Геодезию и картографию поставят под госконтроль

Геодезию и картографию поставят под госконтроль

1 декабря  в Министерстве транспорта РФ состоялось Межведомственное совещание на тему «Государственная политика в области геодезии и картографии». На нем с докладом на тему  «Вопросы определения государственной политики в области геодезии и картографии» выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он, в частности, сказал:

- В соответствии с Указом Президента Российской Федерации вопросы определения государственной политики в области геодезии и картографии возложены на Министерство транспорта Российской Федерации, а вопросы оказания государственных услуг и управления государственным имуществом – на Федеральное агентство геодезии и картографии, которое находится в ведении Минтранса России. В связи с этим Минтранс России заинтересован в развитии геодезии и картографии для всех сфер деятельности в стране и для решения транспортных задач в частности.

Геодезические данные и картографические материалы являются необходимой и важной составляющей при решении задач управления, экономики, обороны и безопасности государства, науки, образования, бизнеса и  других сфер деятельности. Правовые основы геодезической и картографической деятельности закреплены в Конституции Российской Федерации, в Федеральных законах «О геодезии и картографии», «О наименованиях географических объектов» и в более чем 20 постановлениях Правительства Российской Федерации.

В пределах своей компетенции геодезическую и картографическую деятельность в стране также осуществляют органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, участвуют в этой деятельности органы местного самоуправления, граждане и юридические лица. Затраты на работы федерального назначения возвращаются в бюджетную систему через налоги на рыночную продукцию и услуги и через плату за фонды.

К настоящему времени проведена большая работа по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению территории страны. Думаю, что этот вопрос в необходимой мере будет освещен в докладе руководителя Роскартографии.

Однако хотел бы отметить, что современные тенденции развития отраслей экономики, науки, образования определяют повышенные требования к картографо-геодезическому обеспечению государственных нужд, главным образом к точности, качеству, современности и полноте содержания геодезической информации и картографических материалов.

В последнее время существенно повысились требования силового блока к топографо-геодезическому и картографическому обеспечению всей территории России и, особенно, на отдельные ее регионы. Считаем целесообразным подготовить и провести совещание по этому вопросу и наметить пути его решения в интересах обороны и безопасности страны.

Сегодняшнее наше совещание посвящено именно этим вопросам взаимодействия между производителями геодезической и картографической информации, основным из которых является Федеральное агентство геодезии и картографии, и потребителями этой информации…

Целью настоящего совещания является то, чтобы предприятия и организации Роскартографии делали такую продукцию, которая бы максимально отвечала требованиям потребителей. А потребители в свою очередь не тратили бы дополнительные большие средства на ее создание и доведение ее под использование для своих нужд.

Вместе с тем, следует отметить, что в отрасли имеется ряд сложных проблем. Отмечу основные из них.

Прежде всего, это наличие необоснованных режимных ограничений, которые существенно сдерживают развитие рынка работ, услуг и продукции в  сфере геодезии и картографии, широкое использование геодезических данных и картографических материалов для целей навигации в открытом режиме и использования широкими слоями населения.

Нам всем заинтересованным министерствам и ведомствам необходимо продолжить совместную работу по снятию этих необоснованных режимных ограничений на определение и использование координат географических объектов на территории Российской Федерации, находящихся вне зон расположения важных государственных объектов.

Одновременно имеет место недостаточное финансирование  геодезических и картографических работ федерального назначения, что приводит к устареванию топографических карт быстрее, чем они обновляются, т.е. карты не соответствуют современному состоянию местности. Принятие решений по устаревшим картам приводит к экономическим убыткам, а в районах боевых действий и чрезвычайных ситуаций – и к невосполнимым потерям.

Таким образом, эффективность бюджетного финансирования государственной топографо-геодезической и картографической деятельности достигается принятием оптимальных экономических решений, решений по вопросам безопасности, с использованием актуальных и качественных топографо-геодезических и картографических материалов и данных.

Программы развития страны и потребностей бизнеса в достаточной мере не обеспечены в топографо-геодезическом и картографическом отношении. Рынок продукции и услуг находятся на ранней стадии формирования, а рыночные отношения требуют современной нормативной правовой базы. Низка техническая и технологическая оснащенность производителей продукции и услуг.

Для исправления сложившегося положения необходимо принятие комплекса мер государственного регулирования и создание стимулов для развития рынка, оснащения производства продукцией и услуг современными техниками и технологиями. Это позволит создать современное производство и конкурентный рынок продукции и услуг.

