В Брюсселе 19 мая проходит встреча представителей стран Европейского союза. В ней принимают участие более 100 политиков @ из 15 государств - членов Евросоюза @ и 10 вступающих в ЕС стран. Главная тема обсуждения - будущее единой Европы после намеченного на следующий год расширения, возможность принятия единой конституции и избрания президента Евросоюза. Решение последнего вопроса эксперты считают наиболее сложным. Например, министр иностранных дел Греции Георгиос Папандреу считает, что президент ЕС должен избираться в ходе прямых выборов гражданами стран - членов ЕС, только тогда этот пост будет демократически легитимным. Ряд стран, прежде всего, Великобритания, считают, что президент Евросоюза должен назначаться руководителями правительств стран - членов ЕС. Таким образом, он якобы может получить больше властных полномочий. Компромисс должен быть найден к июньскому саммиту лидеров Европейского союза.
Накануне саммита статистическое агентство Европейского союза распространило предварительные данные о состоянии экономики ЕС в первом квартале. Они немного не соответствуют прогнозам экспертов. Так, по экспертным оценкам, рост ВВП Евросоюза в I кв. должен был составить 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом, однако на самом деле рост экономики ЕС оказался нулевым. Предварительные оценки были основаны на данных пяти из 15 стран ЕС: Германии, Голландии, Италии, Великобритании и Греции. Немецкая экономика – одна из крупнейших в еврозоне, показала в I кв. отрицательный рост (сокращение ВВП на 0,2% по сравнению с IV кварталом), голландская и итальянская – также (сокращение ВВП на 0,3% и 0,1% соответственно). Уравновесили аутсайдеров Великобритания (рост ВВП на 0,2%) и Греция (2,9%).
Россия строит свои отношения с ЕС с июня 1994 года, когда первый президент страны Б.Ельцин подписал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. За 9 лет взаимодействия экономическая взаимозависимость между Россией и остальной Европой выросла, прежде всего, в энергетической сфере. Кроме того, активизировались контакты в области совместного решения проблем безопасности, сотрудничества в сфере научных исследований.
Президент РФ В.Путин недавно заявил о стратегической цели России - создании общего экономического пространства с Евросоюзом. Бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт полагает, что первостепенная задача, которую необходимо решить в этом направлении, - скорейшее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), причем это событие может, по его мнению, произойти уже в нынешнем году (?). В своей статье в журнале «Европа» Бильдт приводит экономическое обоснование своей точки зрения. Так, если десять лет назад нефть и газ составляли 90% экспорта России, то сегодня эти статьи составляют лишь 50%, зато все большее значение приобретают металлы и химикаты, заметную роль играет сельскохозяйственная продукция. Если прежде СССР был вынужден импортировать зерно, чтобы на минимальном уровне обеспечить потребности собственного населения, то сегодня Россия, Украина и Казахстан превратились в крупных экспортеров зерна. Членство России в ВТО, считает Бильдт, обеспечит дальнейший рост экспорта многих неэнергетических секторов российской экономики, в том числе, защитит их от нередко произвольных протекционистских мер (в частности, в сталеплавильном производстве), создаст основу для дальнейшего развития торговых связей с Европейским союзом. При этом торговля продовольствием и другой сельскохозяйственной продукцией имеет шансы стать естественной частью все более тесных экономических контактов. Уже сегодня ЕС - крупнейший торговый партнер России, а на расширившийся Союз будет приходиться более половины объема российского экспорта.
Вновь заявленные правительственные планы предусматривают сокращение государственного вмешательства в экономику, снижение налогового бремени, дальнейшее реформирование остающихся под контролем государства отраслей, приведение российского законодательства в соответствие с международным. Именно бремя нереформированной администрации во все большей степени сдерживает потенциал экономического развития и, тем самым, углубление экономических связей с Западом, считает Бильдт. При этом в реформах, которые облегчат дальнейшее развитие сотрудничества, нуждается не только Россия. Помимо открытия рынков для продукции сельского хозяйства и смежных с ним секторов торговли важно проявлять внимание к новым проблемам, возникающим на пути передвижения людей через границы, по мере введения новых визовых режимов. Устранение ненужных бюрократических процедур должно стать политическим приоритетом, прежде чем эти трудности начнут сказываться на общих связях.
