В центр внимания Международного общественного форума «Диалог цивилизаций», третья сессия которого проходила в октябре на греческом острове Родос, была вынесена проблема интеграции и самоопределения цивилизаций на рубеже XXI века. Тема, что называется, назрела, в том числе и «благодаря» террористическим актам, угроза которых порой сводит на нет дела и планы многих людей — увы, иногда вместе с их жизнью. Таковы реалии сегодняшнего мира.
Тема взаимодействия цивилизаций приобретает всё более громкое звучание. К примеру, она не так давно весьма активно обсуждалась главами государств и правительств почти всех стран — членов ООН на саммите, посвящённом
На Родосском форуме часто звучали откровенно нелицеприятные высказывания в адрес США, которые после распада СССР взяли на себя роль мирового диктатора. Против устройства мира как однополярного всё громче выступают многие страны. К ним, в основном принадлежащим «третьему миру», не привыкли слишком уж прислушиваться. Но когда эти страны объединяются… Международный общественный форум «Диалог цивилизаций» декларирует: все народы должны быть услышаны, все равны и ценны и имеют право жить и развиваться, сохраняя своеобразие.
От глобализации в наше время галопирующих технологий не спрячешься, антиглобализация как отрицание ради отрицания неэффективна, нужно искать третий путь — «гуманистическую глобализацию», быть может. И искать именно с помощью диалога. Ничего другого нам, похоже, не остаётся. Потому что трудно согласиться с такими методами, как бомбёжки, насильственная смена руководителей других государств, угрозы… Если это — пример цивилизованных отношений между странами, то, наверно, есть смысл поискать другие формы.
- Форум «Диалог цивилизаций» — это попытка найти и выстроить схему международных правил и ценностей, по которым можно осуществить неконфликтное взаимодействие, — считает известный российский политолог Иосиф Дискин. В своём выступлении на форуме он говорил, что в мире «идёт падение влияния национальных государств» и даже
Необходимо найти такой способ взаимодействия в мире, который был бы основан на реальном содержании цивилизаций, учёте их истинных потребностей, а не на мифологических представлениях. Для этого, по мнению Дискина, нужно «провести инвентаризацию, является ли цивилизация той сущностью, которая нарисована на картинках, или она изменилась в ходе глобализации». Политолог считает, что вопрос самоидентичности цивилизаций, о чём говорил на форуме его российский сопредседатель Владимир Якунин, в данный исторический момент крайне важный для развития человечества и, возможно, для самого его существования.
Работа форума шла параллельно по шести секциям. В первой, одноимённой с темой всего форума, прозвучали выступления члена Совета Федерации Госдумы РФ Сергея Щеблыгина и главы президентской администрации Йемена Абдуллы
Вторая секция «Вызовы современного мира и религии» собрала такие имена, что один из участников форума, редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин высказался, предвкушая интереснейшую дискуссию: «Такой сильный состав экспертов в религиозной секции я не встречал ни разу». И действительно — генеральный секретарь Конференции европейских церквей из Швейцарии, директор Международного института исламской мысли из Франции, генеральный секретарь Папского совета по культуре из Ватикана, генеральный секретарь
- Ислам — альтернатива обществу потребления, — говорил зав.отделом науки Московского муфтията шейх Фарид Асадуллин. — Но под флагом борьбы с терроризмом усиливаются гонения на религию.
- Ливан — наиболее экуменистическая страна на Земле. Мы двигаемся в направлении единства самосознания всех церквей в Ливане. Национальности и религии перемешиваются, муж, жена, члены семей, крёстные могут быть разных религий — всё разрешено, — выступал профессор Ливанского университета Сухейль Фарах. — Православные и католические церкви говорят об одних и тех же ценностях, проблемах, страхах. Когда они начали говорить об этом вместе, это оказалось лучше. Это привело к новому
- Хочу обратиться к
Что делать, «благодаря» терроризму исламская тема — как самая любимая мозоль.
- Диалог между Западом и исламом возможен, — считает профессор из Джакарты, — пример — отношения молодёжи.
Для неё, молодёжи, была выделена целая секция «Молодёжь, образование и будущее». В работе этой секции участвовал красноярец Андрей Коченов, и подробнее о темах, которые там обсуждались, будет рассказано в следующем номере. Как и о секции «МОФ представляет цивилизацию», которая впервые была заявлена на форуме. Нынче секция называлась «Россия: идея и образ в XXI веке».
Также впервые на МОФ «Диалог цивилизаций» была представлена секция «Балканы, Ближний Восток, Центральная Азия и ресурсы диалога». И здесь некоторые выступления носили налёт сенсационности.
- По нашему мнению, США в 2008 году войдут в полосу системного политического и экономического кризиса, который впервые в истории поставит вопрос о существовании США как единого государства. Поэтому уже к 2010 году Китай может стать мировым лидером, — заявил профессор Дипломатической академии МИД Игорь Панарин. Он детально проанализировал предпосылки и необходимость строительства новой
Заседания шестой секции — «Культура и искусство в диалоге цивилизаций» вели директор Государственного Эрмитажа академик Михаил Пиотровский и профессор Университета Гонконга Чжан Лун Си. Психологи давно доказали, сказал Михаил Пиотровский, что вопреки пословице, если говорить «халва, халва», то обязательно станет сладко, и ещё как. Так что, может, не стоит на всех углах постоянно кричать о конфликте цивилизаций? Лучше — о том, как вести диалог.
Теорию, как известно, желательно подкреплять практикой. На Родосском форуме шла речь не только о философских концепциях, но и о переходе от диалога о сотрудничестве к реальным делам и проектам, осуществляющим на деле интеграцию цивилизаций. Три года существования МОФ «Диалог цивилизаций» уже показали, что и проектов, и осуществлённых программ может быть очень много. Практически столько же, сколько самих участников форума.