Кто будет мировым лидером после США?

Кто будет мировым лидером после США?

Кто будет мировым лидером после США?

В центр внимания Международного общественного форума «Диалог цивилизаций», третья сессия которого проходила в октябре на греческом острове Родос, была вынесена проблема интеграции и самоопределения цивилизаций на рубеже XXI века. Тема, что называется, назрела, в том числе и «благодаря» террористическим актам, угроза которых порой сводит на нет дела и планы многих людей — увы, иногда вместе с их жизнью. Таковы реалии сегодняшнего мира.

Тема взаимодействия цивилизаций приобретает всё более громкое звучание. К примеру, она не так давно весьма активно обсуждалась главами государств и правительств почти всех стран — членов ООН на саммите, посвящённом 60-летию этой организации. Необходимость межцивилизационного диалога уже стала общепризнанной и даже нашла воплощение в принятой Генассамблеей ООН «Глобальной повестке дня для диалога между цивилизациями». К сожалению, некоторые члены ООН, как известно, поступают по заветам дедушки Крылова: «А Васька слушает да ест».

На Родосском форуме часто звучали откровенно нелицеприятные высказывания в адрес США, которые после распада СССР взяли на себя роль мирового диктатора. Против устройства мира как однополярного всё громче выступают многие страны. К ним, в основном принадлежащим «третьему миру», не привыкли слишком уж прислушиваться. Но когда эти страны объединяются… Международный общественный форум «Диалог цивилизаций» декларирует: все народы должны быть услышаны, все равны и ценны и имеют право жить и развиваться, сохраняя своеобразие.

От глобализации в наше время галопирующих технологий не спрячешься, антиглобализация как отрицание ради отрицания неэффективна, нужно искать третий путь — «гуманистическую глобализацию», быть может. И искать именно с помощью диалога. Ничего другого нам, похоже, не остаётся. Потому что трудно согласиться с такими методами, как бомбёжки, насильственная смена руководителей других государств, угрозы… Если это — пример цивилизованных отношений между странами, то, наверно, есть смысл поискать другие формы.

- Форум «Диалог цивилизаций» — это попытка найти и выстроить схему международных правил и ценностей, по которым можно осуществить неконфликтное взаимодействие, — считает известный российский политолог Иосиф Дискин. В своём выступлении на форуме он говорил, что в мире «идёт падение влияния национальных государств» и даже военно-политических блоков, зато усиливается влияние других образований — цивилизаций. Причём «каждая цивилизация имеет свою мифологию, которая обосновывает её существование, поддерживает её статус», и когда речь идёт о взаимодействии цивилизаций, всегда существует опасность скатиться на уровень взаимодействия мифов. Мифы ведут к «поиску чужого», а следовательно, к столкновению. Что мы и видим, добавлю, сейчас в отношении исламской цивилизации, китайской, американской, европейской — смотря кто у кого числится во «врагах».

Необходимо найти такой способ взаимодействия в мире, который был бы основан на реальном содержании цивилизаций, учёте их истинных потребностей, а не на мифологических представлениях. Для этого, по мнению Дискина, нужно «провести инвентаризацию, является ли цивилизация той сущностью, которая нарисована на картинках, или она изменилась в ходе глобализации». Политолог считает, что вопрос самоидентичности цивилизаций, о чём говорил на форуме его российский сопредседатель Владимир Якунин, в данный исторический момент крайне важный для развития человечества и, возможно, для самого его существования.

Работа форума шла параллельно по шести секциям. В первой, одноимённой с темой всего форума, прозвучали выступления члена Совета Федерации Госдумы РФ Сергея Щеблыгина и главы президентской администрации Йемена Абдуллы Аль-Башири, президента фонда «Мировой духовный форум» Сесто Джованни Кастаньоли из Швейцарии и профессора женского университета Ахмеда Абдельмаджида из Судана; профессор из Ирана Аббас Манучери, один из руководителей центра «Диалог цивилизаций» в Тегеране, представил свою программу по изучению и преподаванию «Диалога цивилизаций» в вузах всего мира и так далее.