Дальнейшее развитие связей в большей мере будет зависеть от эволюции экономической политики и успеха административной реформы в России. Участие в ВТО, по мнению Бильдта, также упростит и процедуру прямых иностранных инвестиций в Россию.
Первомайские митинги показали, что в России это мнение разделяют немногие. Лозунги о том, что вступление России в ВТО станет губительным для отечественного производителя и может принести выгоду лишь олигархам, сегодня довольно популярны не только среди левых партий, но и в Госдуме, губернаторской среде.
Однако бывший премьер Швеции, который, кстати, участвовал в подписании Соглашения между Россией и ЕС в 1994 году, полон оптимизма. По его мнению, значительные возможности расширения сотрудничества между Россией и ЕС заложены в сфере науки и технологии, особенно в аэрокосмической отрасли и космическом секторе, где зависимость от российских пусковых технологий ощущалась еще до трагедии с шаттлом "Колумбия". Впечатляющие успехи России в освоении определенных технологий и систем космического сектора предоставляют многочисленные возможности его дальнейшего развития, и европейским предприятиям следует обратить внимание на этот опыт, отмечает Бильдт.
Однако экономическое сотрудничество – это не все. Окружающий мир небезопасен, и от терактов не застрахован никто. Поэтому развитие общеевропейской внешней политики и политики в области безопасности в отношениях между Москвой и Брюсселем должны приобрести ключевое значение. Для того чтобы вести политический диалог между ЕС и Россией, создано немало различных структур. Тем не менее, ведущиеся в последнее время дискуссии о том, что уровень политического диалога между Европейским союзом и Россией следовало бы повысить с учетом опыта Совета НАТО - Россия, работа которого приносит видимую пользу обеим сторонам, Бильдт считает правомочными.
Наиболее актуальными вопросами, решение по которым должно быть найдено в ближайшее время, Бильдт называет проблемы, связанные с регионом Ближнего Востока. Будучи также очевидной сферой интересов Соединенных Штатов, этот регион является ближним зарубежьем как для России, так и для ЕС, и события, там происходящие, будут напрямую влиять не только на внешнюю безопасность, но через некоторое время и на внутреннюю стабильность ЕС.
Еще одна угроза, по его мнению, исходит из России. Война в Чечне повлекла за собой не только огромные человеческие страдания. Ежегодные потери российской армии сопоставимы, кажется, с ее потерями в афганской войне. Кроме того, чеченская кампания еще сильнее разъединила славянские и многие кавказские народы. Продолжение кризиса чревато в будущем ситуацией, угрожающей всем государствам Европы, подчеркивает Бильдт. Также не решены многие серьезные вопросы на Балканах, где Россия сыграла весомую дипломатическую роль, внесла свой вклад в деятельность международных миротворческих сил в Боснии и Косово. Принимая во внимание ее роль в Организации Объединенных Наций, нельзя не признать, что Россия - неизменный партнер ЕС, и она должна принять участие в решении сложных проблем региона, подчеркивает Бильдт. Очень часто забывают, что за войной 1999 года в Косово не последовало подписания какого-либо мирного договора, один из самых сложных вопросов в регионе остался открытым. А на Балканах один незакрытый вопрос означает, что все другие проблемы также, возможно, не решены.
Любопытная мысль, высказанная Бильдтом, с которой очевидно не согласятся многие российские политики – что эра Евразии для России закончилась, и будущее российского государства - это постепенное объединение и сотрудничество с остальной частью Европы. Аргументация звучит логично: у России и стран - членов ЕС общие экономические интересы, и они столкнулись с одними и теми же геополитическими вызовами.
В то же время Европейский союз претерпевает самую значительную трансформацию в своей истории. В ближайшее время ЕС пополнится новыми членами - от Таллина до Никосии, что основательно изменит не только его структуру, но и геополитические перспективы. Брюссель, возможно, останется административным центром этой развивающейся федерации национальных государств, однако ее настоящий политический центр уже начал смещаться на Восток, что является дополнительным стимулом развития отношений с Россией.
