"Европейский парламент: проблемы и перспективы" - презентация этой книги пройдет 15 декабря в 19.00 в отеле "Шератон Палас". Проводит презентацию Национальный инвестиционный совет (НИС). Книга подготовлена по материалам международной научной конференции, которую НИС проводил совместно с Институтом Европы РАН в июне 2004 года.
Авторы - российские ученые и представители дипломатического корпуса рассматривают широкий круг вопросов, в том числе проблемы взаимоотношений России и ЕС, проблемы формирования европейской Конституции, общественные настроения и политические движения в 10 новых членах ЕС. Отдельная глава посвящена итогам последних выборов в Европарламент.
О том, что представляет из себя европейская конституция, рассказывает печатный орган Европарламента журнал «Европа».
В том же дворце и том же зале
Единая конституция подписана. Что дальше?
Черно-белые кадры кинохроники, запечатлевшие подписание Римского договора 25 марта 1957 года шестью странами Западной Европы, снова и снова показывали многие итальянские телеканалы. Произошло это историческое событие в помпезном зале столичной мэрии на Капитолийском холме, который с тех пор считается местом рождения Европейского Экономического Сообщества и Евратома - предшественников нынешнего Европейского Союза. Прародителями экономического объединения тогда стали Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
И вот спустя 47 лет итальянцам выпала почетная и ответственная миссия - принимать в этом же дворце "Палаццо дей Консерватори" и в этом же зале лидеров 29 стран, 25 из которых вместе со своими министрами иностранных дел в торжественной обстановке и поставили подписи под текстом первой единой Конституции ЕС. При этом использовались специально изготовленные платиновые ручки с памятной гравировкой по-латыни.
Символическая церемония, обставленная итальянским правительством со всей подобающей такому случаю пышностью, хотя и длилась всего полчаса, далеко выходит за рамки протокольной.
Она знаменует не только окончательное стирание разделительных линий, возникших в Старом Свете в результате множества конфликтов, двух мировых войн и разорительной "холодной войны". Как отметил председатель Совета министров Италии Сильвио Берлускони, "утопия отцов-основателей наконец стала реальностью".
Действительно, на одном из семи холмов Вечного города в окружении фресок XVI-XVII веков и статуй двух бывших глав Ватикана 29 октября 2004 года произошло официальное рождение новой сверхдержавы. И это среди прочих важных последствий мирового значения объективно бросает вызов принципу однополюсности в глобальной политике.
Но путь, увенчавшийся подписанием Основного закона ЕС, оказался весьма нелегким даже на его заключительном этапе.
С третьей попытки
Немногим более года назад, тоже в октябре, в Риме состоялась межправительственная конференция, призванная рассмотреть и одобрить проект европейской Конституции. Руководители председательствовавшей тогда в Союзе Италии рассчитывали быстро завершить дебаты и организовать подписание этого документа.
Однако при согласовании текста, разработанного за 28 месяцев интернациональным Конвентом о будущем Европы во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном, проявились серьезные разногласия по целому ряду вопросов. Главными из них стали разделение властных полномочий и распределение голосов в высшем органе - Совете ЕС. Особенно непреклонную позицию занимали Польша, тогда кандидат на вступление, и предыдущее правительство Испании, поддержанные рядом других государств. Затем под председательством уже Ирландии была предпринята отчаянная попытка, в состоянии цейтнота, одобрить текст в апреле нынешнего года, до вступления 1 мая 10 новых стран и до выборов в Европейский Парламент, которые состоялись в июне. Но в результате это удалось сделать только 18 июня на Европейском Совете в Брюсселе...
В речах лидеров, прозвучавших во время подписания конституции в Риме, подчеркивалась необходимость приблизить учреждения недавно резко расширившегося Союза к простым людям, сделать ЕС более демократичным, прозрачным и эффективным. Важнейшая роль в этом отводится конституции, наполняющей понятие европейского гражданства конкретным содержанием.
