Глобализация и Россия

Глобализация и Россия

25 декабря в московской мэрии состоялось заседание Клуба "Реалисты" на тему "Национальная безопасность: проблемы и решения", на котором среди @ многих полезных идей и предложений было высказано также мнение об отсутствии у России собственной национальной политики. К сожалению, для такой точки зрения есть определённые основания.
Нельзя не видеть, например, что процессы глобализации под контролем США несут в себе не только потенциальную, но и непосредственную угрозу территориальной целостности России. Об этом не стесняются публично заявлять сами американцы через своих политологов и учёных, которые предрекают, что в ближайшие 15-20 лет возникнет более 100 новых государств в результате территориального передела мира. В этой концепции доминирует идея разрушения "больших пространств" Евразии, в том числе за счёт дальнейшего распада России, Украины и Белоруссии. От России предполагается отторжение Кавказа, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, северо-западных регионов; от Украины - Крыма, Галиции, Новороссии; от Белоруссии - "литвино-польского католического меньшинства" её западных районов.
Очевидно, что такая геостратегическая цель предполагает в качестве главного приоритета политики Запада на постсоветском пространстве противодействие реинтеграции бывших советских республик. Россия и постсоветское пространство привлекают к себе внимание глобалистов в связи с прогрессирующим нарастанием дефицита сырьевых ресурсов в мире, т.к. здесь сосредоточено 41% мировых природных ресурсов, 13% мировой территории при низкой их заселённости. Обращает на себя внимание в связи с этим недавнее выступление советника президента РФ А.Илларионова в Александр-хаусе, суть которого сводилась к тому, что Россия должна отказаться от иллюзий самосохранения в качестве великой державы, поскольку история человечества не знала такого разрыва между "территориальным могуществом" и экономической "ничтожностью".
Одним из эффективных инструментов вовлечения России в процессы глобализации в интересах США и Запада является её втягивание во Всемирную торговую организацию, поскольку проблема участия в ВТО связана с общей стратегией экономического развития России. Политическое решение о присоединении к ВТО у нас уже принято на высшем уровне. Определены даже примерные сроки - 2004 год. Переговоры о вступлении России в эту организацию начались ещё в 1994 году. Однако в последнее время они напоминают уже не переговоры, а диктат со стороны Запада. На последнем раунде этих переговоров в Женеве в декабре с.г. представители ВТО прямо заявляли, что Россия может быть принята в этот клуб экспортёров только на его условиях, в том числе при открытии национального рынка для западных конкурентов.
На этих переговорах представители Европы и Америки предъявили нам ряд по существу ультимативных требований. По словам замминистра Минэкономразвития и торговли, главного переговорщика от РФ М.Медведкова, "нас упрекают в дешёвой российской энергии, в высоком размере сельскохозяйственных субсидий со стороны государства и в ограниченности доступа на российский рынок иностранных компаний, банков и страховых фирм. Кроме того, представители ВТО настаивают на выравнивании внутренних российских и мировых цен на электроэнергию и газ, что абсолютно нас не устраивает".
Большинство российских предпринимателей убеждено, что наше вступление в ВТО должно быть обставлено переходными периодами, временными ограничениями и другими мерами, смягчающими последствия присоединения. По их мнению, недооценка негативных факторов от поспешного присоединения к ВТО приведёт к огромному ущербу экономической безопасности России. Присоединение к ВТО на руку только экспортёрам в сфере ТЭК, металлургии, высокотехнологичных отраслей. Больше других пострадают от открытой конкуренции с иностранными компаниями сельское хозяйство, финансовый сектор, машиностроение.
На недавно прошедшей в Москве конференции, посвящённой проблеме потерь и приобретений отечественной экономики при вступлении в ВТО, подавляющее большинство её участников прямо заявляли, что не верят в способность российского правительства защитить их интересы. При открытии границ для конкурентов наиболее уязвимой окажется сфера услуг, финансовый сектор, страховой рынок. В частности, обещание поставить иностранные банки в равные условия с российскими откроет пути для беспрепятственного проникновения иностранного капитала на внутренний рынок и лишит российские банки корпоративных клиентов и частных вкладчиков. Западные банки совершенно не заинтересованы в развитии банковской системы в России, а их господство будет означать, что наши деньги станут работать, как и доллар, на чужую экономику. Будет захвачен несколькими крупными иностранными компаниями и наш страховой рынок, как это случилось в Венгрии.
Несмотря на протесты отечественных производителей и промышленников, наши официальные лица стремятся любой ценой ускорить процесс переговоров и попасть в ВТО на любых кабальных для России условиях. Стремление российских либералов быстрее приобщиться к "цивилизованному сообществу" ставит под вопрос обеспечение национальной безопасности России. Глобализация, одним из инструментов которой является и ВТО, остро ставит перед нами и вопрос о самой судьбе Российского государства, которому в планах Запада отводится роль источника сырья и придатка западного рынка. Уместно напомнить в связи с этим о заявлении В.Путина в декабре 1999 года, что "впервые за последние 200-300 лет Россия стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств".
В этих условиях принципиальным подходом к проблемам глобализации с точки зрения обеспечения национальной безопасности России должен стать приоритет собственных интересов, а включение в процессы глобализации не должно быть подчинено абстрактным общечеловеческим ценностям.

Е.Комиссарчук
Оценить статью
(0)