«Пакт Риббентропа-Молотова» для России

«Пакт Риббентропа-Молотова» для России

Самый ярый противник Киотского протокола вновь напомнил о себе. Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов на пресс-конференции 8 февраля в Москве в очередной раз обрушился с критикой на Киотский протокол, в особенности отмечая то, что сторонники протокола перекрывают информационные потоки для его противников.

Илларионов рассказал о том, что организаторы Всемирного экономического форума в Давосе, первоначально пригласившие его принять участие во встрече, отвергли его предложение провести специальную дискуссию, посвященную проблемам глобального изменения климата.

«Один из наиболее уважаемых форумов, специально созданный для проведения дискуссий пал жертвой цензуры со стороны одного из влиятельных участников, - заявил советник президента РФ и уточнил, что имеет в виду премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Именно правительство Великобритании, по мнению Илларионова, оказывает давление на мировое сообщество с целью «проталкивания» идей Киотского протокола.

Советник президента РФ напомнил о том, что июле в Финляндии пройдет встреча глав государств «большой восьмерки», на которой будет обсуждаться вопрос о глобальном потеплении и мерах по борьбе с ним. «В научном сообществе отсутствует консенсус по этому вопросу», - напомнил экономист.

Характеризуя идеологию Киотского протокола, Илларионов заявил: «Это не имеет отношения к науке, это имеет отношение к пропаганде». Группу лиц, ведущих подобную пропаганду в международных масштабах, Илларионов назвал «тоталитарной сектой». «Существует опасность, когда тот или иной лидер, пользуясь ресурсами крупной группы государств, пытается навязать свою тоталитарную идеологию всему миру, - заявил он. - К большому сожалению, премьер-министр Великобритании господин Тони Блэр попал в некрасивую историю. И наша задача заключается в том, чтобы помочь ему избавиться от сектантских тоталитарных взглядов, которые навязываются миру».

Андрей Илларионов уверен, что за «пропагандой киотизма» стоят компании атомной энергетики, лоббирующие свои интересы в противовес энергетике, основанной на углеводородах. Присоединение России к Киотскому протоколу он сравнил с заключением в 1939 года пакта Риббентропа-Молотова. «Такие союзы с дьяволом опасны», - добавил Илларионов. - Как оптимист, я надеюсь на то, что российские власти, в конце концов, примут решение в национальных интересах».

Напомним, что принципиальная позиция Андрея Илларионова по вопросу ратификации Киотского протокола привела к тому, что в январе 2005 года он был снят с должности российского представителя в совете «Большой Восьмерки». «Я очень признателен президенту за то, что он принял это решение», - заявил Илларионов. По его словам, он неоднократно обращался к Владимиру Путину с просьбой освободить его от осуществления этих обязанностей.

Как пояснил журналистам советник президента РФ, одной из причин для отставки стали «разногласия по принципиальным вопросам», которые оказались в сфере его ведения, в том числе, вопрос о присоединении России к Киотскому протоколу. Внедрение принципов Киотского протокола в России Илларионов охарактеризовал как «нанесение ущерба собственному народу и преступление». «Я очень благодарен, что меня избавили от соучастия в нем», - добавил он.

 

На пресс-конференции было распространено заявление ведущего российского климатолога академика РАН Ю.А. Израэля, который выступает против внедрения принципов Киотского протокола.

 

Заявление.

 

В связи с вступлением в силу Киотского протокола в феврале 2005 г. политическая активность вокруг проблемы антропогенного изменения климата резко усилилась, сейчас в нее втягивают значительное количество ученых.

В январе 2005 г. появились политически мотивированные «Рекомендации международной оперативной группы по изменению климата», предложившие предельные  (критические) значения повышения температуры (по сравнению с доиндустриальным уровнем 1750 г.) и соответствующие им предельные значения концентрации стабилизации парниковых газов.