Вторая секция «Вызовы современного мира и религии» собрала такие имена, что один из участников форума, редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин высказался, предвкушая интереснейшую дискуссию: «Такой сильный состав экспертов в религиозной секции я не встречал ни разу». И действительно — генеральный секретарь Конференции европейских церквей из Швейцарии, директор Международного института исламской мысли из Франции, генеральный секретарь Папского совета по культуре из Ватикана, генеральный секретарь исламо-христианского Комитета по диалогу из Ливана, президент Итальянского мусульманского религиозного общества, директор академического института обучения арабских учителей из Израиля, председатель конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, архидиоцез Северной Америки и другие религиозные и общественные деятели, учёные из Египта, Греции, Германии, Перу, Иордании, Украины, Сербии и Чёрногории…

- Ислам — альтернатива обществу потребления, — говорил зав.отделом науки Московского муфтията шейх Фарид Асадуллин. — Но под флагом борьбы с терроризмом усиливаются гонения на религию.

- Ливан — наиболее экуменистическая страна на Земле. Мы двигаемся в направлении единства самосознания всех церквей в Ливане. Национальности и религии перемешиваются, муж, жена, члены семей, крёстные могут быть разных религий — всё разрешено, — выступал профессор Ливанского университета Сухейль Фарах. — Православные и католические церкви говорят об одних и тех же ценностях, проблемах, страхах. Когда они начали говорить об этом вместе, это оказалось лучше. Это привело к новому социально-политическому поведению, которое не является чисто религиозным и способствует объединению Ливана. Надо сделать, чтобы модель, которая сложилась в Ливане, распространилась на весь мир.

- Хочу обратиться к братьям-мусульманам. Можно ли увидеть модель взаимоотношений мусульман и христиан в мусульманских странах без ущерба для христианских ценностей? А то и храм православный должен быть низким, не доминировать, и так далее, — обострил тему архиепископ Львовский и Галицкий Августин. — Чтобы Ливан был не только в Ливане, а и во всём арабском мире!

Что делать, «благодаря» терроризму исламская тема — как самая любимая мозоль.

- Диалог между Западом и исламом возможен, — считает профессор из Джакарты, — пример — отношения молодёжи.

Для неё, молодёжи, была выделена целая секция «Молодёжь, образование и будущее». В работе этой секции участвовал красноярец Андрей Коченов, и подробнее о темах, которые там обсуждались, будет рассказано в следующем номере. Как и о секции «МОФ представляет цивилизацию», которая впервые была заявлена на форуме. Нынче секция называлась «Россия: идея и образ в XXI веке».

Также впервые на МОФ «Диалог цивилизаций» была представлена секция «Балканы, Ближний Восток, Центральная Азия и ресурсы диалога». И здесь некоторые выступления носили налёт сенсационности.

- По нашему мнению, США в 2008 году войдут в полосу системного политического и экономического кризиса, который впервые в истории поставит вопрос о существовании США как единого государства. Поэтому уже к 2010 году Китай может стать мировым лидером, — заявил профессор Дипломатической академии МИД Игорь Панарин. Он детально проанализировал предпосылки и необходимость строительства новой Евро-Азии как противовеса устремлениям новой Британской империи и её лидера — США. Далее выступавший предложил перечень конкретных дел, которые надо осуществить для претворения в жизнь данного сценария.

Заседания шестой секции — «Культура и искусство в диалоге цивилизаций» вели директор Государственного Эрмитажа академик Михаил Пиотровский и профессор Университета Гонконга Чжан Лун Си. Психологи давно доказали, сказал Михаил Пиотровский, что вопреки пословице, если говорить «халва, халва», то обязательно станет сладко, и ещё как. Так что, может, не стоит на всех углах постоянно кричать о конфликте цивилизаций? Лучше — о том, как вести диалог.

Теорию, как известно, желательно подкреплять практикой. На Родосском форуме шла речь не только о философских концепциях, но и о переходе от диалога о сотрудничестве к реальным делам и проектам, осуществляющим на деле интеграцию цивилизаций. Три года существования МОФ «Диалог цивилизаций» уже показали, что и проектов, и осуществлённых программ может быть очень много. Практически столько же, сколько самих участников форума.

Оценить статью
(0)