Историю хранят значки и знаки

Историю хранят значки и знаки

Заняв нишу между фалеристикой – собирательством и изучением наград, наглядной агитацией и массовой культурой, коллекционирование значков стало одним из самых массовых и демократичных увлечений, втянув в свою орбиту сотни тысяч людей, объединенных в клубы, и гордых коллекционеров-одиночек, упрямых систематизаторов и знатоков любимого предмета. Вот только некоторые из сообщений, промелькнувшие в средствах массовой информации этого года:
“...Для Л. Брауна, коллекционера спортивных значков из Соединенных Штатов, Олимпийские игры в Афинах были не первыми, которые он посетил. За 18 лет коллекционер собрал более 60 000 спортивных значков. В его коллекции есть и значок команды США с афинской Олимпиады 1896 года, и ставший редкостью значок Олимпийских игр 1936 года, прошедших в нацистской Германии...”.

“... В собрании вице-президента Российской федерации воздухоплавания В.Латыпова более трех тысяч значков, посвященных полетам на воздушных шарах, аэростатах и дирижаблях. Самым же авторитетным “значкистом” в этой области не только в США, но и во всем мире заслуженно считается американец Ф. Прэлл, в коллекции которого более 20 тысяч значков и жетонов...”.

“...В Британском музее Лондона до января 2005 года будет проходить выставка современного значка. На ней представлены наиболее интересные дизайнерские работы последних лет, в том числе посвященные защите окружающей среды и борьбе за демократические права в разных странах мира...”.
Наверное, для большинства читателей сообщения, подобные этим, останутся почти незамеченными. Но даже далеким от этого хобби очевидно, какой труд стоит за каждым портфолио и огромными планшетами с прикрепленными значками.

Конечно, внутри огромной семьи коллекционеров существуют свои кланы и различия. И те, кто собирает значки по теме “ Религии всех времен и народов”, свысока поглядывают на собирателя значков “аграрных” или рок-музыкальных. Этот мир необъятен еще и потому, что на выпуск значков ( не считая изготовленных на Монетных дворах) никакого высокого разрешения не требуется. Оставляя за рамками рассказа десятки направлений коллекций, расскажем о значках, чьи сюжеты и идеи отражали важные страницы истории и культуры.

Судя по документам и раскопкам, значки в Европе существовали уже в Древней Греции в виде знаков различия рода и воинства. Вслед за родовыми гербами возникают эмблемы городов и геральдика со своим языком и символами, которым христианский мир следует на протяжении столетий. Поисками значков с гербами стран, кланов и городов увлечены тысячи энтузиастов. Каждый грамотный коллекционер скажет вам, что в классической геральдике существует семь цветов – по цвету золота, серебра и финифти (черни, пурпура, лазури, зелени и червления), выражающих спектр качеств. Что золото – символ богатства и великодушия, лазурь – мягкости и величия, а красный цвет - бесстрашия. Что важное место на гербах занимают животные. Что старейшим гербом (три леопарда в червленом поле) считается герб Англии, введенный Ричардом Львиное Сердце по возвращении из крестового похода. Что современный геральдический знак Москвы ( червленый фон и св. Георгий на белом коне, поражающий дракона) основан на дизайне 1781 года, утвержденном Екатериной Второй. А на значке с “молодым” гербом Еврейской автономной области волнистые линии означают реки Бира и Биджан, а развернутый против канона уссурийский тигр указывает на необычное происхождение региона, созданного евреями и заключенными, высланными сталинским режимом на Дальний Восток.
Наряду с геральдическими значками в Англии и Франции XII века впервые начинается массовый выпуск так называемых “пилигримных” значков. Войны, болезни и бесправие заставляют людей искать утешение в религии, и тысячи пилигримов бродят по Европе, посещая святые места. Могила святого Олафа, единственного викинга-христианина в Киркуолле, уже с 1117 года была местом поклонения паломников из Скандинавии и Англии, а могилы святых в Вестминстере и Кентерберийском соборе стали знаменитыми святынями и вошли в литературу благодаря чосеровским “Кентерберийским рассказам”. В свете волны туристов церковь налаживает производство оловянных и свинцовых значков, которые паломники носят на шее, порою собирая из них целые колье.

