О начавшемся рабочем визите начальника Генштаба ВС РФ А.Квашнина в Бельгию @ опубликовано мало информации. Видимо, официальной линии на освещение заседания военного комитета Североатлантического альянса в рамках Совета Россия-НАТО пока не выработано, да и другие события российской политической жизни являются более актуальными. Тем более что последние перипетии общения между альянсом и Россией гладкими не назовешь. Накануне предстоящего ухода с поста генсека НАТО недавно посетивший нашу страну Джордж Робертсон, правда, заявил, что «через определенное время Россия вступит в НАТО», однако этот посыл парировал Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. По его мнению, интересам России членство в НАТО не отвечает.
У России позиция еще более противоречивая: то она бросается в объятия НАТО, то начинает делать резкие заявления о недопустимости расширения альянса на Восток. Так, все помнят недавние высказывания руководства Минобороны по поводу возможности нанесения превентивных ударов, что позволило отечественным и западным наблюдателям заявить об агрессивности новой военной доктрины России. Позже российское военное руководство разъяснило, что речь идет только об оборонительной тактике, а Джордж Робертсон, со своей стороны, гарантировал, что в странах Балтии – зоне особого беспокойства России – натовских военных баз не будет. Однако недомолвки остались, и они не очень приятны.
Нынешняя встреча, правда, может пройти гладко, так как ее тема вполне беспроигрышна – обсуждение совместных программ по борьбе с терроризмом, которые после 11 сентября стали главным объединительным стержнем российско-американского сотрудничества. В ходе последнего визита в Россию в конце октября Робертсон также отметил масштабность нынешнего сотрудничества – по его словам, в прошедшие со времени предыдущего саммита НАТО в Риме пять месяцев Совет Россия-НАТО работал "по беспрецедентно широкой программе совместных действий, охватывающей проблемы оружия массового поражения, противоракетной обороны театра военных действий, миротворческих операций. Отрабатывались также сравнительно ограниченные, но очень важные вопросы, например, спасение на море".
Выступая на состоявшейся в ходе визита международной конференции "Нуждается ли Россия в НАТО?", Робертсон заявил о предстоящем заключении между Россией и НАТО соглашения о совместной оценке опасности распространения оружия массового поражения (ОМП), разработке плана совместного участия в создании систем ПРО ТВД, подготовке рамочного соглашения в области спасения экипажей подводных лодок и проведении ряда совместных операций по гражданскому чрезвычайному планированию.
Свою лепту в развитие отношений между альянсом и Россией внес и посол США в России Александр Вершбоу. Он не раз заявлял, что в противодействии международному терроризму НАТО и Россия должны работать совместно, включая регулярный обмен информацией и проведение глубоких консультаций между разведслужбами и правоохранительными органами России и США по вопросам, относящимся к террористическим угрозам, планированию действий в гражданских чрезвычайных ситуациях, роли вооруженных сил в ходе контртеррористических операций, а также совместным действиям в третьих странах.
Еще одна плодотворная сфера сотрудничества сторон в рамках Совета НАТО-Россия - противоракетная оборона. Взаимодействие в этой области, как считает А.Вершбоу, должно стать способом лишения государств-изгоев возможности нанесения удара или шантажа с помощью ракет большой дальности, способных ударить по городам России и США. «Если наши совместные усилия окажутся успешными, этот альянс может стать одной из главных опор глобальной системы безопасности 21-го века», - уверен американский посол.
В начале октября Вершбоу даже высказался за проведение совместных учений НАТО и России. По его словам, "это могло бы снизить уровень подозрительности в отношениях двух стран". Он также призвал перейти к конкретным действиям в сфере противоракетной обороны, в том числе к интеграции систем раннего оповещения и промышленному сотрудничеству, прежде всего по аппаратной части ракетных комплексов.
Стоит напомнить, что Совет Россия-НАТО был создан по итогам заседания в Рейкьявике Совместного Постоянного Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел 15 мая 2002 года. В его рамках стороны обязались работать "как равные партнеры в областях, представляющих взаимный интерес". Окончательный документ был принят и подписан главами государств и правительств стран НАТО и России на саммите Россия-НАТО, состоявшемся 28 мая 2002 г. в Риме.
На саммите НАТО в Праге 21 ноября 2002 г. был распространен документ об основных направлениях работы Совета НАТО-Россия (СНР). В число проектов, разработанных или разрабатываемых СНР, входят:
- широкомасштабные учения по гражданскому чрезвычайному планированию, проведенные в Ногинске, Россия (850 участников из 30 стран). СНР занимается в настоящее время подведением их итогов;
- оценка террористических угроз применительно к Евроатлантической зоне, в том числе со стороны "Аль-Каиды", а также угроз применения химического и биологического оружия негосударственными террористами;
- встречи экспертов по обсуждению роли военных в борьбе с терроризмом;
- выработка концепций по противоракетной обороне театра военных действий, включая возможности совместной работы по системам ПРО ТВД;
- консультации специалистов по ядерному оружию;
- семинар по военной реформе с целью помочь новым демократиям в преодолении переходного периода;
- практическое взаимодействие по тыловому обеспечению, транспортной авиации и дозаправке в воздухе (область, где Россия обладает возможностями, а НАТО испытывает их дефицит);
- совместные подготовка и учения, связанные с операциями по поддержанию мира и защите живой силы;
- совместная деятельность в аэрокосмической сфере.
Также стоит напомнить, что сам Североатлантический альянс (North Atlantic Treaty Organization - NATO) был создан 4 апреля 1949 года в Вашингтоне. Членами НАТО стали десять европейских и два североамериканских государства. В 1952 году в состав НАТО вошли Греция и Турция, в 1955 году - Германия, в 1982 году - Испания, в 1999 году - Венгрия, Польша и Чехия. Таким образом, сегодня в НАТО входят Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Великобритания, США, Турция, Франция и Чешская Республика. Как говорится в Североатлантическом Договоре, "Европейские государства, способные развивать принципы Североатлантического Договора и вносить свой вклад в безопасность североатлантического региона, могут получить приглашение присоединиться к НАТО".
В число стран, заявивших о своей заинтересованности в присоединении к НАТО, входят Албания, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония и Македония. Россия и Украина, как принято считать, наладили особые независимые отношения с НАТО. У альянса также существует программа специального сотрудничества с семью средиземноморскими странами, не входящими в НАТО (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис), - если основополагающие документы блока не будут изменены, эти страны никогда не смогут войти в НАТО. Причина проста: страны мира, находящиеся вне Европы и Северной Америки, не смогут стать членами альянса. Например, Австралия и Новая Зеландия, идеологически и политически близкие к НАТО, никогда не смогут стать членами альянса именно по этой причине.
Кроме того, как утверждает WPF со ссылкой на мнение многих экспертов, НАТО представляет собой, прежде всего, военный и лишь потом политический альянс. Поэтому приглашения к вступлению в НАТО должны направляться только в случае наличия серьезных оснований военного характера для приема новых членов и только при условии, что эти новые члены способны внести позитивный военный вклад в развитие и укрепление альянса.
Любая страна, вступающая в НАТО, подпадает под защиту Статьи 5 Устава НАТО, в которой сказано: "Вооруженное нападение на одного или более чем одного из них в Европе или Северной Америке должно рассматриваться как нападение на всех". Эта статья впервые была применена после терактов 11 сентября. Эта гарантия безопасности представляет собой самое высокое обязательство из тех, которые только может взять на себя любая страна.