Кстати, еще до подписания основного закона, значительно расширяющего власть Европейского Парламента, этот орган заявил о себе в полный голос, вынудив нового председателя Европейской Комиссии Жозе Мануэла Дурана Баррозу изменить состав его команды.
Напомним: конституционный договор состоит из четырех частей.
Первая - 60 статей - определяет цели, компетенцию и учреждения Союза; вторая - 54 статьи - включает полный текст Хартии основных прав человека, провозглашенной на саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 года; третья - 322 статьи - излагает совместную политику; четвертая - 12 статей - содержит общие и заключительные положения.
Единая конституция заменяет множество договоров, которыми руководствовались в своей деятельности органы Союза и правительства стран-участниц, хотя внешняя политика и политика совместной безопасности, включая оборону, будут отвечать некоторым специфическим "необщеевропейским" положениям. Однако главное в том, что ЕС становится самостоятельным юридическим субъектом, Европейский Совет (ежеквартальные совещания глав государств и правительств) превращается в одну из постоянных структур ЕС со своим председателем, то есть фактическим президентом Союза, создается пост европейского министра иностранных дел в ранге заместителя председателя, а в дальнейшем - постоянные представительства в более чем 100 странах превратятся в посольства. Так что теперь современным Киссинджерам будет к кому обратиться в случае необходимости срочного решения внешнеполитических вопросов с Большой Европой.
Слово - за парламентами и избирателями
"Наши подписи - не заключительный мазок, а новое начало" - эти слова премьер-министра председательствующих сейчас в ЕС Нидерландов Яна Петера Балкененде не скрывают озабоченности дальнейшей судьбой европейского Основного закона. Ведь для вступления в силу конституционный договор должен быть ратифицирован всеми 25 странами Союза, причем происходить это будет в соответствии с национальными законодательствами: в одних государствах это право предоставлено парламентам, в других - придется проводить референдумы. И если так нелегко было добиться согласия 25 правительств, то можно представить, сколько усилий потребуется для ратификации парламентами и завоевания поддержки избирателей на референдумах в 11 странах! Провал ратификации, хотя бы в одной стране, может надолго заблокировать этот процесс в масштабах всего ЕС.
Пожалуй, наибольшему испытанию этот документ подвергнется в Великобритании, где опросы населения пока демонстрируют преимущественно отрицательное отношение к нему. В этой связи в римском пресс-центре политические репортеры-ветераны не без юмора вспоминали пророчество британского представителя на переговорах о создании европейского Общего рынка в 1957 году: "Этот договор никогда не будет принят; если все-таки будет принят, то никогда не будет подписан; а если будет подписан, то никогда не будет ратифицирован".
К счастью для строителей объединенной Европы, это скептическое предсказание не сбылось.
В своем выступлении перед церемонией подписания итальянский лидер С. Берлускони призвал народы и правительства стран ЕС поддержать конституцию. "Процесс ратификации начинается уже сегодня, - заявил он. - Италия сделает это безотлагательно, одной из первых".
Однако в отличие от Италии, где ратификация предстоит в парламенте и где правящие (за исключением "Лиги Севера") и оппозиционные партии поддерживают этот шаг, в некоторых странах, где предстоят референдумы, процесс может затянуться и занять в целом до двух лет.
Это касается прежде всего Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Бельгии, Франции, Португалии... Что произойдет, если избиратели одной или более стран заблокируют принятие единой конституции?
Как заявил датский министр иностранных дел Пер Стиг Меллер, в случае если датчане отвергнут текст Основного закона единой Европы, то не исключено проведение референдума и о дальнейшем участии Дании в ЕС. Он выразил сомнение, что датчане смогут добиться неких исключений для себя в тексте конституции, как это им удалось в 1993 году на референдуме о принятии Маастрихтского договора, когда Брюссель пошел на уступки Копенгагену в судебной, валютной и оборонной областях. Прибегнув к спортивной терминологии, глава внешнеполитического ведомства Дании сравнил требования внести изменения в европейскую конституцию с просьбой какой-либо футбольной команды вычеркнуть для нее правило "вне игры".