Бильдт считает, что балтийским и центрально-европейским странам, испытавшим за годы советской оккупации и коммунистических репрессий немало страданий, будет легче установить необходимые им новые отношения с Россией, если они прочно закрепятся в европейской и атлантической интеграционных системах. При этом миллионы русских людей постепенно станут гражданами ЕС, и приоритетом для этой зарождающейся федерации национальных государств будет налаживание таких взаимоотношений с Россией, которые станут способствовать непрерывной интеграции и преобразованию этой страны. Бильдт подчеркивает, что большинство из нас выросли в Европе, над которой витала тень советской угрозы, и в те мрачные годы разъединения и диктатуры многие с гордостью относили себя к "антисоветчикам". Сделать сегодня все, чтобы барьеры между нами не возникли вновь, а Россия стала частью нашей общей Европы, - не только наша политическая задача, но и моральный долг.
Накануне саммита статистическое агентство Европейского союза распространило предварительные данные о состоянии экономики ЕС в первом квартале. Они немного не соответствуют прогнозам экспертов. Так, по экспертным оценкам, рост ВВП Евросоюза в I кв. должен был составить 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом, однако на самом деле рост экономики ЕС оказался нулевым. Предварительные оценки были основаны на данных пяти из 15 стран ЕС: Германии, Голландии, Италии, Великобритании и Греции. Немецкая экономика – одна из крупнейших в еврозоне, показала в I кв. отрицательный рост (сокращение ВВП на 0,2% по сравнению с IV кварталом), голландская и итальянская – также (сокращение ВВП на 0,3% и 0,1% соответственно). Уравновесили аутсайдеров Великобритания (рост ВВП на 0,2%) и Греция (2,9%).
Россия строит свои отношения с ЕС с июня 1994 года, когда первый президент страны Б.Ельцин подписал Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. За 9 лет взаимодействия экономическая взаимозависимость между Россией и остальной Европой выросла, прежде всего, в энергетической сфере. Кроме того, активизировались контакты в области совместного решения проблем безопасности, сотрудничества в сфере научных исследований.
Президент РФ В.Путин недавно заявил о стратегической цели России - создании общего экономического пространства с Евросоюзом. Бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт полагает, что первостепенная задача, которую необходимо решить в этом направлении, - скорейшее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), причем это событие может, по его мнению, произойти уже в нынешнем году (?). В своей статье в журнале «Европа» Бильдт приводит экономическое обоснование своей точки зрения. Так, если десять лет назад нефть и газ составляли 90% экспорта России, то сегодня эти статьи составляют лишь 50%, зато все большее значение приобретают металлы и химикаты, заметную роль играет сельскохозяйственная продукция. Если прежде СССР был вынужден импортировать зерно, чтобы на минимальном уровне обеспечить потребности собственного населения, то сегодня Россия, Украина и Казахстан превратились в крупных экспортеров зерна. Членство России в ВТО, считает Бильдт, обеспечит дальнейший рост экспорта многих неэнергетических секторов российской экономики, в том числе, защитит их от нередко произвольных протекционистских мер (в частности, в сталеплавильном производстве), создаст основу для дальнейшего развития торговых связей с Европейским союзом. При этом торговля продовольствием и другой сельскохозяйственной продукцией имеет шансы стать естественной частью все более тесных экономических контактов. Уже сегодня ЕС - крупнейший торговый партнер России, а на расширившийся Союз будет приходиться более половины объема российского экспорта.
Вновь заявленные правительственные планы предусматривают сокращение государственного вмешательства в экономику, снижение налогового бремени, дальнейшее реформирование остающихся под контролем государства отраслей, приведение российского законодательства в соответствие с международным. Именно бремя нереформированной администрации во все большей степени сдерживает потенциал экономического развития и, тем самым, углубление экономических связей с Западом, считает Бильдт. При этом в реформах, которые облегчат дальнейшее развитие сотрудничества, нуждается не только Россия. Помимо открытия рынков для продукции сельского хозяйства и смежных с ним секторов торговли важно проявлять внимание к новым проблемам, возникающим на пути передвижения людей через границы, по мере введения новых визовых режимов. Устранение ненужных бюрократических процедур должно стать политическим приоритетом, прежде чем эти трудности начнут сказываться на общих связях.
Дальнейшее развитие связей в большей мере будет зависеть от эволюции экономической политики и успеха административной реформы в России. Участие в ВТО, по мнению Бильдта, также упростит и процедуру прямых иностранных инвестиций в Россию.
Первомайские митинги показали, что в России это мнение разделяют немногие. Лозунги о том, что вступление России в ВТО станет губительным для отечественного производителя и может принести выгоду лишь олигархам, сегодня довольно популярны не только среди левых партий, но и в Госдуме, губернаторской среде.
