Режим контроля над ракетными технологиями (РКРТ) - неофициальное, добровольное объединение стран, разделяющих общую цель - противодействовать распространению ракет. Мандат РКРТ обязывает добиваться того, чтобы ракеты и ракетные технологии не попадали в руки террористов.
Режим стремится "координировать национальные лицензионные мероприятия по экспортному контролю", чтобы ограничить передачу ракетных систем и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять оружие массового поражения (ОМП).
Последней страной, присоединившейся к РКРТ, в июне стала Болгария. Всего партнеров 34, а еще три страны участвуют в режиме, придерживаясь его основных принципов. Новые члены принимаются консенсусом.
Бюро международных информационных программ Государственного департамента США приводит ответы на ряд вопросов и общую справку о РКРТ:
Почему необходимо применять экспортно-лицензионные меры к ракетам и беспилотным летательным аппаратам (БЛА), способным доставлять ОМП, и связанным с ними оборудованием, материалами и технологиями?
- Распространение ОМП и систем его доставки представляет угрозу для безопасности США, наших сил за рубежом, союзников и друзей. Один из способов противостоять этой угрозе - сохранять бдительность в связи с передачей ракетного оборудования, материалов и соответствующих технологий, которые могут использоваться для создания систем, способных доставлять ОМП.
- Национальные экспортно-лицензионные меры по этим технологиям значительно осложняют странам или террористам возможность приобретать и/или производить системы, способные доставлять ОМП. Осознавая это, партнеры по РКРТ и другие страны добровольно решили ввести экспортно-лицензионные меры по системам доставки и связанным с ними оборудованием, материалами и технологиями, которые рассматриваются в индивидуальном порядке.
Какова роль РКРТ?
- РКРТ представляет собой неофициальное и добровольное объединение стран, разделяющих цель нераспространения беспилотных систем доставки ОМП, и стремится координировать национальные лицензионные мероприятия по экспортному контролю, направленные на предотвращение их распространения.
- Режим основан на соблюдении общих принципов экспортного контроля (руководящих принципов РКРТ), применяемых к общему списку контролируемых изделий (приложение к РКРТ). Партнеры занимают в режиме равное положение, и все решения принимаются консенсусом.
- РКРТ не принимает коллективных решений по лицензированию экспорта. Вместо этого отдельные партнеры отвечают за выполнение руководящих принципов и приложения на основе суверенного национального усмотрения и в соответствии с национальным законодательством.
- Партнеры регулярно обмениваются информацией по актуальным вопросам национального лицензирования экспорта в контексте общих целей режима.
Какие изделия контролируются?
- Страны-партнеры в индивидуальном порядке проявляют сдержанность в отношении всех передач изделий, содержащихся в приложении к РКРТ.
- Содержащиеся в приложении изделия категории I включают полностью укомплектованные "ракетные" - т.е. относящиеся к ракетам как таковым и к беспилотным летательным аппаратам - системы, способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг в радиусе не менее 300 км, и их основные подсистемы и соответствующие технологии. Экспорт изделий категории I подлежит жесткой презумпции отказа, за исключением того, что передачи специально обозначенных средств для производства изделий категории I запрещены.
- Содержащиеся в приложении изделия категории II включают реактивные и топливные компоненты, пусковое оборудование и средства наземной поддержки, различные другие ракетные компоненты и связанные с ними технологии, а также некоторые другие ракетные системы. Экспорт изделий категории II подлежит индивидуальному рассмотрению в сопоставлении с перечисленными факторами распространения и подлежит жесткой презумпции отказа, если система предназначена для доставки ОМП.
Влияет ли контроль по РКРТ на законные авиакосмические программы?
- Экспортно-лицензионные требования не являются запретами. Цель экспортного контроля по РКРТ - предотвращать передачи, способствующие распространению систем доставки ОМП. Средства контроля по РКРТ не предназначены для того, чтобы тормозить мирные авиакосмические программы или сотрудничество по таким программам, коль скоро такое сотрудничество не может использоваться для доставки ОМП. Не предназначены они и для ограничения доступа к технологиям, необходимым для мирного экономического развития.