Кроме того, в настоящее время требуется принятие комплекса мер нормативного правового характера, по улучшению взаимодействия государственных органов власти в области геодезической и картографической деятельности, по созданию условий для развития рынка картографической продукции.

В числе этих мер можно предложить следующее:

Первое, что на наш взгляд надо сделать – это восстановить систему  формирования, исполнения и финансирования заказа на геодезические и картографические работы федерального назначения. Для этого необходимо разработать проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации «О порядке формирования, исполнения и финансирования заказа на геодезические и картографические работы федерального назначения».

В рамках этого постановления, в частности на наш взгляд, было бы целесообразно уточнить требования к топографо-геодезическим и картографическим работам федерального назначения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. А Федеральному агентству геодезии и картографии необходимо эти требования обобщить, проанализировать и положить их в основу своих перспективных и годовых планов.

Этим постановлением также необходимо определить, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны не позднее августа месяца года, предшествующего планируемому периоду доводить до Федерального агентства геодезии и картографии ежегодные свои потребности в геодезических и картографических работах федерального назначения, а Федеральное агентство геодезии и картографии, в свою очередь, ежегодно должно направлять в федеральные органы исполнительной власти сведения о созданных по их заявке топографо-геодезических и картографических материалах на заданные территории с указанием кратких характеристик и организаций-фондодержателей.

Кроме того, для улучшения координации и планирования картографо-геодезического обеспечения конкретных отраслей и территорий субъектов и муниципальных образований Российской Федерации целесообразно ввести практику разработки и заключения соглашений между Федеральным агентством геодезии и картографии, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Второе, необходимо продолжить работу по упорядочению предоставления материалов и данных Федерального и ведомственных картографо-геодезических фондов в соответствии с требованиями Федерального закона «О геодезии и картографии». Если, что касается Федерального картографо-геодезического фонда, нормативная правовая база практически создана, то по ведомственным картографо-геодезическим фондам еще полная неразбериха. А ведь материалы и данные  ведомственных картографо-геодезических фондов могли бы широко использоваться при обновлении топографо-геодезических и картографических материалов и данных федерального назначения.

Таким образом, на наш взгляд, назрела необходимость создания соответствующей нормативной правой базы по использованию материалов и данных ведомственных картографо-геодезических фондов. И, наверное, начинать надо с разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке использования материалов ведомственных картографо-геодезических фондов (или материалов геодезической и картографической деятельности в составе государственных (ведомственных) фондов специального назначения) и материалов Федерального картографо-геодезического фонда для создания геодезических и картографических материалов и данных федерального назначения», в котором были бы определены основные концептуальные положения.

Третье, топографо-геодезическая и картографическая продукция носит специфический характер. От ее достоверности и точности зависит качество принятия очень ответственных управленческих, экономических, политических, военных, оборонных и технологических решений, от которых зависит очень многое, в том числе и человеческие жизни. Поэтому поручать эту работу необходимо только ответственным, высокопрофессиональным организациям. Таким образом, в целях обеспечения обороны и безопасности государства, защиты прав и законных интересов граждан от нанесения ущерба необходимо обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой при рассмотрении проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» сохранить в качестве лицензируемых видов деятельности геодезическую и картографическую деятельность.

И, наконец, четвертое – это вопрос создания национальной инфраструктуры пространственных данных.

В министерствах и ведомствах, в коммерческих структурах и других организациях России накоплены и постоянно пополняются значительные объемы невостребованной пространственной информации, доступ к которой, ее обработка, восприятие и анализ затруднены из-за разобщенности и разнородности этой информации, что снижает эффективность использования пространственных данных при принятии управленческих решений. Отсутствие сведений о наличии пространственных данных в ряде случаев приводит к дублированию работ по их созданию, неоправданным затратам времени и средств.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2003 г. № АГ-П9-13452 Минсвязи России и Роскартографией совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и при участии РАН разработана и рассмотрена 20.02.2004 года (Решение №17) на заседании Государственной комиссии по информатизации Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Эту работу необходимо продолжить и выйти в Правительство Российской Федерации с предложением утвердить эту Концепцию и наметить мероприятия по ее реализации.

 

Проект

РЕШЕНИЕ

Межведомственного совещания

«Государственная политика в области геодезии и картографии»

 

Участники межведомственного совещания рассмотрели вопросы по выработке государственной политики в области геодезии и картографии и отмечают, что геодезическая и картографическая деятельность в Российской Федерации является конституционной обязанностью государства. Вопросы ведения Российской Федерации реализованы в федеральных законах «О геодезии и картографии», «О наименованиях географических объектов» и более чем 20 постановлениях Правительства Российской Федерации.