Однако бывший премьер Швеции, который, кстати, участвовал в подписании Соглашения между Россией и ЕС в 1994 году, полон оптимизма. По его мнению, значительные возможности расширения сотрудничества между Россией и ЕС заложены в сфере науки и технологии, особенно в аэрокосмической отрасли и космическом секторе, где зависимость от российских пусковых технологий ощущалась еще до трагедии с шаттлом "Колумбия". Впечатляющие успехи России в освоении определенных технологий и систем космического сектора предоставляют многочисленные возможности его дальнейшего развития, и европейским предприятиям следует обратить внимание на этот опыт, отмечает Бильдт.
Однако экономическое сотрудничество – это не все. Окружающий мир небезопасен, и от терактов не застрахован никто. Поэтому развитие общеевропейской внешней политики и политики в области безопасности в отношениях между Москвой и Брюсселем должны приобрести ключевое значение. Для того чтобы вести политический диалог между ЕС и Россией, создано немало различных структур. Тем не менее, ведущиеся в последнее время дискуссии о том, что уровень политического диалога между Европейским союзом и Россией следовало бы повысить с учетом опыта Совета НАТО - Россия, работа которого приносит видимую пользу обеим сторонам, Бильдт считает правомочными.
Наиболее актуальными вопросами, решение по которым должно быть найдено в ближайшее время, Бильдт называет проблемы, связанные с регионом Ближнего Востока. Будучи также очевидной сферой интересов Соединенных Штатов, этот регион является ближним зарубежьем как для России, так и для ЕС, и события, там происходящие, будут напрямую влиять не только на внешнюю безопасность, но через некоторое время и на внутреннюю стабильность ЕС.
Еще одна угроза, по его мнению, исходит из России. Война в Чечне повлекла за собой не только огромные человеческие страдания. Ежегодные потери российской армии сопоставимы, кажется, с ее потерями в афганской войне. Кроме того, чеченская кампания еще сильнее разъединила славянские и многие кавказские народы. Продолжение кризиса чревато в будущем ситуацией, угрожающей всем государствам Европы, подчеркивает Бильдт. Также не решены многие серьезные вопросы на Балканах, где Россия сыграла весомую дипломатическую роль, внесла свой вклад в деятельность международных миротворческих сил в Боснии и Косово. Принимая во внимание ее роль в Организации Объединенных Наций, нельзя не признать, что Россия - неизменный партнер ЕС, и она должна принять участие в решении сложных проблем региона, подчеркивает Бильдт. Очень часто забывают, что за войной 1999 года в Косово не последовало подписания какого-либо мирного договора, один из самых сложных вопросов в регионе остался открытым. А на Балканах один незакрытый вопрос означает, что все другие проблемы также, возможно, не решены.
Любопытная мысль, высказанная Бильдтом, с которой очевидно не согласятся многие российские политики – что эра Евразии для России закончилась, и будущее российского государства - это постепенное объединение и сотрудничество с остальной частью Европы. Аргументация звучит логично: у России и стран - членов ЕС общие экономические интересы, и они столкнулись с одними и теми же геополитическими вызовами.
В то же время Европейский союз претерпевает самую значительную трансформацию в своей истории. В ближайшее время ЕС пополнится новыми членами - от Таллина до Никосии, что основательно изменит не только его структуру, но и геополитические перспективы. Брюссель, возможно, останется административным центром этой развивающейся федерации национальных государств, однако ее настоящий политический центр уже начал смещаться на Восток, что является дополнительным стимулом развития отношений с Россией.
Бильдт считает, что балтийским и центрально-европейским странам, испытавшим за годы советской оккупации и коммунистических репрессий немало страданий, будет легче установить необходимые им новые отношения с Россией, если они прочно закрепятся в европейской и атлантической интеграционных системах. При этом миллионы русских людей постепенно станут гражданами ЕС, и приоритетом для этой зарождающейся федерации национальных государств будет налаживание таких взаимоотношений с Россией, которые станут способствовать непрерывной интеграции и преобразованию этой страны. Бильдт подчеркивает, что большинство из нас выросли в Европе, над которой витала тень советской угрозы, и в те мрачные годы разъединения и диктатуры многие с гордостью относили себя к "антисоветчикам". Сделать сегодня все, чтобы барьеры между нами не возникли вновь, а Россия стала частью нашей общей Европы, - не только наша политическая задача, но и моральный долг.