Крупный бизнес в России медленно, но верно осознает необходимость
экологической и социальной отчетности и ответственности. Об этом
свидетельствует реакция бизнеса на предложение экологов подвести "годовой экологический баланс".
По запросу МСоЭС и НЭРА экологическую часть информации уже представили компании разных типов - нефтяная «Славнефть», горнодобывающая «Алроса», цветной металлургии «Норильский никель», черной металлургии «Северсталь», «Магнитогорский МК» и «Мечел», машиностроительные КАМАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ. Приступили к подготовке отчетности Нижнетагильский металлургический комбинат и пивоваренная компания «Балтика». Это показывает, что представление обществу социальной и экологической отчетности зависит лишь от доброй воли
руководства компании.
Послать или ответить?
Опираясь на поддержку Московского представительства Всемирного Банка, Союза промышленников и предпринимателей, объединений изготовителей рекламы и Министерства экономического развития МСоЭС и АНО «НЭРА» обратились к 50-ти крупнейшим российским компаниям и предприятиям (по рейтингу агентства AK&M) с призывом обнародовать свои экологические и социальные параметры. Все полученные сведения планируется включить в специальный справочник для российских и зарубежных инвесторов.
Видимо этой самой «доброй воли» не хватило специалистам экологического
отдела ГАЗПРОМа, которые в начале вместо предоставления информации запросили ее у разработчиков рейтинга, а при повторном запросе данных «послали на сайт», где запрошенной для экологического рейтинга информации попросту нет. Экологи выражают надежду, что руководство уважаемой российской компании исправит ошибку своих сотрудников, не подумавших об издержках для имиджа.
Другой пример - Новолипецкий металлургический комбинат, который активно эксплуатирует в рекламе образы экологической безопасности, но пока что не откликнулся на запрос информации о своих реальных экологических издержках, ограничившись «разведывательным» звонком из PR-службы. Возможно рекламный лозунг «Чистая сталь - липецкая сталь» имеет основания, но без подтверждения реальными данными ему нельзя доверять ни общественности, ни международным инвесторам.
В справочнике "Социально-экологическая ответственность и рейтинги
российского бизнеса" для компаний, отказавших в предоставлении социально-экологической отчетности будут предусмотрены не белые, а специальные «серые» страницы. А способ сравнить компании реально существует, о чем свидетельствует опыт создания экологического рейтинга для 13-ти и 31-ой компаний в 2002 и 2003 годах соответственно.
Вопросы терминологии и методологии
Руководители ряда компаний, например А.С. Нуряев (первый зам. Генерального директора «Сургутнефтегаз»), обусловили сотрудничество в создании рейтингов возможностью участия своих экспертов в разработке методики. Эта компания настаивает на использовании в рейтингах показателей экологических издержек на единицу производимой конечной продукции или на единицу площади территории, подвергшейся воздействию, вместо нормирования на численность занятого персонала. Образование отходов, по мнению компании, не является показателем воздействия на среду, т.к. они потом перерабатываются или передаются сторонним организациям для обезвреживания.
Кроме этого руководство «Сургутнефтегаза» считает некорректным использование термина «экологические издержки», предлагая рассматривать в качестве таковых не воздействие на природу, а затраты на природоохранные мероприятия, совершенствование технологий, очистные сооружения, а также на штрафы и др. организационные мероприятия. Выражено сомнение, что современная энергетика должна «нести ответственность» за затопленные земли водохранилищ, созданных по «решениям ЦК КПСС».
Представители корпорации предприятий ядерного цикла ТВЭЛ были обеспокоены тем, что значительная часть стоящих у них на балансе теплоэнергообъектов фактически работает не на производство, а на коммунальные нужды городов и поселков. Кроме этого крупные ТЭЦ и другие подразделения обеспечивают водой и перерабатывают канализационные стоки для нужд городов и собственное производство предприятий ОАО «ТВЭЛ» обслуживают лишь на 30%. Ряд предприятий
вообще имеют в своем составе подразделения по выпуску сельскохозяйственной продукции. Кроме этого на баланс предприятий корпорации переведены закрытые горные предприятия со значительными подлежащими рекультивации площадями вскрышных и отработанных пород.
Заместитель директора ОАО АВТОВАЗ Б. Николенко предложил для более объективной оценки воздействия предприятий учитывать еще два показателя - качество сточных вод и объемы переработки (реализации и повторного
использования) отходов производства.
Есть неясность по вопросу о показателе сброса в водоемы загрязненных сточных вод. ОАО ГАЗ представил показатель общего водоотведения, что видимо существенно больше, чем показатель сброса загрязненных вод. Материалы, присланные ОАО ГАЗ, обозначили еще одну проблему - какие природоохранные затраты надо использовать при расчете рейтингов?
По разным статьям проходят затраты на природоохранные объекты (оборудование и технологии), текущие затраты на охрану окружающей среды, затраты на капитальный ремонт природоохранного оборудования, наконец капитальные вложения в строительство природоохранных объектов.
Здесь нужна договоренность экспертов об однозначном понимании состава средств, относимых на себестоимость продукции. Дело осложняется еще и тем, что часть природоохранных затрат финансируется предприятиями за счет средств областных экологических фондов, которые видимо не надо засчитывать при расчете рейтинга компании.
А есть ли что скрывать?
Для нужд корпорации ТВЭЛ каждый год ГУП «ВНИИХТ» выпускает подробный сборник «О состоянии природной среды на предприятиях Минатома России». Однако этот сборник доступен лишь узкому кругу лиц, хотя содержит сведения вполне обычные. Практически аналогично - Газпром и Нижнекамскнефтехим в своих комментариях по поводу открытия экологической отчетности сообщили, что в материалах для зарубежных инвесторов и кредиторов они предоставляют ВСЮ экологическую отчетность. Почему компании осторожничают с предоставлением данных в открытый справочник для банковских и инвестиционных структур?
Видимо они опасаются прямых и конкретных сопоставлений с другими компаниями. Истинная прозрачность, это не только наличие факта публикации определенных цифр ограниченным тиражом или для узкой аудитории пользователей. Более того, приведенная в публичном докладе руководителя или в газетной статье цифра еще не прозрачность отчетности.
Жонглирование цифрами - любимый прием популистов именно потому, что оторванные от возможности сопоставления данные не воспринимаются людьми и ничего реально им не говорят. Прозрачность – это системная публикация данных сопоставимых друг с другом и в силу этого позволяющая легко оценить что есть хорошо, а что плохо, как меняется ситуация - в лучшую или худшую сторону. Отличие создаваемой АНО «НЭРА»
системы публикации социально-экологической отчетности именно в том, что она обеспечивает абсолютно понятную систему сопоставлений - ясную не только инвесторам, но и рядовому гражданину страны.