Такими пределами этой группой были названы +2°С для температуры и 400 ppmv (частей на миллион по объему) для концентрации парниковых газов, пересчитанных на COz. По утверждению этой группы, при достижении этих величин на нашей планете произойдут необратимые катастрофические последствия, в связи с чем эта группа сформулировала ряд рекомендаций, в том числе и для стран «большой восьмерки», лидеры которых соберутся на очередную встречу в июле этого года в Великобритании.

Следует отметить, что задача непревышения опасного уровня концентраций парниковых газов для климатической системы сформулирована в качестве основных целей как Рамочной конвенции ООН об изменении климата, так и Киотского протокола к ней.

Российские ученые в течение длительного времени (более 10 лет) предлагали начать научное международное обсуждение таких критериев в международном климатологическом сообществе. Однако Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) регулярно отклоняла эти предложения. Лишь после 2001 г. МГЭИК создала рабочую группу по предварительному изучению особенностей изменения климата для формирования возможных предельных воздействий на климатическую систему.

По решению Британского правительства при спонсорстве Департамента Великобритании по окружающей среде, продовольствию и сельскому хозяйству (Defra) 1-3 февраля с.г. в Эксетере в офисе Метеорологической службы состоялся симпозиум с участием иностранных специалистов, посвященный предотвращению опасных климатических изменений и стабилизации парниковых газов. Повестка дня симпозиума появилась лишь 26 января 2005 г. (за пять дней до его начала). В ней было объявлено о 36 устных докладах с указанием названий докладов и имен докладчиков. На самом деле был представлен 51 доклад, о 15 из которых стало известно только уже на самом симпозиуме.

Основное внимание на симпозиуме было уделено попытке обоснования критических уровней воздействия на климатическую систему и биосферу. Ряд ученых использовал опыт МГЭИК. Обсуждение пределов допустимого воздействия изменения климата велось в рамках повышения температуры на 2,5 °С    и допустимой концентрации углекислого газа до 450-750 ppmv.

Необходимо отметить, что в работах МГЭИК всегда подчеркивалось, что достаточного научного обоснования количественных пределов опасного воздействия на климатическую систему до сих пор не имеется, неопределенности используемых в расчетах моделей слишком высоки.

В нескольких докладах на симпозиуме были сделаны попытки оперировать цифрами (в качестве предельных критических) 2°С по температуре и 400 ppmv по концентрации С02. Эти  цифры повторяют политические требования Евросоюза и международной группы по изменению климата. В этих докладах были сделаны попытки обосновать эти цифры, не получившие, впрочем, поддержки на симпозиуме.

Председательствовавший на заключительном заседании Д.Тирпак представил участникам симпозиума для одобрения неокончательный проект решения организационного комитета симпозиума. После нескольких возражений и вопросов стало ясно, что решение в таком виде (тем более без обсуждения) участниками симпозиума не будет принято. Тогда Д.Тирпак ушел, не ответив ни на один из вопросов и не закрыв конференцию.

Заключение

1. По мнению многих ученых, участвовавших в симпозиуме, а также согласно официальным документам МГЭИК не существует обоснованных критических значений изменения климата. Тем более не имеется обоснований у предложенных политиками цифр (2°С и 400 ppmv).

2. На симпозиуме, организованном правительством Великобритании 1-3 февраля 2005 г., его участниками не было принято никаких решений.

3. Попытка председателя организационного комитета Д.Тирпака в последний момент получить поддержку решению с указанием критических цифр воздействия 2°С и 400 ppmv, не была поддержана участниками симпозиума.

4. При одобрении навязывавшихся на симпозиуме критических уровней климатических изменений 2°С и 400 ppmv стоимость требуемых мер колеблется в пределах 17-25 триллионов долларов, что находится за пределами разумного.

5. Вытекающее из этих критериев требование для России  сократить эмиссию углекислого газа   на 90% будет означать сокращение российского экономического потенциала в 3-4 раза по сравнению с 1990 годом.

 

Директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН, академик, участник симпозиума 1-3 февраля 2005 г. в Эксетере                                                                    Ю.А.Израэль

Оценить статью
(0)