ООН накануне революции

ООН накануне революции

Последние события в ООН свидетельствуют о том, что эта организация стоит на пороге глобальных изменений. Как известно, @ военная операция в Ираке послужила мощным катализатором давнего противостояния между США и Великобританией и руководством ООН, с одной стороны, и этими же двумя странами и большинством остальных членов Совбеза ООН, с другой. В течение несколько месяцев Совбез лихорадило, однако многим показалось, что разногласия будут преодолены с принятием последней резолюции ООН о снятии санкций с Ирака. Однако этого не случилось. 10 июня, когда генсек ООН Кофи Аннан представил Совбезу нового исполняющего обязанности главы Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям /ЮНМОВИК/ Димитриса Перикоса, сменившего на этом посту Ханса Бликса, полномочия которого истекают в конце июня, разразился новый скандал. Его спровоцировал сам Бликс, выступивший с резкими заявлениями в адрес «недоносков», которые пытались подорвать его авторитет в течение трехлетнего пребывания на посту главного инспектора ООН. В интервью The Guardian Бликс подтвердил, что администрация Джорджа Буша оказывала давление на инспекторов ООН, стремясь добиться от них нужных ей заключений. Он также сказал, что Вашингтон воспринимает ООН как враждебную силу, которая, «как они надеются, вскоре утонет в Ист-Ривер». И, наконец, как утверждает Бликс, в Пентагоне была разработана кампания по его дискредитации.
Как известно, волна обвинений со стороны Бликса в последние дни шла по нарастающей. Он дал не одно интервью, в которых пытался расставить все точки над «i» не только в отношении давления Вашингтона на ООН, но и наличия в Ираке ОМУ – ведь именно безуспешный поиск запрещенного оружия стал своего рода первопричиной конфликтов в ООН. Одновременно с Бликсом ряд заявлений, касающихся ситуации в Совбезе ООН, сделал министр иностранных дел Великобритании Джек Стро. Как сообщила та же The Guardian, Великобритания осенью 2003 года намерена внести на рассмотрение ООН разработанный британским МИДом подробный план реформирования Совета Безопасности, который, среди прочих мер, подразумевает сокращение его членов с 24 до 15, что позволит более точно отражать мнение мирового сообщества.
Одновременно предлагается увеличить количество постоянных членов СБ ООН – с пяти до десяти. К Великобритании, США, России, Китаю и Франции британский МИД предлагает добавить Германию, Японию, Индию, а также по одному государству от Латинской Америки и Африки. Единственный нюанс - новые члены Совбеза, в отличие от старых, не будут иметь права вето, что позволит сохранить управляемость этой структуры. В отношении процедуры одобрения решений – сегодня для этого необходимо согласие пяти постоянных членов и 9 из 15 обычных - Великобритания ведет консультации. Их цель представляется очевидной – попытаться создать в Совбезе более широкую базу политической поддержки решениям США и Великобритании, чтобы впредь исключить прецеденты, подобные недавним, вызванным операцией в Ираке.
По мнению The Guardian, предложения Джека Стро вызовут сопротивление оппонентов тех стран, которые Великобритания предлагает сделать постоянными членами Совбеза. Включение в их число Германии создаст диспропорцию в пользу европейских стран. И, наконец, инициатива Великобритании может усилить уже существующие противоречия между Госдепартаментом и Министерством обороны. Недавние разоблачения в фальсификации данных об иракском ОМУ их обнажили весьма с неприглядной стороны.
Для запуска процедуры реформирования Совбеза нужна не только единогласная поддержка предложенного плана в самом Совбезе, но и одобрение двумя третями членов Генеральной Ассамблеи ООН. Эксперты считают это маловероятным.
Однако помимо британских, Совбез может рассмотреть и другие предложения, касающиеся реформы этого органа. Ведь то, что в последние годы государства - члены ООН признали необходимость пересмотра положений о членстве в Совете Безопасности – факт, не вызывающий сомнений. В числе таких предложений – не только увеличение количества постоянных и непостоянных членов, но и ротация или совместное членство стран в составе Совета, видоизменение порядка, допускающего "право вето", и т.д. В том числе могут быть рассмотрены предложения не только увеличения состава постоянных членов путем добавления к ним пяти, не имеющих "права вето" (трех развивающихся и двух индустриально развитых стран), но и добавление к уже имеющимся еще четырех непостоянных членов. В соответствии с другим вариантом, предлагается добавить только непостоянных членов, предусмотрев периодические перевыборы стран с учетом их вклада в миротворческие усилия и деятельность ООН. Однако, как отмечает Washington ProFile, ни одно из этих предложений не было поддержано всеми членами ООН.
Что представляет собой сегодняшняя ООН? Членами Организации Объединенных Наций является 191 суверенное государство, то есть практически все страны мира (последними к ООН присоединились Швейцария и государство Восточный Тимор, получивший независимость от Индонезии). Главными целями ООН являются поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных связей между народами, поощрение социального прогресса, улучшение условий жизни и содействие защите прав человека. ООН не располагает возможностями для того, чтобы обеспечить мир с помощью силы, и не представляет собой некоего "мирового правительства", у нее нет армии, военной техники и имущества. Она также не является международной полицией, а эффективность ООН зависит от политической воли ее государств-членов, которые решают, будет ли организация принимать меры с целью положить конец тому или иному конфликту, а также когда и как она будет это делать.
