Когда говорят о целях террористов, обычно оперируют
Масштабы разрушений и списки жертв терактов в последние годы поражают воображение людей, привыкших считать, что война — это когда стенка на стенку, армия на армию. Между тем наши дни явили миру новый вид войны, которая не только идет на всех континентах, но и проникает в глубь каждого человека, — в его сознание и мироощущение. Война без границ и погон охватила все человечество, поскольку каждый из нас оказался как бы один на один с невидимой угрозой, от которой не всегда спасет армия и полиция.
Что же является целью международного терроризма — конкретные объекты и жизни случайных людей или же те перемены, которые происходят на уровне массовой психологии и даже в большой политике? Об этом заставляет задуматься современная ситуация в Великобритании.
Власти Великобритании запретили въезд в страну радикальному исламскому проповеднику Омару Бакри Мухаммеду. Таким образом в Европе пал последний бастион политической корректности.
Официальная формулировка британского отказа исламскому проповеднику довольно интересна — «во имя общественного блага». Однако совсем недавно во имя этого же блага Великобритания старалась не делать никаких резких движений как по отношению к одиозным мусульманским деятелям, так и в адрес многочисленных исламистских организаций, которые свободно действовали на территории страны, в то время как во многих других государствах они находились под запретом.
Как отмечают некоторые исследователи, для сторонников радикального ислама Лондон являлся самым важным городом для Ближнего Востока. Весьма либеральные законы о предоставлении политического убежища привели к тому, что в столице Великобритании наблюдалась наибольшая со времен талибского Афганистана концентрация мусульманских активистов.
Это, кстати, приводило к конфликтам с некоторыми союзниками по международной антитеррористической коалиции, например, с Россией, которая безуспешно требовала выдачи чеченского идеолога Ахмада Закаева, получившего политическое убежище на туманном Альбионе.
Стоит напомнить, что сам Омар Бакри, которого британские власти на днях обвинили в проповеди насилия и поддержке террористов, в
Тем более, что после событий в Андижане руководство этой республики традиционно начало искать причины своих ошибок не внутри страны, а за ее пределами, снова обвиняя Лондон в
Помимо
Судя по всему, недавние жесткие заявления руководства Великобритании по поводу усиления контроля за одними исламистскими организациями и запрета других являются победой английских силовиков, чьи руки были связаны традиционной английской политкорректностью и желанием сохранить дух классического британского либерализма.
Но еще задолго до терактов в Лондоне один из высших чинов британской разведки Стюарт Харрисон высказал мнение, что нынешняя война с мировым терроризмом может продлиться до 50 лет, и спецслужбы многих стран, в частности Великобритании, начали проводить реорганизацию и пересмотр применяемых методов. В ходе этого процесса выяснилось, что проблема терроризма стоит гораздо острее, чем предполагалось ранее, и бороться с этим явлением нужно жесточайшими методами. По мнению эксперта, это говорит о том, что меры безопасности должны выйти на новый уровень, подразумевающий в том числе и изменение некоторых социальных установок и усиление роли соответствующих спецслужб. Это значит, что Великобритания попала в ту самую ловушку выбора между демократией и безопасностью, в которую до нее угодили многие страны мира. И выбор в пользу безопасности стал очевиден.
Другой проблемой многих западных стран, в том числе и Великобритании, является тот факт, что ужесточение политики по отношению к многочисленным мусульманским общинам по сути является победой организаторов терактов, которые рассчитывали именно на это. Ведь радикальные исламистские организации от этого не станут менее радикальными, а вот умеренные представители мусульманских сообществ в Европе могут уменьшить свою лояльность к властям. К тому же многие европейские политики, в том числе Тони Блэр, не могут игнорировать мусульманский электоральный потенциал, который уже является значительным фактором в ходе политической борьбы в большинстве европейских стран. Но, с другой стороны, опасно не учитывать мнение другого электората в лице коренных жителей европейских стран, чья степень политической терпимости уже уменьшается по мере увеличения не только количества новых терактов в странах Европы, но и потока мигрантов из мусульманского мира. Рост популярности националистических партий в большинстве европейских государств, в том числе и в Великобритании, является опасным признаком разрушения «старой доброй Европы», на место которой может прийти разделенный и нестабильный мир.