Альтернативные профсоюзы

Альтернативные профсоюзы

Альтернативные профсоюзы

В России вновь поднимает голову профсоюзное движение. Речь не о тех, профсоюзах, что выходят организованными многотысячными колоннами в дни государственных праздников или же в моменты, когда власть внезапно хочет «сплотиться с народом». Привычные вертикально ориентированные профсоюзы, по иронии судьбы, именуемые их организаторами «независимыми», как и прежде, стоят по струнке, ожидая распоряжений и ценных указаний. В их составе наблюдается трогательное сплочение рабочих с работодателями, и последние нередко числятся среди профсоюзных активистов.

В то же время, в стране постепенно появляется все больше объединений, которые создаются не для вида, а для реальной защиты прав наемных работников. Эти, «нормальные» с точки зрения мирового понимания, профсоюзы у нас почему-то получили название «альтернативных». Их конфликты с работодателями, считающими себя самодержавными хозяевами предприятий, иногда приобретают драматический оттенок.

Так, например, под угрозой увольнения оказались члены профсоюза «Защита», вызвавшие недовольство руководства компании ОАО «Российские железные дороги». На пресс-конференции 15 февраля их адвокат Станислав Маркелов рассказал о содержании трудового конфликта, перешедшего в судебное разбирательство.

«Пожалуй, это первый серьезный конфликт, в котором работники не просто выступают против работодателей, но где работники начинают уличать работодателей в серьезных нарушениях закона», - так комментирует суть конфликта Сергей Маркелов. По словам адвоката, администрация ОАО РЖД просто пытается выжить всех членов профсоюза «Защита» из компании, идя при этом на любые уловки, включая незаконные.

Чем же так досадили работники руководству? Интригу этой истории добавляет то, что все увольняемые – это контролеры, отказавшиеся штрафовать пассажиров пригородных электричек.

Фискальная функция отлавливать «зайцев» и штрафовать их изначально была в ведении специальных бригад ревизоров, которые помимо этого отвечали за безопасность пассажиров. Подчинялись работники контрольно-ревизионной службы непосредственно Министерству путей сообщения, однако после реформы МПС странным образом оказались в ведении открытого акционерного общества РЖД.

Первый замминистра путей сообщения России Вадим Морозов в интервью «Российской Газете» 30 января 2004 года даже признался, что «контролеров в поездах больше нет». Замминистра Морозов не кривил душой: он имел в виду контролеров МПС, а пассажиры столкнулись с новым явлением – контролерами ОАО РЖД. Работники акционерного общества, выписывающие штрафы безбилетным пассажирам – это «ноу хау», доселе неизвестное российской юридической практике. Возникает резонный вопрос: а в чей карман направляются деньги пойманных «зайцев»?

Ситуацию комментирует руководитель отделения профсоюза «Защита», работник Московско-Курского направления московской железной дороги Михаил Нефедов:

«Эту новую систему изобрел первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Зябиров Хасян Шарифжанович. Штраф тогда налагался в размере 100 рублей плюс тариф за то, сколько пассажир без билета проехал. Сумма получалась немаленькая. Кто же столько будет платить? И тогда появилось распоряжение, которое до нас доводили старшие ревизоры, что те, кто за смену выписывает менее 10 штрафных квитанций, сами будут оштрафованы и попадут в список кандидатов на увольнение».

Давайте посчитаем: на московско-курском участке железной дороги работают 111 контролеров, всего таких участков по Москве – 9. Если каждый из контролеров за смену был обязан собирать по минимальной ставке 100 рублей плюс тариф, то сумма получается внушительная. Прибыльность предприятия г-на Забирова впечатляет.

Естественно, что собирать штрафы таких размеров с «зайцев» оказалось, мягко говоря, непросто, а требования руководства показались контролерам, мягко говоря, завышенными. Поставленные в такие условия контролеры не смирились и подали в суд, где выяснилось, что работники компании - не госслужащие и взимать штраф вообще не имеют права.

Но соратники Хасяна Забирова не сдавались и обязали ревизоров взимать с «зайцев» стоимость услуги – проезда на электричке. А уличенные в невыполнении противозаконного приказа руководства контролеры попали в «черный список». Житья этим 22 работникам ОАО РЖД в компании не стало.

«На имена несогласных, на тех, кто протестовал, были выписаны приказы об увольнении. Это на суде потом выяснилось, что это были всего лишь проекты приказов без подписи руководства, а тогда это до сведения работников не доводили», - рассказывает Михаил Нефедов. Он перечисляет те уловки, к которым прибегла администрация компании, чтобы выяснить имена взбунтовавшихся работников, и описывает происходящее на суде глумление над ними. По его словам, выходит, что увольнение 22 работников из «черного списка» было запланировано и было бы выполнено, если бы они не сумели самоорганизоваться в профсоюз. «Мы тогда ко многим обращались, жалобы писали. Но помог только депутат Госдумы Олег Шеин, он и посоветовал организовать профсоюз, чтобы бороться», - с благодарностью говорит Нефедов.

И борьба началась. После того, как руководству ОАО РЖД пришлось отозвать четыре приказа об увольнении, администрация сменила тактику. Попавшие в «черный список» работники были переведены на другие должности, где были поставлены в такие условия работы, что стали увольняться по собственному желанию.

Помимо прямого давления, руководство компании искусственно создавало «бунтарям» препятствия при оформлении больничных листов и отпусков. Сейчас новоявленные активисты альтернативных профсоюзов судятся с ОАО РЖД, и надежд на скорое успешное завершение процесса у них нет. По словам адвоката Станислава Маркелова, в ходе судебных слушаний судьи проявляют подчеркнутую солидарность с руководством компании. «Законы почему-то не действуют там, где вступают в силу олигархические правила», - сетует Маркелов. Но адвокат не унывает, по его словам, пока работники будут искать справедливости в суде.

Остается только гадать: надолго ли хватит терпения у вынужденных активистов профсоюзного движения, и как скоро они освоят иные методы борьбы за свои права?

Оценить статью
(0)