В 1717 году в Англии возникает первая масонская ложа – тайное общество, зародившееся ( согласно масонам) еще в дохристианские времена от вольных каменщиков, строящих храмы,” приближенных к богу” и близких к еврейской Каббале и несущих идеалы правды, братства и любви, называя себя детьми единого для всех Высшего Существа. Первые масонские общества в США появились в 1730 году в Филадельфии и в 1733 году - в Бостоне. Несмотря на то, что масоны называли себя не тайным обществом, а обществом с тайнами, были якобы вне политики, членами братства считались несколько королей Англии и даже британский премьер-министр У. Черчилль. Распространившись по всему миру, масонские символы и значки всегда откликались на актуальные политические события.

В масонских музеях Шотландии, Германии, США хранятся не только ритуальные предметы и тысячи фолиантов, посвященных истории масонства, но и сотни уникальных значков, свидетельствующих о масштабах движения, проникшего на все континенты. Большая коллекция масонских значков и жетонов находится в числе 25-тысячного собрания значков музея “Эрмитаж” в Петербурге. Не секрет, что масонством увлекались многие русские дворяне-идеалисты, верящие в прочность идейных мостов и солидарность духовной элиты в странах, даже находящихся в противостоянии или состоянии войны.

Помимо масонских, большую ценность в эрмитажной коллекции представляют памятные знаки с золотом и эмалью, выпущенные в ювелирной студии А.Тильмана, входящей в компанию Фаберже из личной коллекции Николая Второго. Это и знак “Общества помощи солдатам, жертвам войны”, утвержденный последним русским царем в 1913 году, и “Синий крест”, посвященный помощи пожарным, пострадавшим во время исполнения долга. Кроме значков институтов, военных академий и знаков отличия, выпущенных Монетными дворами, в собрании хранятся уникальные значки, выпущенные после Октябрьской революции. Сделав их орудием пропаганды, советское государство выпускало сотни тысяч агитационных и наградных значков. Среди них были не только значки ”застрельщиков соцсоревнования” шахтера А. Стаханова и других, но и тысячи прочих, чьи сюжеты сегодня покажутся странными. О зарождении непотопляемой советской номенклатуры В. Маяковский мастерски написал: “... очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг... ходят, гордо выпятив груди, в ручках сплошь и значках нагрудных, мы их всех, конечно, скрутим, но всех скрутить ужасно трудно...”.

Эрмитажное собрание памятных значков и жетонов, посвященных А.С. Пушкину, пополняется более 130 лет и насчитывает более трехсот экспонатов, среди которых есть и курьёзный, когда на оборотной стороне жетона, посвященного 100-летию со дня гибели поэта, был (в духе сталинского 1937 года) выбит советский серп и молот.

И все же, несмотря на издержки системы, миллионы людей любили и защищали эту страну, а тысячи коллекционеров посвящали и посвящают свой досуг собиранию российских значков.

Историю не перепишешь, и у цивилизованных нынче культур есть страницы, о которых вспоминать не особенно приятно. Это - расизм и гомофобия, от которых мир полностью не избавился и сегодня. Среди наиболее старых и безрадостных значков и знаков, прошедших через историю, стала еврейская желтая звезда. Может быть, не все знают, что первый указ об унизительных знаках, выделяющих иудеев, издал в 807 году арабский халиф Гарун аль-Рашид, предписав им носить желтые пояса и конические шапки. Впрочем, в 1215-м папа Иннокентий III издает декрет о специальных знаках, которые должны носить и евреи, и мусульмане.
В 1217 году король Англии Генрих Третий предписывает евреям носить значки с вышитыми на них таблицами с заповедями, полученными Моисеем от Бога.

В 1269-м французский король Людовик IX принуждает евреев носить желтые знаки на груди и на спине. Так что желтая “звезда Давида”, введенная нацистами в 1939 году, стала кульминацией травли, начатой двенадцать веков назад.

А вот страница относительно молодой американской истории. В коллекции значков Национального музея истории США есть ничем не примечательная медная бирка шириной в пять сантиметров, с грубыми краями и выгравированной надписью “Charleston. 571. Porter. 1856”. Это свидетель американского печального прошлого, бляха от ошейника раба из южной Каролины, где указаны город, должность и номер “рабсилы”, так что фамилия человеку уже не полагалась. Такие человеческие ошейники ежегодно обновлялись, хозяин раба заново получал “ лайсенс”, как на владение дрожками или лошадьми. И как бы ни защищали тогда систему рабовладения, утверждая, что и Древняя Греция, и Рим стояли на рабском труде, превращая в товар самых талантливых и умелых из завоеванных народов, к счастью, рабовладельческие жетоны стали раритетами. Серия из этих четырнадцати медных и нестареющих свидетелей обвинения рабству недавно была продана с аукциона за 60 000 долларов.

