Конфуций говорил: “В 15 лет я погрузился в учебу. В 30 лет обрел самостоятельность. В 40 лет избавился от сомнений. В 50 лет познал волю неба. В 60 лет научился отличать правду от лжи. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца”. То было в ученой древности. Увы, сложившиеся в современном обществе возрастные стереотипы не во всем отличаются целесообразностью. Вспоминается меткая реприза А. Райкина: “В 40 лет молодой специалист, а в 60 лет набирает опыт”. А когда работать? И когда жить?!
Обычно у нас отмечают юбилеи в 50, 55, 60, 65, 70, 75 лет и т. д. Но соответствуют ли отмечаемые “нулевые” и “пятерочные” даты реальным этапам человеческой жизни, ступеням биологической и социальной зрелости? Ответ на этот и многие другие вопросы дает одна из новых ветвей классической психологии - возрастная психология, изучающая возрастные особенности человеческой психики.
Психофизиологические перемены от одной ступени жизни к другой видны, как говорится, невооруженным глазом. Исследуя это, ученые выявили взаимосвязь между возрастом и типами психической деятельности, типами характеров и стилем поведения, установили также, что тип характера формируется к 25 годам, а трем типологическим группам характера соответствуют три ключевых периода жизни: импульсивному - молодость, конформному - зрелость и критичному - старость. Поскольку это лишь модель, то здесь речь идет только о тенденциях, и границы возрастных периодов и этапов условные. Это своеобразный идеал, к которому человек должен стремиться по мере возможностей.
Самому экспрессивному, крикливому, шумливому и слезливому истеричному периоду жизни отводится всего один год, но это самый интенсивный временной отрезок молодости. В пору младенчества (1 год) ребенок растет и развивается чрезвычайно быстро, и оно (включая внутриутробный период, ныне изучаемый самостоятельной наукой - эмбриональной педагогикой) по своей значимости равносильно последующему 12-летию.
В детстве (1-13) самая высокая общедвигательная активность. Условно можно разбить его на три этапа: ясельный (1-3), детсадовский (3-7) и младший школьный (7-13), когда эмоциональность психики постепенно убывает, и динамизм становится уже более осознанным и менее подсознательным, чем прежде.
В мобильной молодости (13-25 лет) хотя высокий динамизм психики еще сохраняется, но, тем не менее, незаметно, исподволь подкрадывается пластичность психики. В эту пору прекрасно сочетаются два ценные свойства характера - импульсивность и конформность. Этот период тоже состоит из трех этапов: отрочество (13-17), юность (17-21) и венец молодости (21- 25). Если на первом этапе преобладает динамизм психики, то на третьем уже превалирует пластичность ее.
Ученые небезосновательно утверждают, что половина общего развития умственных способностей проходит в первые три года жизни, 30 процентов - между тремя и семью, остальные 20 - между семью и семнадцатью годами. Не менее велико значение этих лет и для формирования эмоциональной сферы, и для всей последующей жизни. Вот как писал о “необозримости” одного лишь периода молодости-отрочества Б.Пастернак: “Сколько бы нам потом ни набегало десятков, они бессильны заменить этот ангар, в который мы залетаем за воспоминаниями, порознь и кучно, днем и ночью, как учебные аэропланы за бензином. Другими словами, эти годы в нашей жизни составляют часть, превосходящую целое, и Фауст, переживший их дважды, прожил сущую невообразимость, измеряемую только математическим парадоксом”.
В зрелом возрасте (25-61) реакция организма, скорость психических процессов заметно уступают предыдущему периоду, но зато больше уступчивости в стратегии поведения, чем в молодости. Человек становится более осторожным, сдержанным и внимательным, хотя и несколько уклончивым, начинает уверенно использовать собственный жизненный опыт. Впрочем, начальному этапу зрелости (25-37) в большей степени свойственно сочетание высокого динамизма психических процессов с гибкостью поведения, или, говоря иначе, налицо суперпластичное проявление психики. В творческом плане данный этап наиболее продуктивен. Именно в этом возрасте одаренные люди чаще всего испытывают взлет интеллектуальных способностей. Ярким примером тому служат жизнь и творчество великих людей - В.А.Моцарта, прожившего 35 лет, Ч.Валиханова (тоже 35), Дж. Байрона (36), А. Пушкина (37), Ван Гога (37). Например, академик М.А. Айткожин в 37 лет стал лауреатом Ленинской премии СССР.
