300 тысяч долларов - такой суммы хватит, чтобы организовать в Кыргызстане государственный переворот.
В минувшую пятницу столица вновь пережила шок. Центральная площадь Бишкека второй раз была охвачена массовыми беспорядками. Несколько тысяч манифестантов, не согласных с политикой новых властей в отношении кандидата в президенты Урматбека Барыктабасова, снятого с предвыборной дистанции, практически без боя вошли в Дом правительства.
"Вторую волну революции" новые власти погасили с помощью дубинок и слезоточивого газа. Барыктабасову и его сторонникам "шьют" уголовное дело по нескольким статьям Уголовного кодекса. Несостоявшемуся кандидату "светит" около десяти лет тюрьмы... Что же произошло 17 июня? Мятеж? Неудавшаяся попытка переворота? Стремление осадить новые власти?
Временные хотят постоянства
Площадь Ала–Тоо щедро усыпана силовиками. В центр Бишкека стянуты милицейские подразделения - на случай новых акций протеста. Власти опасаются, что найдется еще немало желающих поднять у Дома правительства бучу. Гарантий того, что президентские выборы страна встретит в покое, нет.
В намерении штурмовать Дом правительства подозревают многих известных персон. По сведениям Азимбека Бекназарова, во время разгона демонстрации в Бишкеке находился Айдар Акаев. Так или нет - доподлинно неизвестно. Но в городе тут же появились слухи, что Акаев–младший нанимает людей для свержения революционеров. А Генеральная прокуратура объявила, что подает представление на лишение Айдара депутатской неприкосновенности.
Чтобы добавить служивым рвения, кабинет министров готов на 50 процентов увеличить им зарплаты и оказывать повсеместную поддержку. А их начальникам, для острастки, объявило выговор.
Вспомнить все...
Национальный телеканал предпочел о событиях на площади умолчать. Когда у Дома правительства разгоняли демонстрантов, по КТР транслировались мультфильмы и познавательные передачи. Примерно так же НТРК отреагировал на события 24 марта. О том, что происходило в Бишкеке, страна как в первом, так и во втором случае узнала с огромным опозданием.
Что пытались скрыть власти? Не исключено, собственную безалаберность. Как признался вечером 17–го Курманбек Бакиев, ему было известно о готовящейся демонстрации за день до нее. Однако руководители правоохранительных органов заверили, что ничего экстраординарного в Бишкеке не произойдет. Спокойствие властей не разделяли только бизнесмены, принявшиеся эвакуировать имущество - ждали новой волны мародерства.
Власти ответили на штурм волной арестов. Силовиками задержано около трехсот человек. Среди них оказались экс–спикер кыргызского парламента Мукар Чолпонбаев, несколько известных писателей и общественных деятелей. В качестве вещественных доказательств изъяты транспаранты, плакаты, газовое оружие. В квартире самого Барыктабасова - автомат Калашникова, ручные гранаты и бронежилет. А еще... газета "Мекен" от 17–го июня 2005 года.
Сколько стоит дом "построить"?
Компетентные органы, в последнее время не блиставшие успехами в расследовании громких преступлений, неожиданно быстро расставили все точки над "i". Было объявлено, что акция щедро проплачена. И, предположительно, обошлась организаторам в 300 тысяч долларов. Так что устроить переворот в Кыргызстане при желании может любой местный нувориш.
Состоятельному Барыктабасову наверняка не составило бы труда изыскать эту сумму. Но Данияр Усенов и Адахан Мадумаров заявили, что акцию профинансировала... семья Акаева.
В число контрреволюционеров Усенов с Мадумаровым записали госчиновников, депутатов парламента и судей. Потому что они выступают не в поддержку Бакиева. Плюрализм, видимо, отныне штука опасная. А ну как в контру запишут! Особенно, если выступают министры, не утруждающие себя перепроверкой, насколько соответствуют реальности их гипотезы. И.о. вице–премьеров подчеркнули, что общественное движение "Мекеним–Кыргызстан" формировалось параллельно с партией "Алга, Кыргызстан!". Однако между появлением первой и второй прошло около двух (!) лет.
А был ли мальчик?
Сторонники Барыктабасова утверждают, что митинг перед Домом правительства был санкционированным, носил мирный характер и преследовал цель защитить законные права их претендента в президенты. А столкновение, мол, спровоцировали сами власти, использовав против граждан слезоточивый газ и другие способы устрашения. Об этом заявил член координационного совета движения "Мекеним–Кыргызстан", писатель и публицист Чоюн Омуралиев.
Впрочем, акценты уже расставлены. Не исключено, что в Кыргызстане появится еще один "узник совести", но уже в лице арестованного миллионера. В противном случае Барыктабасов, довольствуясь судьбой политэмигранта, имеет возможность сформировать радикальную оппозицию команде Бакиева.
Ну а гражданское общество, по обыкновению, разделилось в оценках происшедших событий. Например, коалиция НПО выступила с критикой "Мекеним–Кыргызстан". Чисто противоположную точку зрения разделяет неправительственная организация "Граждане против коррупции". Ее лидер Толекан Исмаилова озабочена неспособностью официальных властей урегулировать возникшую проблему мирным способом. А глава комиссии по правам человека при президенте Турсунбек Акун возложил вину за происшедшее на Центризбирком. Немногим ранее, напомним, с критикой в адрес ЦИК выступал Азимбек Бекназаров, опасавшийся, что работа действующего состава комиссии может привести к новому витку дестабилизации в обществе. Генпрокурор как в воду глядел.
Данияр Каримов,
«Вечерний Бишкек»