Освобождение от рабства афроамериканцев совпало с началом движения за права женщин, выражавшегося в появлении суфражистских журналов и значков, в создании молодежной организации Girl Scouts, у истоков которой стояла Д.Лоу. Разносторонний человек, выросший на консервативном Юге второй половины XIX века, она уехала в Европу, где познакомилась с генералом Б.Пауэллом, основавшим скаутское движение в Англии в 1908 году. Тогда его идеи захватили все страны Европы, и уже в 1910-м в Чикаго создается ВSA, общество американских скаутов, и появляются их первые самодельные значки. Пауэлл и его сестра вовлекают Д. Лоу в движение и побуждают её вернуться в родную Саванну, Джорджия, где в 1912 году она создает первую группу американских Girl Scouts.
Идеалы скаутской дружбы, честности и служения людям соединяются в уставе скаутов с физическим совершенствованием и призывом беречь природу. Нам, носившим в детстве алые пионерские галстуки и ходившим в походы, было невдомек, что мы тоже - часть скаутского движения и что наши пионерские и тимуровские идеи были ничем не хуже. Сегодня скаутские организации и их аналоги существуют в 185 из 193 стран мира. Интернациональные молодежные лагеря, обмен культурами и идеями в нашем сложном мире, как никогда, необходимы. Ведь даже став взрослыми, многие хранят в памяти не только скаутские походы и встречи, но, предметы из скаутского прошлого – значки, вымпелы, эмблемы. Сегодня скауты-коллекционеры объединены в международные и национальные клубы, и тысячи собранных ими значков становятся частью истории международного молодежного движения.

Наш мир далек от идеального, и, вырастая, многим вчерашним скаутам и молодым людям придется продолжить борьбу за идеалы юности, за свободу и социальное равенство. И не случайно, что в этой борьбе нагрудные значки порою становятся манифестом и политическим кредо их владельцев. Cуррейские холмы в Англии стали местом, где хранится самая значительная в мире частная коллекция значков, посвященная мировому профсоюзному движению. Владельцем собрания является известный музыкант Б.Пири, а “группой поддержки” - его друзья, известные в мире поп-культуры и джаза А. Леннокс, Д. Страммер, Д. Бенсон. Много лет назад, будучи молодым рабочим на судоверфи, будущий коллекционер понял, как важно быть защищенным от произвола хозяина. Тогда вместе с друзьями из профсоюза они устроили первую выставку значков.

Втянувшись в рабочее и профсоюзное движение в 1970-х годах, Б.Пири стоит в пикетах в защиту шахтеров, докеров, печатников; он инициирует захват судов в Новой Зеландии, чтобы не позволить хозяевам уволить моряков на судах и рабочих в порту. Позже, когда музыка становится его главной профессией и он гастролирует с такими звездами, как С. Уондер, К. Де Бург и Э. Клептон, он продолжает пополнять коллекцию. Одним из интересных экспонатов в его собрании является кустарный значок, изготовленный из “сопротивления”, стоящего в электронных схемах. В 1980-х годах миллионы поляков изготовили и надели такие значки в знак поддержки движения независимых профсоюзов ”Солидарность”, возглавляемого рабочим-электриком Лехом Валенсой, будущим президентом демократической Польши, вышедшей из-под силовой опеки Советского Союза. Так сам материал значка стал социальным символом и орудием борьбы.

Кто-то из классиков сказал: “Cколько людей, столько родов любви”. И рассказ о значках и знаках различия, посвященных армии и флоту, и история спорта в значках, несомненно, достойны отдельного рассказа.
Коллекционирование сродни настоящей страсти и похоже на магическую спираль и зачарованный круг: чем больше узнаешь о предмете, тем больше начинаешь его любить, а, значит, хочешь узнать о нем еще больше...

Семен Бурда


Источник: «Русский базар»

Оценить статью
(0)