Для среднего этапа - вершины зрелости (37-49) - в основном характерно компромиссное поведение. Это “золотая пора”, когда человек накопил много знаний, жизненного опыта, профессиональных навыков и достиг вершины своих потенциальных возможностей. Это пик социальной зрелости и служебной карьеры, возраст президентов и иных лидеров.
Позднему этапу зрелости - солидному возрасту (49-61) - в большей мере соответствует все еще гибкое, но несколько вялое поведение, то есть субпластичность психики. По существу, это посткульминационный этап, когда человек становится уже менее убежденным и более осторожным, чем раньше, обретает степенность и внешнюю солидность, начинает впервые ностальгически оглядываться назад, вспоминать невозвратимые годы юности, причем в каких-то случаях стараясь походить на импульсивных молодых людей. И все же безапелляционно зачислять всех людей этого и более поздних возрастов в разряд консерваторов, как это нередко делается у нас и в обыденной жизни, и в прессе, весьма несостоятельно. Справедливо заметил по этому поводу Л. Н. Толстой: “Обыкновенно думают, что самые обычные консерваторы - это старики, а новаторы - это молодые люди. Это не совсем справедливо. Самые обычные консерваторы - это молодые люди. Молодые люди, которым хочется жить, но которые не думают и не имеют времени подумать о том, как надо жить, и которые потому избирают себе за образец ту жизнь, которая была”. Консерватизм - явление социальное, которое обычно проявляется в людях всех возрастов и предопределяется не только и не столько психологическими особенностями. С ним не следует путать осмотрительность и осторожность.
Максимально тактичен пожилой пенсионный возраст (61-73). В это время человек склонен любить поучать других, мудрствовать, порою излишне. Иногда от этих “мудрецов” уходят даже собственные дети, так что старики невольно тянутся к внукам. Но, с другой стороны, к этим годам люди действительно накапливают много знаний и большой жизненный опыт. Это почтенный возраст, и такие люди заслуживают уважительного отношения в семье и обществе. Но, будучи людьми “неофициальными”, они выглядят со стороны несколько навязчивыми. В среде литераторов существует одна закономерность: многие из них свое творчество начинают с экспрессивной поэзии, а с годами переходят на более спокойный жанр прозы (И.Есенберлин, О.Сулейменов, М.Шаханов и др.).
Категоричен, причем стабильно, старческий (73-85) возраст, когда человек становится замкнутым, вдумчивым и критичным (чаще) или самокритичным (реже). Характер все больше обретает черты упрямого и убежденного интроверта, то есть человека, обращенного в свой внутренний мир. Высокий динамизм психической деятельности сменяется инертностью психофизиологических процессов. Это возраст аксакалов, мудрецов - людей рассудительных, их девиз “семь раз отмерь!”. Люди данной возрастной категории избегают шумных и веселых компаний, так же, как и одежды ярких и броских расцветок. Они предпочитают уединение, критикуют всех, особенно молодежь, за что их называют ворчунами.
Сентиментальными бывают, как правило, престарелые (старше 85 лет) люди. Свойственный для них депрессивный стиль поведения является зеркальным отражением экспрессивного младенчества с противоположным знаком, поскольку чрезмерно повышенная эмоциональность психики, угасая, сменяется на сенситивность, т. е. на чувствительность и легкую ранимость, когда нет слез на глазах, как это бывает у младенцев, но тайком плачет легкоранимая мнительная душа. Период престарелого возраста начинается в 85 лет, и от этой вершины до 100 лет уже остается чуть больше одного “круга” - сегментного возраста. Это удел глубокой старости. Удел не из легких и не из простых...
Вообще же, по данным различных геронтологов, максимальная продолжительность жизни может достигать от 125 до 250 лет, а по Библии - до 120 (“И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть, пусть будут дни их 120 лет” (Бытие, 6:3). Сами же периоды ее довольно точно укладываются в 12-летний цикл восточного календаря, где каждый круг называется “мушел”, что означает “сегмент”. Этот круг ориентирован на движение планеты Юпитер, которая за 12 лет полностью проходит круг Зодиака. И если следовать этому исчислению, легко вычислить, что пик социальной зрелости приходится на 43-й год жизни, а зрелость завершается в 61 год, период старости начинается в 75 лет. Не потому ли, скажем, японцы и корейцы справляют юбилеи только в 61 год, не признавая “нулевых” и “пятерочных” дат?! Собственно, в 50, а тем более в 45 и 40 лет подводить итоги творческой и прочей деятельности рано и не совсем скромно.
