Зурабов против льготников: второй раунд

Зурабов против льготников: второй раунд

Официальные фразы об улучшении ситуации в сфере лекарственного обеспечения не соответствуют действительности. Об этом свидетельствуют итоги проверки Счетной Палаты, а также результаты проверок, проведенных во многих регионах прокуратурой и Территориальными управлениями Федеральной службы.

По данным аудиторов Счетной палаты, обнародованным 28 марта, «фактическое наличие лекарственных препаратов в некоторых субъектах составляет от 32 до 73%, а в отдаленных районах поставки составляют всего 18-20% месячной потребности».

Во многих регионах начались проверки, которые доказывают, что льготных лекарств не хватает, либо продаются за повышенные цены. ИКД уже сообщил о том, что прокуратура Ульяновской области подтвердила, что регион лекарствами не обеспечен. Как и во многих других случаях виновным названа фирма ООО "Биотэк". О претензиях к этом крупному поставщику лекарств еще заявила, например, прокуратура Ростовской области. По данным прокуратуры, это фирма поставляет на региональные склады лекарственные препараты, не пользующиеся спросом, причем в объемах, превышающих заявленные, в то время, когда льготники не могут получить необходимых им лекарств. Кроме того, цены на лекарства у "Биотека", как утверждают фармацевты, зачастую выше, чем у других фармкомпаний.

Есть и претензии к другой фирме — ЗАО "Протек". Например, прокуратура Карелии заявила о том, что ЗАО "Протек" не обеспечивает лекарствами в достаточном объеме. В некоторых районах обеспеченность льготников лекарствами лишь около 30% от потребности. Причем эта фирма получила по контракту эксклюзивное (монопольное) право поставлять льготные лекарства в регион, что позволяет ей фиксировать завышенные цены.

Аналогичные претензии предъявляют и в других регионах. Мэр Тулы Сергей Казаков назвал ситуацию с обеспечением льготными лекарствами катастрофической: из 1089 наименований лекарств, которые должен был поставить "Протек", поступило только 200. В Орле, по словам представителя местного облздрава Натальи Климановой, "Протек" в январе выполнил свои обязательства на 40 процентов, в феврале - на 50, мало что изменилось и в марте. В итоге теперь в орловских аптеках трудно получить даже простейшие препараты, фармацевты отказывают каждому третьему льготнику.

Не лучше обстоят дела и в Калужской области: замгубернатора Георгий Куликов подверг деятельность "Протека" острой критике: жители области обеспечены льготными лекарствами меньше чем наполовину.

Откуда эти фирмы получили, по сути, монополию на рынке льготных лекарств в регионах? Кто им дал такое право? Оказывается - Министерство здравоохранения и социального развития, которое провело специальный конкурс по отбору этих фирм. Поскольку известно, что министр этого ведомства М.Зурабов начал свою карьеру в медицинском бизнесе, это выводит на всякие размышления…

Но на этом проблемы не исчерпываются. Система финансирования льготных лекарств так сложна, что большая часть денег, выделенных бюджетом, не доходит. Схема примерно такова: Минфин дает деньги, через Минздравсоцразвития они идут в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), оттуда - в его территориальные отделения и наконец - пяти компаниям - поставщикам, которые предъявляют к оплате обслуженные рецепты.

По другим каналам идет движение лекарств от производителей по аптечным сетям. Получается так, что аптека, как и предыдущее звено - производитель, отпускает лекарства, а ей денег за это не дают. Начинаются отказы в предоставлении лекарств льготникам. Как известно, раньше деньги поступали в местные администрации, а уже те оплачивали рецепты. Там же определялись оптовые и розничные надбавки, их максимальные величины. Чем выше была стоимость лекарства, тем меньший процент надбавки допускался. Сейчас же стоимость лекарства бесконтрольно увеличивается, о чем говорится в докладе Счетной палаты. Аптеки поднимают цену лекарств коммерческого сектора до стоимости льготных. Так что, видно, реформа только уменьшила финансирование льготного лекарственного обеспечения, вернее, деньги исчезают где-то по дороге к аптекам… Очень выгодная схема для чиновников и прочих частных посредников.

Еще одна проблема давно известна и касается неравенства между региональными льготниками, за которых должна платить региональная власть, и федеральными льготниками, которые зависят от федерального бюджета. Бывает так, что одним выдают льготные лекарства, а другим нет, в зависимости от региональной ситуации.

Наконец, непонятна позиция М.Зурабова, который своим личным приказом снизил норматив обеспечения льготными лекарствами. Дмитрий Черников, журналист профсоюзной газеты «Солидарность», провел расследование в ходе которого выплыл малозаметный факт. Оказывается, 1 февраля Зурабов подписал приказ, согласно которому на первый квартал 2005 года подушевой норматив обеспечения льготными лекарствами составляет 197,5 рубля в месяц. Этот приказ, преспокойно зарегистрированный Минюстом, противоречит и закону, и бюджету на этот год, где записано, что каждый льготник имеет право на комплект лекарств на сумму 350 рублей.


Карин Клеман
Институт «Коллективное действие»

Оценить статью
(0)