ВходРегистрация
*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Скука

Ученикам, по крайней мере части из них, в школе скучно. Этот вывод, наверное, так же стар, как и сама школа. Сколько поколений учеников мечтали только об одном: чтобы эти бесконечные уроки наконец кончились! Новизна состоит в том, что теперь школа озаботилась этой проблемой и вынесла ее на обсуждение. Национальный совет по программам (НСП), призванный давать оценку содержанию образования, провел в Париже 14 января коллоквиум на тему "Школьная культура и скука", сообщает Le Monde. Впрочем, могло ли национальное образование обойтись без дискуссии на эту тему?
Скучающий ученик – это ученик, который выпадает из учебного процесса, а значит, является потенциальным нарушителем спокойствия. Заинтересовать его, придать больший смысл обучению – вот задача, которая кажется приоритетной. Но как это сделать? "Должна ли школа сопротивляться разгулу игрового начала или приспосабливаться к засилью развлекательности?" – так ставит вопрос НСП, решивший собрать за одним столом философов, социологов и ученых-педагогов.
Эксперты отмечают, что скука, которая существовала всегда, изменилась. "Ученики давно научились скучать вежливо. Новое заключается в том, что сегодня они выражают эту скуку способами, неприемлемыми в школе", – говорит специалист по педагогическим наукам Филипп Мейрьё, нынешний директор Университетского института по подготовке учителей в Лионе. Традиционная школьная "буза" уступила место более провокационному, более агрессивному поведению. Скука не скрывается, она, как выразился Филипп Мейрьё, стала более явной: плейеры, макияж, чтение журналов на уроках… Труднее стало и преподавателям. Согласно результатам опроса, проведенного в марте 2001 года национальным союзом школьного образования (SNES), 85% молодых учителей регулярно сталкиваются с отсутствием у учеников интереса к учебе. Согласно другому опросу SNES, проведенному в марте 2002 года, 33% преподавателей всех возрастов считают отсутствие мотивации к учебе главной трудностью во взаимоотношениях с учениками.
Сами школьники охотно признаются в том, насколько скучно им учиться, когда их об этом спрашивают. Так, участвуя в опросе, проводившемся в 1998 году, учащиеся лицеев заявили, что у них "нет желания" учиться. Некоторые предметы побили все рекорды "неинтересности": по словам учащихся, от грамматики, геологии, исторических дат и математических векторов им "хочется спать". Критике подверглись и некоторые методы образования. 72% лицеистов назвали самыми скучными заучивание текстов наизусть, 68% – изучение явлений, слишком отдаленных во времени и в пространстве от их образа жизни, 58% – изучение дисциплин, которые ученики считают второстепенными.
"Для учеников жизнь – там, вне школы", – заключает учитель психологии Жак Бируст, автор исследования о скуке среди учащихся технических лицеев. "У них часто возникает чувство, что они переходят из класса в класс, от одного объяснения к другому без всякой внутренней связи между этими изменениями. Они воспринимают это как атомизацию знаний", – подчеркивает ученый, настаивающий на тезисе об отсутствии у учащихся "либидинального влечения к знанию".
Школа пытается как-то реагировать на это равнодушие учеников. Например, в колледже применяется методика так называемых "поисковых маршрутов", которая преследуют цель пробудить внимание учеников, выводя их за традиционные дисциплинарные рамки. В лицее в рамках "активной педагогики" предусмотрена возможность для учащегося самому вести проект по интересующей его теме. Применение новых технологий помогает придать большую привлекательность самым "скучным" дисциплинам. Введение в начальной школе молодежной литературы, сегодня официально рекомендуемой новыми программами, помогает ученикам, которых по-другому вообще невозможно приохотить к чтению. Более "читабельными" стали и сами учебники. Вся трудность состоит в том, что скука сегодня еще менее допустима, чем это было раньше. Как считает НСП, она стала "смертным грехом, с точки зрения современного поколения".
"Перед нами – дети дистанционного управления. Для них невыносимо не иметь возможности действовать", – говорит Филипп Мейрьё. "Школьная культура исторически сформировалась в борьбе с семьей и религией. Сегодня добавляется третий конкурент – медийная культура, которая основана на скорости, на досуге", – считает профессор философии Жиль Липовецки, ассоциированный член НСП. С точки зрения философа, "школа – это замедленное время", противоположность "заппингу", и это делает скуку "неизбежной".
Скука, аскетизм, строгость – обязательны ли они? Филипп Мейрьё утверждает, что среди преподавателей всегда шли споры между сторонниками "педагогики упражнений", признававших пользу от повторения, заучивания, даже механического, и поборниками "педагогики интереса", для которых главное действующее лицо в учебном процессе – это сам ученик. "Это напряжение плодотворно. Хороший учитель тот, кто способен работать в обоих регистрах, стремясь, с одной стороны, заинтересовать учеников, с другой – приучая их к строгости и сосредоточенности", – подчеркивает ученый.
По этой причине министр национального образования Люк Ферри не склонен считать "борьбу со скукой" приоритетной целью. Министр, который признается, что ему самому было "ужасно скучно в школе", проводит различие между скукой "хорошей" и "плохой". "Школьная культура создана не для того, чтобы быть развлекательной. Некоторые знания получать трудно", – говорит он, оправдывая отсутствие интереса к некоторым дисциплинам и видам школьной деятельности. "Бороться нужно со скукой. связанной с отсутствием смысла. Когда ученик не видит смысла того, что он учит, когда он чувствует, что просто нагромождает некую сумму знаний, мне это кажется досадным", – заявляет он.
Оценить статью
(0)
Добавить комментарий
Получать ответы на почту
Получать ответы на почту