Организация Объединенных Наций - инструмент всех входящих в нее государств-членов, которые определяют ее политику путем обсуждений и голосования по важным вопросам. В Генеральной Ассамблее все страны имеют одинаковое право голоса. Даже в Совете Безопасности пять постоянных членов (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), имеющих право вето, которые могут не допустить принятия любого решения, с которым они не согласны, должны учитывать мнения других государств и не могут навязывать свою волю. Ни одна страна, какой бы могущественной она ни была, не может в одиночку определять политику ООН.
Совет Безопасности - это орган Организации Объединенных Наций, несущий основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и занимающийся кризисами, когда они возникают. В соответствии с Уставом, решения Совета имеют обязательную силу; государства-члены обязаны выполнять их. В состав Совета входят 15 членов: 10 непостоянных членов, периодически избираемых всеми государствами-членами на двухгодичный срок; и 5 постоянных членов. При голосовании больший вес имеют голоса постоянных членов. Любая из этих стран может заблокировать предложение, проголосовав против него, даже если остальные четыре постоянных и все непостоянные члены голосуют за это предложение. Такая прерогатива называется "правом вето".
Совет Безопасности несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности, может оказывать политическое давление на стороны в конфликте, проводить посреднические миссии и т.д. Генеральная Ассамблея может воздействовать на противоборствующие стороны через посредство мирового общественного мнения. Как только заключается перемирие, Совет Безопасности может разворачивать операции по поддержанию мира с тем, чтобы помочь сторонам выполнять достигнутые ими соглашения. Когда меры убеждения не приносят успеха, Совет Безопасности может принять более решительные меры, такие, как введение экономических санкций и объявление торгового эмбарго. Также он может учреждать международные трибуналы для преследования лиц, обвиняемых в военных преступлениях, как это было в случаях с Руандой и бывшей Югославией. В некоторых случаях Совет уполномочивал государства - члены ООН применять "все необходимые средства", включая силу, с целью добиться прекращения вооруженного конфликта. Такие принудительные меры, которые осуществлялись под контролем участвующих в их реализации государств, принимались в целях восстановления суверенитета Кувейта (1991 год); законного правительства в Гаити (1994 год); обеспечения мира и безопасности в Центральноафриканской Республике (1997 год); а также с целью положить конец разгулу насилия в Восточном Тиморе (1999 год) после проведения референдума по вопросу о самоопределении.
Регулярный бюджет ООН составляет порядка $1,3 млрд. в год. Из него покрываются расходы на мероприятия, персонал и базовую инфраструктуру ООН, но не на операции по поддержанию мира, имеющие собственный бюджет. Все государства - члены ООН обязаны оплачивать часть бюджетных расходов. Взнос каждого государства рассчитывается на основе его доли в мировой экономике. При этом шкала взносов полностью пересматривается каждые три года на основе последних статистических данных о национальном доходе. Поскольку размер взносов рассчитывается на основе валового национального продукта (ВВП), более богатые страны, как правило, платят больше, а более бедные - меньше, хотя из этого правила есть и исключения (например, Бразилия платит больше, чем Лихтенштейн).
В 1974 году Генеральная Ассамблея ООН установила верхний предел для ставки взноса одной страны в размере 25% (в 2001 году этот предел был понижен до 22%). Пока этот верхний предел применяется лишь в отношении США, на долю которых приходится примерно 27% совокупного ВВП государств - членов ООН. Если бы не это ограничение, то доля США была бы еще больше, поскольку, как и другие страны с высоким уровнем дохода на душу населения, они должны были бы компенсировать скидки, предоставляемые странам с низким уровнем дохода. Взнос США в 2003 году должен составить 22% бюджета ООН, однако несколько предыдущих лет американцы перечисление денег задерживали и являлись главными должниками ООН (невыплаченные взносы США составили в 2001 году $690,9 млн.). Для сравнения: Великобритания чуть более 5,5%, Германия – 9,76%, Франция – 6,46%, Израиль – 0,0415%, Ирак – 0,136%, Китай –1,53%, Япония – 19,51%. Россия обеспечивает 1,2% бюджета ООН, Азербайджан – 0,004%, Армения – 0,002%, Беларусь – 0,019%, Грузия – 0,005%, Казахстан – 0,028%, Кыргызстан – 0,001%, Латвия – 0,01%, Литва – 0,017%, Молдова – 0,002%, Таджикистан – 0,001%, Туркменистан – 0,003%, Узбекистан – 0,011%, Украина – 0,053%, Эстония – 0,01%.
Чиновники ООН утверждают, что взносы в казну Объединенных Наций объективно выгодны индустриально развитым странам, поскольку значительная часть средств возвращается к ним. Например, из $3,7 млрд., израсходованных на приобретение товаров и услуг всей системой ООН в 2000 году, почти 2,4 млрд. были потрачены в индустриально развитых странах. Компании США получили из этой суммы, по данным WPF, $527 млн.
Оценить статью
(0)