Блиц-председатель

Блиц-председатель

Блиц-председатель

За десять лет членства в Европейском союзе Москва впервые оказалась во главе Комитета министров Совета Европы. Формальная церемония передачи поста председателя от Румынии к России на период с 19 мая по 15 ноября состоялась 19 мая. Особую пикантность этому событию придает то обстоятельство, что Комитет министров Совета Европы относится к числу руководящих и директивных органов Евросоюза, что делает его влиятельным институтом в европейской архитектуре.
В частности, председательствующая страна может по своему усмотрению выбрать наиболее перспективные участки и направления работы всей европейской политической машины. Россия — это уже второе государство на постсоветском пространстве, которому выпала подобная участь, в 2003 году данную должность занимала Молдова. Тогда Тирасполь решил привлечь внимание европейской общественности к проблеме «замороженных» конфликтов и разработать конвенцию о противодействии торговле людьми.
Как отметил накануне предстоящей церемонии глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, с переходом председательства к России не следует ожидать кардинальных перемен, поскольку «цель нашего председательства не состоит в том, чтобы сделать какую-то революцию». По словам российского представителя, Москва намерена привлечь внимание к таким проблемам и угрозам общего европейского дома, как борьба с терроризмом, наркотрафик, торговля людьми и оружие массового уничтожения. Как заметил Лавров: «Совет Европы уже внес и, надеюсь, еще внесет большой вклад в противодействие этим угрозам».
В то же время, очерченные приоритеты российского председательства если и не идут в диссонанс, то, по крайней мере, разительно отличаются от тех, что декларировались в стенах европейского учреждения ранее. К примеру, Румыния накануне своего председательства в Комитете министров сформулировала сугубо социальную и демократическую повестку дня, которая ко всему прочему включала в себя планы «укрепления демократии» и создания в 2006 году «нового еврорегиона — Причерноморье». Несильно отличалась стратегия председательства и Португалии, которая занимала данную должность еще раньше. В отличие от них, Россия вынесла на повестку дня проблемы, которые больше связаны с безопасностью, надеясь таким образом привлечь к ним внимание европейской общественности, и, по возможности, разрешить их при участии политических структур Евросоюза.
Сложности в работе Комитета министров Совета Европы обещают появиться очень скоро. Несмотря на то, что проблемы терроризма и оружия массового уничтожения остаются актуальными для всей Европы, тем не менее, не все видят ее одинаково. Едва ли европейские коллеги согласятся признать ситуацию на Северном Кавказе «борьбой с террористами». С другой стороны, существующая «антитеррористическая кампания» в Афганистане вызывает сомнения у России. Пожалуй, единственное понимание, где позиции сторон могут совпасть, так это проблема нелегальной миграции и торговли людьми. Причем Россия в случае с нелегалами занимает более либеральную позицию, чем, скажем, Франция, которая на днях приняла репрессивный закон в данной сфере. Подобные обстоятельства могут вызвать большое недовольство среди отдельных членов Европейского союза.
Кроме того, оппозицию российскому курсу могут составить страны Восточной Европы, которые чаще всего критикуют Москву за проводимый курс на постсоветском пространстве. Особенно когда речь идет о таких государствах, как Грузия и Украина, с которыми у России в последнее время не складываются отношения. Председательство России может подвергнуть критике и такая правозащитная неправительственная организация, как «Хьюман Райтс Вотч», которая добивается от Москвы выполнения своих обязательств по соблюдению демократических принципов.
Более того: проблемой для российского председательства обещает стать… Республика Беларусь. Так как отношение Европы к этой стране на постсоветском пространстве носит крайне негативную окраску. Главным образом из-за характера существующего режима, который европейские политики и представители массмедиа называют не иначе как диктаторским. Тот же Совет Евросоюза буквально на днях ввел экономические санкции в отношении 36 высокопоставленных чиновников из руководства Беларуси. Речь идет о силовом блоке правительства и высокопоставленных политиках.
Непростая ситуация складывается и в Приднестровье, где страны Европейского союза, в отличие от России, фактически поддержали позицию Молдовы относительно территориальной целостности.
Кроме того, российское председательство пришлось не на самый простой отрезок времени. Прежде всего, в связи с ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке. Речь идет о ближневосточном мирном процессе и иранской ядерной программе. Нельзя не отметить, что, в отличие от Москвы, которая поочередно «встретилась» с лидером палестинских радикалов Исмаилом Хания, а чуть позже и с главой автономии Махмудом Аббасом, европейские страны придерживаются совершенно другой позиции. Суть которой: выстроить стену изоляции вокруг правительства ХАМАС, пока последние не согласятся признать право Израиля на существование, и отказаться от вооруженной борьбы. Понятно, что такая отступническая позиция России не может не вызывать раздражения у европейских коллег. Аналогичная ситуация наверняка возникнет и по ядерной программе Ирана.
Как бы там ни было, если за прошедшие 10 лет Москве не удалось изменить позицию европейских стран по широкому комплексу проблем, то едва ли это удастся сделать за следующие полгода.

Оценить статью
(0)