- Руководящие принципы РКРТ помогают укреплять среди стран-поставщиков уверенность в том, что они могут обеспечивать доступ к технологиям без переориентации таких технологий на системы или программы по доставке ОМП.
- Действуют ли какие-то обязательства на уровне конечных пользователей?
- Партнеры по РКРТ договорились, что в духе, соответствующем их национальным законам и практике, и в случае целесообразности по руководящим принципам РКРТ и другим действующим обязательствам страны-партнеры должны до передачи контролируемого изделия предпринимать следующие шаги:
1. Заявление от конечного пользователя, уточняющее использование и место конечного использования предполагаемой передачи, к которому при необходимости прилагаются документы, поясняющие его производственную деятельность и организационную структуру.
2. Прямая гарантия конечного использования, гласящая, что предполагаемая передача не будет использована для любой деятельности, относящейся к разработке или производству систем доставки ОМП.
3. В случаях, когда это возможно и считается необходимым, экспортером или экспортирующим правительством дается гарантия того, что после поставки может быть проведена инспекция.
- Партнеры договорились также, что они должны получать от конечного пользователя заверения в том, что их согласие будет обеспечиваться в духе, соответствующем их национальному законодательству, перед любой передачей в третью страну оборудования, материалов или соответствующих технологий либо перед любым их копированием.
Как регулируется торговля между партнерами?
- Членство в РКРТ не влечет за собой ни права получать технологии от другого партнера, ни обязательства их поставлять. Партнеры в явном виде подтвердили этот принцип.
- Ожидается, что партнеры, точно так же как и в подобной торговле между партнерами и непартнерами, будут проявлять надлежащую ответственность и сдержанность в торговле между партнерами.
На какой основе принимаются решения о членстве?
- Решение принять нового партнера принимается консенсусом.
- Принимая решения о членстве, партнеры, как правило, учитывают, укрепит ли предполагаемый новый член международные усилия по нераспространению, демонстрирует ли он последовательную и устойчивую приверженность нераспространению, имеет ли юридически обоснованную эффективную систему экспортного контроля, вводящую в действие руководящие принципы и приложение к РКРТ, эффективно ли он осуществляет и обеспечивает такой контроль.
- Диалог режима с предполагаемыми партнерами ведется через председательство РКРТ, визиты, наносимые в столицы представителями трех-четырех стран-партнеров РКРТ, и двусторонние обмены.
- Режим не предусматривает статуса наблюдателя.
Могут ли страны соблюдать руководящие принципы и приложение к РКРТ, не обязуясь присоединиться к режиму?
- Страны-партнеры РКРТ призывают все страны соблюдать руководящие принципы и приложение к РКРТ.
- Страна может решить соблюдать РКРТ, не обязуясь присоединиться к группе, и ряд стран так и поступил. Партнеры по РКРТ приветствуют возможности вести с такими странами более широкий диалог по вопросам нераспространения.
Как часто встречаются партнеры по РКРТ?
- Партнеры по РКРТ проводят ежегодные пленарные заседания с поочередным председательством.
- В период между заседаниями ежемесячно проводятся консультации в форме заседаний "контактного пункта" (КП) в Париже. Заседания КП иногда "усиливаются" присутствием официальных лиц, работающих в столицах (так называемые "усиленные" заседания КП). Заседания технических экспертов проводятся по мере необходимости.
- В РКРТ нет секретариата. Распространение рабочих материалов режима осуществляется через центральный "контактный пункт", функции которого выполняет Министерство иностранных дел Франции.
- РКРТ также проводит мероприятия по взаимодействию с непартнерами. Эта деятельность направлена как на информирование непартнеров о деятельности группы, так и на оказание практической помощи в связи с усилиями по предотвращению распространения систем доставки ОМП.
