Захват информационного пространства: олигархи соревнуются с

Захват информационного пространства: олигархи соревнуются с

Захват информационного пространства: олигархи соревнуются с

«Появление все новых и новых молодежных объединений, новых газет и телеканалов становится уже не модой, а основной формой деятельности власти. И если все чаяния власти сводятся к тому, чтобы не допустить „оранжевую революцию“, непонятно, зачем вообще нужна такая власть». Так лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин прокомментировал намерение московских властей создать в столице молодежный телеканал с жесткой идеологической программой. Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

I. «Единое информационное пространство»

1. Федеральное унитарное госпредприятие (ФГУП) «Единая телерадиовещательная система Вооруженных сил РФ» создается для государственного регулирования отношений в медиахолдинге «Звезда». Об этом заявил на минувшей неделе начальник центральной вещательной студии Министерства обороны РФ Александр Лебедев. «Государство будет направлять активы в медиахолдинг через ФГУП для реализации уставных целей», — сказал он, комментируя правительственное распоряжении о создании этой структуры. По его словам, ФГУП является новой коммерческой структурой, которая будет работать на рынке вещания СМИ.

Таким образом, медиахолдинг «Звезда», в который войдет ФГУП, продолжит заниматься развитием государственно-патриотических электронных СМИ, утверждает начальник центральной телерадиостудии Министерства обороны. Он сообщил, что в дальнейшем в холдинг войдут радиостанция «Звезда», радио «Славянка», различные телерадиовещательные структуры в регионах. Планируется также, что ФГУП будет иметь свои филиалы во всех крупных городах России с населением более 200 тысяч человек.

Согласно распоряжению правительства, ФГУП «Единая телерадиовещательная система Вооруженных сил РФ» будет находиться в ведении Министерства обороны России. Приоритетными направлениями его деятельности являются: телерадиовещание, реклама, производство видео-, аудио-, теле- и кинопродукции «с целью повышения престижности военной службы и социальной защищенности военнослужащих».

2. На минувшей неделе стало известно о новых фактах концентрации прессы и смене владельцев популярных СМИ.

● Промсвязьбанк (ПСБ) в лице инвестиционного фонда «Промсвязькапитал» консолидировал 100% акций газеты «Труд». К имеющимся уже 50% была добавлена вторая половина, выкупленная у трудового коллектива издания. Таким образом, у банка, которым владеют братья Алексей и Дмитрий Ананьевы, в собственности находятся газеты «Труд», «Аргументы и факты», издательство «Медиа-пресса», а также сети распространения печатной продукции «Метро-пресс», «Ария-АиФ», «Мособлпечать» и ряд региональных сетей. Представители покупателей говорят, что на базе этих активов будет образован медиахолдинг. Эксперты отмечают, что консолидация медиаактивов в крупные холдинги является общей тенденцией рынка. Аналитики отмечают, что многие структуры создаются исключительно с целью дальнейшей перепродажи, и связывают эти процессы в том числе с предстоящими выборами.

● Еще одним независимым средством массовой информации в Читинской области стало меньше. Права на издание газеты «Комсомольская правда — Чита» приобрел местный медиа — магнат Михаил Степанов. Ему уже принадлежит ряд средств массовой информации, в частности, газеты «Эффект», «Ваша реклама», «Забайкальское подворье»; радиостанция «Популярное радио», информационное агентство «Забинфо». По мнению местных наблюдателей, новый владелец газеты «Комсомольская правда — Чита» известен ярко выраженной лояльностью по отношению к руководителям области и города. Принадлежащие ему СМИ отличаются отсутствием критических публикаций в адрес чиновников всех уровней.

●10 августа газовый монополист России «Газпром» подписал соглашение с дочерним банком Газпромбанк. В результате банк получил контроль над акционерным обществом «Газпром-Медиа» — крупнейшим медиахолдингом страны, объединяющим телекомпании НТВ, ТНТ и «НТВ-Плюс», пять радиостанций, издательство «Семь дней» и с недавних пор получившим контрольный (50,17%) пакет газеты «Известия».

Наблюдатели отмечают, что едва ли «Газпром» сможет полностью отказаться от контроля над медиа активами даже после сделки с банком. Ведь медиаактивы (прежде всего телеканал НТВ и газету «Известия») «Газпром» приобретал если не по указанию, то, по крайней мере, с одобрения Кремля. В условиях, когда в самом Кремле нет единства по многим ключевым вопросам, касающимся профильного бизнеса «Газпрома», собственные средства массовой информации могут оказаться для газового концерна совсем не лишним ресурсом.

Главный экономист компании «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков считает вполне возможным спекулятивный характер многих сделок со средствами массовой информации, совершенных в последнее время: «Речь не только о прямых денежных спекуляциях. В условиях предстоящей предвыборной кампании неденежные формы становятся очень значимыми, учитывая степень влияния изданий на общественное мнение. Приближение нового политического сезона увеличивает ценность медиаресурсов».

● Газета «Ведомости» в номере от 15 августа со ссылкой источники одной из самых крупных энергетических компаний России «Сургутнефтегаз» сообщает, что эта компания ведет переговоры о покупке 35%-ного пакета Ren TV. По данным менеджера компании, покупка пакета акций Ren TV рассматривается как выгодная инвестиция в быстро растущий медиабизнес.

