Каждому школьнику – по профилю!

Каждому школьнику – по профилю!

Каждому школьнику – по профилю!

Весна обрушила на многострадальные головы российских школьников сразу несколько сюрпризов. В марте Минпросвещения, только что в два раза сократившее количество специальностей в колледжах,  решило включить в школьные учебники по обществознанию курс семьеведения, который с 2018 года разрабатывала Российская академия образования при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного. Курс начинается с девятого класса, и первый же вопрос разит наповал космической глубиной – «Зачем людям отношения?». Когда школьников научат отличать любовь от влюбленности, и они перейдут в десятый класс, их будут обучать рождению и воспитанию детей, а в одиннадцатом классе ознакомят с правовыми аспектами брака, вплоть до того, с чего начинать и чем заканчивать конфликты в семье. Впрочем, дело это не такое и новое: еще в 2019 году «Уроки брака» проводились в школах 38 субъектов Федерации. Чтобы не отстать от тренда, Федеральная налоговая служба нынче готовит для школьников 10-11 классов учебник по налогам. А в июне Минпросвещения обрадовало новостью под девизом «каждому российскому школьнику - по профилю».

Имеется в виду «цифровой профиль обучающегося», который, по мысли чиновников Минпросвещения, до конца 2022 года будут экспериментально присваивать ученикам российских школ. Как подчеркивают в Минпросвещения, цифровой профиль должен стать обязательным, он будет присваиваться ребенку при зачислении в детский сад или, если дитя избежало встречи с детсадизмом, при поступлении в первый класс. По сути, профиль – это цифровое портфолио, в котором фиксируются все телодвижения школьника, его падения и взлеты на ниве учебы. Скажем, Олимпиаду выиграл – информация попадет в профиль. Разбил окно в школе – и это туда же. Словом, все достижения учащихся будут зафиксированы в цифровом портфолио.

Однако многие эксперты сомневаются в целесообразности тотального сбора и хранения образовательных данных, тем более, что эта система никак не гарантирована от утечек.

Правда, эту концепцию еще должно согласовать Минцифры, куда еще в апреле был направлен проект Минпросвещения, появившийся согласно мартовскому распоряжению профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Кроме того, уже сегодня многие эксперты высказывают сомнение в целесообразности цифрового профиля, поскольку здесь велик риск злоупотреблений с использованием методов социального инжиниринга: уж очень много личной информации попадет в это электронное портфолио. А речь идет именно о тотальном сборе и хранении персональных данных. Теоретически, эти данные можно дополнять и дальше, уже после окончания школы, и продолжать заносить в них информацию о человеке всю оставшуюся жизнь. Да и по своей структуре «цифровой профиль обучающегося» копирует, за исключением небольших деталей, текущую концепцию цифрового профиля гражданина.

Апробация «цифрового профиля учащегося» будет проходить до 31 декабря 2022 года в рамках внедрения цифровой образовательной среды. Основанием для эксперимента стало распоряжение правительства от 7 декабря 2020 года. Инициатором этого проекта называют заместителя министра науки и высшего образования Елену Дружинину, которая говорила о цифровом профиле еще в декабре прошлого года.

Если эксперимент пройдет удачно, нововведение будет распространено на все школы страны. Как сказано в проекте Минпросвещения, обязательный для всех «цифровой профиль учащегося» будет содержать «актуальные сведения, необходимые для идентификации в рамках образовательного процесса». Любопытная деталь: во избежание накапливания больших массивов данных в разных источниках, авторы системы решили использовать информацию текущих реестров органов исполнительной власти и государственных информационных систем. Но для этого придется создать так называемый «распределенный реестр», при этом запросы в различные системы должны совершаться с использованием обезличенных идентификаторов.

В принципе, такая система поможет избежать подтасовок, - это показал, например, опыт Швеции, где «цифровые профили учащихся» действуют уже лет десять. Но в шведской системе образования с начальной школы исключен ранжир детей по успеваемости,  - здесь считают, что потенциал ребенка  может раскрыться куда позже. У нас система другая, основанная на сиюминутном оценочном критерии успеваемости ребенка, - а значит, с введением цифрового профиля сразу начнется разделение детей на «успевающих» и «неуспевающих».

Пока неизвестно, во что обойдется бюджету затеянная Минпросвещения цифровизация школьников. Некоторые эксперты утверждают, что на это уйдет не менее миллиарда рублей, но, судя по опыту внедрения предыдущих школьных нововведений, это может оказаться самой низкой планкой стоимости «цифрового профиля».

Говорили о школьниках и на только что прошедшем Петербургском международном экономическом форуме. Точнее, говорили там не о самих учениках, а о «Белом интернете» для них. Об этом, в частности, сказал министр просвещения Сергей Кравцов.

- Там будут социальные сети и мессенджеры, дети смогут смотреть фильмы, а также посещать онлайн музеи и театры, но это будет Интернет с проверенным содержанием, - заверил публику министр, особо подчеркнув, что «Минпросвещения не идет по пути запрета, а стремится идти по пути тех возможностей, которые дает цифровая образовательная среда».

Порадуют ли школьников и их родителей все эти цифровые новшества, об этом мы узнаем через пару лет. Пока Минпросразвития на все вопросы отвечает, что это делается с благими намерениями.  А куда приведут эти благие намерения, поживем – увидим.

Оценить статью
(0)