Евросоюз - Россия: пауза - не впрок

Евросоюз - Россия: пауза - не впрок

Гаагская встреча в верхах ЕС - Россия не стала ни прорывом в двусторонних политических отношениях, ни "диалогом глухих", как предрекали некоторые аналитики в Брюсселе и Москве. И это уже определенное достижение, если учесть, что 14-й по счету саммит проводился на фоне бурных событий на Украине, подход к которым у ЕС и РФ, мягко говоря, не совпадал.

Это вполне объяснимо. Хотя речь о начале переговоров относительно принятия Украины в Союз не идет, эта крупная страна после вступления Польши, Венгрии и Словакии в ЕС приобрела для него огромное геополитическое значение. Оно лишь усилится после планируемого на 2007 год вступления Болгарии и Румынии. Украина превратится в своеобразный анклав между Союзом и Россией, одновременно связывающий и разделяющий этих двух крупнейших партнеров.

Именно из-за событий на Украине организаторы гаагской встречи наверняка сожалели, что она не состоялась 11 ноября, как и было запланировано, - до второго тура украинских выборов (ее перенесли по просьбе Москвы, сославшейся на то, что новый состав Европейской Комиссии к тому моменту официально еще не был утвержден). Тем не менее и европейская, и российская стороны добросовестно прилагали усилия к поиску точек соприкосновения и сглаживанию разногласий.

Этому способствовали бесспорные достижения в области экономического взаимодействия: после очередного расширения Союза на его долю стало приходиться более половины российского экспорта. Кроме того, по достоинству была оценена ратификация Киотского протокола Россией.

Однако если экономические отношения не вызывают нареканий, то политические в последнее время стали менее доверительными. По мнению Европейской Комиссии, "некоторые действия РФ противоречат европейским ценностям".

В частности, ЕС выступил в поддержку мирного урегулирования в Чечне при соблюдении территориальной целостности России и с учетом прав человека, выразил готовность выделить средства на восстановительные работы на Северном Кавказе, "как только позволят условия безопасности".

В свою очередь, Москва напомнила о необходимости урегулировать ее озабоченность по поводу калининградского транзита и обеспечения прав национальных меньшинств в балтийских странах. Кроме того, российская сторона не скрывает недовольства тем, что ее не всегда оперативно информируют о действиях Брюсселя в отношении таких проблем, представляющих взаимный интерес, как борьба с контрабандой наркотиков, меры против нелегальной иммиграции и некоторые другие. Для более успешного взаимодействия по всем азимутам в России выступают за скорейшее создание совместных учреждений. Договоренность об одном из них в Гааге достигнута: в Москве появится Институт европейских исследований.

Перед встречей стало очевидно, что, несмотря на полугодовую работу, сторонам не удается решить главную задачу, поставленную на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года: сформулировать четкую концепцию четырех общих пространств - экономики, внешней безопасности, внутренней безопасности, а также науки, образования и культуры. Причем в связи с разногласиями по Украине было ясно, что не удается достичь консенсуса именно по пространствам внутренней и внешней безопасности. Проблема осложняется тем, что европейский партнер Москвы настаивает на принятии так называемых дорожных карт по всем четырем пространствам в едином пакете, а не по отдельности.

И все-таки в результате нелегких переговоров высшего европейского руководства и президента РФ Владимира Путина стороны согласились заключить договоренность по четырем общим пространствам на следующем саммите ЕС - Россия, который состоится в мае в Москве. Кроме того, в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве решено образовать специальный подкомитет по вопросам, связанным с Калининградом, включая транзит, и начать регулярный диалог о правах человека и защите национальных меньшинств.

 

Игорь Неелов

журнал «Европа»

Оценить статью
(0)