Руководитель пресс-службы «Северсталь-групп» Ольга Антонова подтвердила, что «Сургутнефтегаз» делал предложение по покупке 35% долей медиакомпании Ren TV. «У нас есть информация, что частью нашего пакета канала интересуются также News Corp, несколько российских инвестбанков, а также компании из Скандинавии, Турции и других неевропейских стран. Кроме того, у нас есть конкретные предложения от семьи Лесневских и RTL», — говорит она. По словам Антоновой, «Северсталь-групп» рассматривает все предложения. «Но мы не будем принимать никаких альтернативных предложений без предварительных консультаций с создателями канала и RTL», — подчеркнула она.

Менеджеры «Сургутнефтегаза» удивляются неожиданному интересу компании к Ren TV. «Мы в шоке. Это было как обухом по голове, ведь компания никогда в жизни не интересовалась СМИ», — признался один из источников «Ведомостей» в «Сургутнефтегазе». Что подтолкнуло руководство компании к такому шагу, источник предположить затруднился.

«Обе компании — и „Северсталь“, и „Сургутнефтегаз“ — с политической точки зрения едины и ориентированы на заместителя главы президентской администрации Игоря Сечина», — комментирует новость известный политолог Станислав Белковский.

3. Как стало известно газете «Коммерсант», мэр Москвы Юрий Лужков решил создать в столице молодежный телеканал с жесткой идеологической программой. Новый проект, по мнению газеты, станет частью масштабной пропагандистской работы с молодежью, целью которой является пресечение «оранжевых настроений» в молодежной среде.

Поручение о создании молодежного телеканала мэр Москвы подписал 24 июня, распорядившись сформировать при правительстве профильную рабочую группу. К концу октября должен быть готов подробный медиаплан проекта с финансовым обоснованием, а уже в начале января 2006 года телеканал с рабочим названием «Молодежная Москва» должен выйти в эфир.

Как будет осуществляться трансляция этого канала, пока неизвестно, свободных частот для вещания в Москве нет. Не исключено, что речь идет о возможностях кабельного вещания.

II. Цитаты недели

Лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин высказался по поводу намерений московских властей создать в столице молодежный телеканал с жесткой идеологической программой: «Появление все новых и новых молодежных объединений, новых газет и телеканалов становится уже не модой, а основной формой деятельности власти. И если все чаяния власти сводятся к тому, чтобы не допустить „оранжевую революцию“, непонятно, зачем вообще нужна такая власть».

III. Конфликт недели

Двум независимым чеченским газетам («Чеченское общество» и «Голос Чеченской Республики») отказано в услугах типографией в Республике Ингушетия. Руководители типографии заявляют, что у них закончились газетная бумага и сырье, а также отсутствуют средства на их приобретение. Типография письменно уведомила редакторов изданий «Чеченское общество» и «Голос Чеченской Республики» о том, что разрывает договор на печатание этих газет, заключенный в начале 2005 года.

Между тем, типография продолжает печатать государственные газеты Республики Ингушетия — «Сердало», «Ингушетия» и некоторые другие. По неофициальной информации, типография решила разорвать договоры под давлением властей Республики Ингушетия. Поводом для отказа в предоставлении типографских услуг, судя по всему, послужила реакция заместителя Генерального прокурора России Николая Шепеля в отношении газеты «Чеченское общество» («ЧО»). На международной конференции «Усиление роли правоохранительных органов в области защиты прав человека в Чеченской республике», прошедшей 28–29 июля в Кисловодске он призвал осудить «ЧО».

Причиной для недовольства Николая Шепеля стало интервью с французским философом Андре Глюксманом, опубликованное в 14-м номере «Чеченского общества» за этот год. В статье философ высказывал мысль, что «Россия роет себе в Чечне могилу». Как утверждает Андре Глюксман, «за последние 10 лет в Чечню уехало воевать около миллиона российских солдат. Все они морально уничтожены. Они научились убивать, продавать трупы, пытать, не уважать простых граждан. Если ты научился делать так, то ты будешь воспроизводить все это по возвращению в свою страну. Стало быть, это угроза для мира в России. Что же будут делать эти солдаты, которые больны тем, что они делают, пытками, насилием? Они продолжат заниматься тем же, будучи уже сотрудниками силовых структур, бандитами или милиционерами. Россия с этим уже знакома после Афганистана, есть статистика, официальные опросы».

Кроме того, в этом же номере газеты было опубликована статья с критикой деятельности самого Николая Шепеля в расследовании трагедии в Беслане и поиске виновников террористического акта.

Призыв Николая Шепеля осудить газету не встретил поддержки у участников конференции. После слов министра Внутренних дел Чечни Руслана Алханова о том, что нужно осудить и российские телеканалы, которые распространяют чеченофобию, Николай Шепель о спорном интервью на конференции уже не вспоминал.

Напомним, что газеты «Чеченское общество» и «Голос Чеченской Республики» печатаются в типографии «Ингушетия» около двух лет. В августе 2004 года у издания «Чеченское общество» с типографией уже был конфликт. Незадолго до президентских выборов в Чечне эта типография под давлением силовиков отказалась печатать газету. Лишь после того, как МВД республики в ответ на запрос Союза журналистов России ответило, что не имеет претензий газете и типографии, работа возобновилась.

Оценить статью
(0)