Однако из-за резкого сокращения финансирования геодезических и картографических работ федерального назначения в картографо-геодезическом обеспечении территории России сложилось неудовлетворительное положение и, несмотря на принимаемые меры, преодолеть негативные тенденции в этой области не удается.

Так, важнейшие виды геодезических и картографических работ федерального назначения, имеющие экономическое и оборонное значение, выполняются в недостаточном объеме либо совсем не выполняются, государственные топографические карты устарели на 80 % и продолжают стареть быстрее, чем обновляются, государственные геодезические сети, являющиеся основой для картографирования, частично утрачены.

Кроме того, необоснованные режимные ограничения существенно сдерживают геодезические и топографические работы, препятствуют вовлечению в хозяйственный оборот значительных объемов геодезических и картографических материалов и данных.  Нормативная правовая база носит в основном отраслевой характер и также не ориентирована на рыночные отношения. Существующая система геодезического и картографического обеспечения навигации не отвечает современным требованиям.

Вместе с тем картографо-геодезическое обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, отраслей экономики,  потребностей обороны и безопасности страны в современных условиях требует значительно повысить точность, информативность  и оперативность геодезических и топографических работ.

С этой же целью необходимо решение во многом новых задач по:

пересмотру масштабов и содержания топографических карт, изменению видов и средства представления и доведения этих карт  и других результатов геодезических и картографических работ до потребителей в масштабе  реального времени.

обеспечению картографической информацией функционирования земельно-имущественного и налогового комплекса страны на всех уровнях государственной власти;

созданию высокоточной геодезической основы для функционирования навигационных систем гражданского и военного назначения;

созданию геоинформационных систем для органов государственной власти;

созданию межотраслевой системы получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) высокого и сверхвысокого разрешения;

интеграции геопространственных данных в единую систему в интересах органов государственного и местного самоуправления;

реализации механизмов формирования и использования государственного картографо-геодезического фонда.

В связи с этим стратегической целью государственной политики в области геодезии и картографии является создание условий для своевременного обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, отраслей  экономики, потребностей обороноспособности и безопасности, науки и населения страны актуальными, достоверными, информативными и точными геодезическими и картографическими материалами и данными. Обеспечение территории Российской Федерации качественной, точной современной пространственной информацией на уровне развитых в экономическом отношении стран

Государственными приоритетами в этой области являются:

построение и поддержание на современном научно-техническом уровне единой геодезической плановой, высотной и гравиметрической опорной основы страны;

создание и постоянная актуализация топографической информации о местности, удовлетворяющей по полноте, достоверности и точности решения задач любого назначении;

разработка и реализация мер по осуществлению единой технической политики в области геодезической и картографической деятельности и наименований географических объектов;

создание и развитие инфраструктуры пространственных данных в стране.

Для реализации указанных целей и задач предлагается:

подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в федеральные законы «О геодезии и картографии», «О наименованиях географических объектов»;

одобрить практику заключения соглашений между Федеральным агентством геодезии и картографии, федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления доводить до Роскартографии ежегодно свои потребности не позднее августа месяца года, предшествующего планируемому периоду;

Роскартографии ежегодно направлять в федеральные органы государственной власти сведения о созданных по их заявке топографо-геодезических материалах на заданные территории с указанием кратких характеристик и организаций-фондодержателей;

Роскартографии в первоочередном порядке обеспечивать материалами федерального картографо-геодезического фонда министерства, осуществляющие в законодательном порядке ведение ведомственных картографо-геодезических фондов, имеющих отраслевое значение;

создать масштабный ряд открытых (несекретных) точных топографических карт, обеспечивающих текущие потребности отраслей экономики;

создать при Роскартографии межведомственный координационный совет по проблемам геодезии и картографии;

 провести совещание по вопросу топографо-геодезического и картографического обеспечения территории России в интересах обороны и безопасности страны;

для обеспечения широкого использование средств навигации, максимального вовлечение в хозяйственный оборот материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда продолжить работу по снятию необоснованных режимных ограничений на определение и использование координат географических объектов на территории Российской Федерации, находящихся вне зон расположения важных государственных объектов;

Роскартографии с учетом состоявшего обсуждения сформировать план мероприятий, предусмотрев в нем мероприятия по государственной поддержке геодезии и картографии и представить его на утверждение в Минтранс России до 15 декабря.

 

Оценить статью
(0)