СПРАВКА
РЕЖИМ КОНТРОЛЯ НАД РАКЕТНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ (РКРТ)
В 1987 году семь заинтересованных стран создали режим контроля над ракетными технологиями (РКРТ) с целью ограничить распространение ракет с ядерным потенциалом и соответствующих технологий. Первоначальными участниками режима были Великобритания, Западная Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония. В 1993 году сфера действия режима была расширена и охватила ракеты для доставки химического и биологического оружия (ХБО), а также ядерного оружия.
РКРТ - это не договор, а добровольное соглашение между странами-членами, разделяющими общую заинтересованность в противодействии распространению ракет. В январе 2003 года мандат режима был расширен с включением обязательства не позволять террористам приобретать ракеты и ракетные технологии.
Партнеры по РКРТ обязались применять общую политику экспортного контроля (руководящие принципы РКРТ) к общему списку (приложение к РКРТ) контролируемых изделий, включая практически все виды основного оборудования и технологии, необходимые для разработки, производства и эксплуатации ракет. Руководящие принципы и приложение выполняются каждым партнером в соответствии с его национальным законодательством.
Руководящие принципы РКРТ ограничивают передачи "ракет" – определяемых как ракетные системы (включая баллистические ракеты, аппараты космического запуска и ракетные зонды) и системы беспилотных летательных аппаратов (БЛА) (включая крылатые ракеты, аппараты-цели и разведывательные беспилотные самолеты), способные доставлять оружие массового поражения (ОМП), - и связанные с ними оборудование и технологии. Режим делает особый упор на беспилотные системы доставки, способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на расстояние не менее 300 км, так называемые системы "категории I" или "класса РКРТ".
Приложение к РКРТ с перечнем контролируемых изделий разделено на две секции:
- Содержащиеся в приложении изделия категории I включают полностью укомплектованные ракетные и относящиеся к беспилотным летательным аппаратам системы, способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг в радиусе не менее 300 км, и их основные укомплектованные подсистемы, производственные средства и соответствующие технологии. Экспорт изделий категории I подлежит жесткой презумпции отказа, за исключением того, что передачи специально обозначенных средств для производства изделий категории I запрещены.
- Содержащиеся в приложении изделия категории II включают реактивные и топливные компоненты, пусковое оборудование и средства наземной поддержки, различные другие ракетные компоненты и связанные с ними технологии, а также некоторые другие ракетные системы. Экспорт изделий категории II подлежит индивидуальному рассмотрению в сопоставлении с перечисленными факторами распространения и подлежит жесткой презумпции отказа, если система предназначена для доставки ОМП.
Руководящие принципы РКРТ открыты для выполнения всеми странами независимо от того, являются ли они партнерами по РКРТ; мы призываем все правительства в одностороннем порядке придерживаться руководящих принципов.
Членство в режиме контроля над ракетными технологиями (РКРТ)
По состоянию на 1 июня 2004 года
Страна Дата вступления
1. Австралия 07/90
2. Австрия 02/91
3. Аргентина 11/93
4. Бельгия 04/90
5. Болгария 06/04
6. Бразилия 10/95
7. Великобритания 04/87
8. Венгрия 11/93
9. Германия 04/87
10. Греция 06/92
11. Дания 11/90
12. Ирландия 06/92
13. Исландия 02/93
14. Испания 09/89
15. Италия 04/87
16. Канада 04/87
17. Люксембург 04/90
18. Нидерланды 04/90
19. Новая Зеландия 01/91
20. Норвегия 01/91
21. Польша 07/98
22. Португалия 05/92
23. Россия 08/95
24. США 04/87
25. Турция 04/97
26. Украина 07/98
27. Швейцария 05/92
28. Швеция 09/91
29. Финляндия 09/91
30. Франция 04/87
31. Чехия 07/98
32. Южная Корея 04/01
33. ЮАР 09/95
34. Япония 04/87
Страны, выполняющие РКРТ в одностороннем порядке
1. Израиль 01/92
2. Румыния 09/92
3. Словакия 01/94