Острые дискуссии в ряде стран вызовет, в частности, то положение европейского основного закона, в котором говорится о превалировании его содержания над местными законодательствами, что расценивается некоторыми политиками как ущемление национального суверенитета. Первыми с этим столкнутся испанцы: в их стране референдум должен пройти уже в феврале будущего года. Большинство жителей Испании - твердые сторонники интеграции, и в Брюсселе надеются, что одобрение конституции на первом же референдуме из 11 придаст положительный тон всему процессу.
Еще одна горячая тема - возможное начало переговоров в будущем году о приеме Турции в ЕС. Споры об этом неизбежно будут вестись в ходе подготовки к референдумам и голосованию в парламентах. Результаты волеизъявления избирателей сейчас нелегко предсказать не только в Великобритании и Дании, но и во Франции, и в странах Бенилюкса. Однако в любом случае, конституция должна вступить в силу в 2007 году, отмечали дипломаты в Риме в беседах с журналистами.
И все-таки чем чреват провал поддержки этого документа, который нельзя исключать? Если такое случится в одной из стран - основателей Союза, то тогда, вероятно, от этого текста придется отказаться. А если это произойдет в небольшой стране - более "молодой" участнице ЕС, то может состояться повторное голосование или внесены изменения в текст конституции. В любом случае это означало бы появление раскола в ЕС на две группы государств, участвующих в интеграции с неодинаковой скоростью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Его-то и хотят предотвратить европейские лидеры, в том числе в государствах, известных своим евроскептицизмом.
Таким образом, подписание конституции ознаменовало не только новый этап европейского строительства, но и момент истины для "двадцати пяти". Впервые примерно половина жителей ЕС - а его население теперь насчитывает 450 миллионов человек - получат возможность непосредственно высказать свое мнение о будущем этого объединения. Словом, голосование фактически станет вотумом доверия единой Европе.
ЭТАПЫ
Разработанная командой "мудрецов" с учетом широкого спектра мнений, существующих в европейском обществе, конституция призвана придать Союзу контуры федерации. Одновременно будущий основной закон объединяет и заменяет собой договоры, которые были этапными на пути интеграции и которыми ЕС руководствовался последние 47 лет.
Римский договор (1957 год) учредил европейский Общий рынок, отменив таможенные пошлины в торговле 6 стран - основателей объединения, а также создал единые исполнительные и законодательные органы.
Единый европейский акт (1986 год) - первое реформирование внутреннего рынка, расширение политического сотрудничества и взаимодействия между различными учреждениями.
Маастрихтский договор (1992 год) создает валютный и политический союзы. Предусматривает введение единой европейской валюты к 1999 году. Утверждает принцип европейского гражданства и закладывает основы единой внешней политики и политики безопасности.
Амстердамский договор (1997 год) учреждает пост верховного представителя ЕС по единой внешней политике и политике безопасности. Усиливает полномочия Европейского Парламента. Подтверждает предоставление свободы перемещений граждан 15 стран к 2003 году, провозглашает борьбу с любыми видами дискриминации. Предусматривает регулирование, хотя и ограниченное, притока иммигрантов, предоставление убежища, контроля внешних границ Союза.
Ниццский договор (2000 год) фиксирует положение, согласно которому при принятии решений в 29 сферах Европейский Совет переходит от принципа единогласия к принципу большинства голосов. Пересматривает властные полномочия и деятельность органов ЕС в преддверии его резкого расширения. В связи с предстоявшим вступлением 10 стран увеличивает число депутатов Европейского Парламента до 732 человек.
Литва стала первой в ЕС страной, которая ратифицировала единую европейскую Конституцию. Сейм принял это решение 11 ноября.
"За" проголосовали 84 парламентария, "против" - 4, а трое воздержались.
Такая оперативность объясняется стремлением уходившего в отставку состава законодательного органа завершить процесс, к которому он приложил немалые усилия.
Глава литовского государства Валдас Адамкус приветствовал ратификацию конституционного договора как важный шаг на пути европейского строительства.
Геннадий Петров
Рим - Москва