили вернуться к производству стареньких полузабытых карт GTX 1050 Ti, поскольку их куда проще производить из-за устаревшей архитектуры. В итоге те же NVIDIA GTX 1050 Ti сегодня стоят в пять раз дороже, чем в 2017 году.

Нехватку комплектующих быстро почувствовали на себе и производителей игровых консолей, и потребители этой продукции, которые сейчас днем с огнем пытаются отыскать новые PlayStation 5 и Xbox Series X. А отыскать их сложно, поскольку в свободной продаже их нет. Причина все та же – ни Sony, ни Microsoft не могут угнаться за повышенным спросом на комплектующие, и вряд ли ближайший год принесет какие-то положительные изменения на этом рынке.  

Пострадали и производители автомобилей, не меньше нуждающиеся в полупроводниках. В любой современной машине можно насчитать как минимум полтора десятка чипов, отвечающих за работу бортовой системы, обработку изображения с камер, и прочие задачи. Теперь сложилась парадоксальная ситуация, когда из-за нехватки крошечных чипов на грани остановки оказались всемирно известные автомобильные гиганты.

Не надо быть великим астрологом, чтобы сообразить, что такая ситуация неизбежно приведет к росту цен и на автомобили, и на любую другую технику, начиненную современной электроникой. Так что, и ноутбуки, и мониторы, и персональные компьютеры могут выходить чуть ли не с полугодовой задержкой. Дефицит на фоне высокого спроса, - с таким мировая экономика давненько не сталкивалась.

Между тем, становящийся хроническим дефицит чипов хорошо сказался на прибылях их производителей. По данным компании TrendForce, уже в первом квартале нынешнего года ребята получили рекордную выручку, а именно более 20 миллиардов долларов, при этом более половины доходов пришлось на одну компанию, - тайваньскую Taiwan Semiconductor Manufacturing Company, умудрившуюся за год нарастить выручку аж сразу на два процента, а это, между прочим, почти 13 миллиардов долларов. Эти деньги были заработаны именно на продаже   чипов 7, 12 и 16 нанометров. На 23 процента за первый квартал выросла выручка от продаж микросхем 7 нм, которые в больших количествах заказывают AMD, MediaTek и Qualcomm. А общая квартальная выручка десяти крупнейших IT-компаний, производящих микросхемы, выросла до 22,75 миллиарда долларов, что тоже рекордная сумма для этого сегмента электронной промышленности. Ещё один тайваньский поставщик чипов, United Microelectronics Corporation, увеличил выручку на 5 процентов, до 1,6 миллиарда долларов, чуть меньше выручка у китайской компании SMIC, 1,1 миллиарда долларов, при том, что показатель выручки у китайцев подпрыгнул аж на 15 процентов. По прогнозам аналитиков, во втором квартале совокупная выручка десяти ведущих производителей микросхем вырастет по сравнению с предыдущим кварталом до 3 процентов, и обновит исторический максимум.

Правда, такие хорошие доходы получают далеко не все. Скажем, такой здоровенный производитель микросхем, как Samsung, уже в первом квартале 2021 года лишился 2 процентов доходов от продаж этих комплектующих по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. А это означает потерю более 4 миллиардов долларов. Причина проблем южнокорейцев - энергетический коллапс в Техасе, вызванный аномально холодной погодой, когда компания Samsung была вынуждена приостановить работу своего завода в этом американском штате.

В России дефицит полупроводников начали остро ощущать уж в начале весны-2021. Первыми забеспокоились производители систем ЭРА-ГЛОНАСС и тахографов, потом головная боль началась в «АвтоВАЗа», где в марте была зафиксирована нехватка электронных автомобильных комплектующих, без которых машины не могут попасть на рынок. Правда, тогда в Минпромторге заверяли, что у отечественного автопрома нет перебоев с поставками электроники. Но на том же «АвтоВАЗе» пригрозили уже в начале июня остановить производство автомобилей из-за сбоя с поставками импортных деталей от немецкого концерна Bosch. После этого оптимизма у чиновников Минпромторга поубавилось, и они предпочли вообще не говорить на эту скользкую тему: любой чиновник знает, что иногда лучше о проблеме не говорить, и тогда она, может быть, рассосется сама собой. В противном случае проблему придется решать чиновнику, - а оно ему надо?  

Сегодня трудно сказать, как долго продлится дефицит чипов и микросхем. Даже Илон Маск говорит, что проблема с поставками полупроводников стала «самым большим вызовом для Tesla», и признается, что «никогда не видел ничего подобного». Вряд ли ситуация кардинально улучшится в обозримом будущем: эксперты предрекают, что ведущие электронные и автомобильные компании будут испытывать дефицит чипов до 2023 года. Если это так, и если не вмешаются еще какие-нибудь «боковые» обстоятельства вроде десятой волны коронавируса, то неизбежен и заметный рост цен на продукцию электроники и автомобилестроения. Тут все закономерно: спрос будет расти, предложение не будет успевать за спросом, и на фоне роста дефицита рост цен будет просто гарантирован.  Уже сегодня та же Tesla вынуждена повысить цены на электромобили, причина – подорожали материалы для их производства. Разумеется, автомобилестроители могут продержаться какое-то время, убирая из своих машин парктронику, или системы навигации и видеонаблюдения. Но сокращать производство все равно придется, а значит, уже в конце этого года убытки будут подсчитывать даже крупнейшие производители автомобилей. Как подсчитали аналитики консалтинговой компании AlixPartners, речь может идти примерно о 110 миллиардах долларов потерянной прибыли.

Оценить статью
(0)