Символично, что детство завершается примерно в 13 лет, когда начинается физиологическая зрелость, одним из важных критериев которой является начало половой зрелости. Молодость кончается в 25 лет, и это не просто четверть века, а пик биологической зрелости, за которой следует уже социальная зрелость, когда человек способен принимать самостоятельные решения, поскольку мозг уже обладает достаточным набором нужной и полезной информации для этого. Правда, исследования, проведенные по инициативе ЮНЕСКО в 45 странах, свидетельствуют об общем снижении ценза совершеннолетия молодежи, т. е. выхода ее из-под влияния родителей с 21 года до 18-20 лет - и в этом видится проявление нашего динамичного столетия. Однако осознают ли дети и их родители, что старше 13 лет они уже не маленькие, то есть не дети? Понимают ли сами молодые люди и их близкие, что в 25 лет они уже переступили порог зрелости? В 50 лет человек считает себя кем: молодым, зрелым или стариком? А после 61, за 73? В повседневной суете мы не придаем этому большого значения, и во многих семьях столь архиважный вопрос жизни всерьез не рассматривается. В результате получается: и в 40 лет юнцы, и в 20 дети, и в 50 старики.
Между тем у каждого из народов можно найти весьма детально разработанную, отшлифованную веками систему воспитания подрастающей смены, передачи ей опыта и знаний от старших, пишет «Новое поколение» (http://www.np.kz/2004/33/index33.html).
И индивиду, и обществу в наибольшей степени важен период зрелости, особенно его первый этап, приходящийся на годы становления личности (25-37), который выделяется у всех народов. На Западе - это “джентльмен”, с которым можно “иметь дело”. У русского народа - это “добрый молодец”, у казахов - “джигит”. Названия разные, но суть одна. И тут очень важно отличать взрослость от псевдовзрослости, когда едва вышедшие из подросткового возраста юноши или девушки, чтобы казаться независимыми, ведут себя нарочито свободно, предаются разгулу и т. п. Американская актриса Этель Барримор (1879-1959) как-то шутливо заметила: “Взрослыми вы становитесь в тот день, когда вы впервые по-настоящему посмеялись над самим собой”. Ну а ученые критерием социальной зрелости считают освоение молодым человеком какой-то совокупности социальных ролей, которые характеризуют взрослого и его позиции отношения с обществом. “Кто в молодости не был молодцом, тот свою долю проморгал”, - это старинная казахская поговорка, аналоги которой есть у многих народов, по-своему раскрывает особое значение этого периода в жизни.
В фольклоре самых разных народов поражает обилие пословиц и поговорок, посвященных старости, пожилым людям. Но нельзя прямолинейно считать, что чем старше человек, тем он мудрее. Долг “стариков” - давать дорогу молодежи, что, как уже отмечалось выше, тоже было в народных традициях. Несоблюдение этого требования, как известно, стало одной из главных причин застоя, в котором несколько десятилетий пребывал бывший СССР, руководимый, как любят нынче выражаться, “геронтократами”. О необходимости сочетания молодых и старых сил говорит и тот факт, что многие выдающиеся люди прожили менее полувека, а оставили глубокий след. Например: Жанна д’Арк (прожила всего 19 лет), М. Лермонтов (27), С.Есенин (30), А.Македонский (33), В.Белинский (37), В.Маяковский (37), М.Ататюрк (37), Ф.Магеллан (41), А.Блок (41), Н.Гоголь (43), А.Чехов (44) - имена можно продолжать и продолжать.
Каждый человек растет и развивается, а затем стареет незаметно для окружающих, и это вполне естественно. Границы возрастных периодов поэтому размытые. Обычно мы говорим: 2-3 года - пора ребенку идти в садик, 6-7 лет - в школу, 16-17 лет - пришло время продолжить учебу или начинать работать. Эти стандарты общество освоило давно, и тут особых проблем нет.
Другое дело в отношении к последующим возрастным периодам, когда таких общепринятых критериев нет. У нас от 17 до 60 лет, кроме круглых дат, не имеется общепринятых жизненных этапов, что зачастую приводит к путанице. Дети, родители, педагоги и в целом общество на этом фоне зачастую снижают требования к человеку. Хотя говорим мы часто: “Тебе столько лет, и ты еще ребенок!”, это зачастую звучит неубедительно, голословно, так как не аргументировано в виде социальной нормы. Поэтому нужно выработать единый стандарт по возрастам с учетом достижений геронтологии, чтобы люди знали о себе: на каком этапе жизни они живут, учатся или трудятся. Это облегчит человеку осознавать свою роль в обществе, не забывая обязанности перед Отечеством и близкими людьми. Да и обществу, окружающим поможет правильнее строить свои отношения с каждым.
Ахмет Дюсенбаев