США выступают за интеграцию Южного Кавказа в евроатлантические структуры

США выступают за интеграцию Южного Кавказа в евроатлантические структуры

США выступают за интеграцию Южного Кавказа в евроатлантические структуры

«Если в течение этих 10–15 лет Западу в лице Евросоюза не удастся взять под свое «крылышко» страны Южного Кавказа, то это сделает Россия».

Пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян подтвердил предварительную договоренность о проведении встречи президентов Армении и Азербайджана, сообщает агентство «Туран» со ссылкой на «Арминфо». «Встреча президентов действительно планируется в начале июня в Бухаресте. Скорее всего, встреча пройдет в рамках Черноморского форума, который состоится 5 июня», — отметил Согомонян.
Днем ранее глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров также подтвердил, что Баку дал согласие на проведение встречи в Бухаресте 4–6 июня. Таким образом, сопредседатели Минской группы ОБСЕ выполнили программу-минимум. Они не дали похоронить «пражский процесс».
Напомним, что буквально накануне визита посредников в регион конфликта и в Баку, и в Ереване заявляли, что новая встреча президентов возможна только в том случае, если сопредседателям удастся сблизить позиции конфликтующих сторон. После завершения переговоров Э.Мамедъяров заявил, что посредники привезли не «новые предложения», а «новые идеи». Не вдаваясь в подробности, Мамедъяров сказал, что некоторые из этих идей приемлемы для Азербайджана, некоторые — нет. Однако в дипломатии, как отметил Мамедъяров, надо искать «компромиссы».

После согласия Еревана само собой напрашивается вывод о том, что посредникам удалось нащупать путь к какому-то компромиссу. Кроме того, создается впечатление, что США любой ценой решили «добить» армяно-азербайджанский конфликт именно в 2006 году. Буквально вчера президент США Джордж Буш направил И.Алиеву поздравительное послание по случаю национального праздника — Дня Республики (28 мая). Напоминая о встрече с Алиевым в прошлом месяце в Вашингтоне, Буш назвал ее «исторической возможностью» для развития «общих интересов в области безопасности, энергетики и демократии». «Ваше правительство продолжает строить для азербайджанского народа благополучное и полное надежд будущее»,- пишет Буш. Он выражает надежду, что правительство И.Алиева будет продолжать демократические и экономические реформы для обеспечения будущих успехов Азербайджана.
Но самое главное, Буш с «нетерпением» ждет от Алиева также последовательной деятельности в направлении достижения мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. «Нетерпение» Буша, скорее всего, необходимо воспринять как намек на какие-то договоренности, достигнутые во время недавних переговоров в Вашингтоне.
Как стало известно из информированных дипломатических источников, США предлагают сторонам конфликта внушительную «компенсацию» за необходимые для подписания мирных соглашений компромиссы. Притом, правящие элиты обеих стран получают неограниченный «лимит доверия» на весь период реализации мирных соглашений.
Суть взаимных уступок Азербайджана, Армении, США и Евросоюза заключается в следующем. Стороны подписывают рамочное соглашение об основных принципах урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, основанное на методологии «шаг за шагом». Соглашение предполагает поэтапное освобождение оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, возвращение вынужденных переселенцев, создание системы безопасности, гарантирующей невозможность возобновления боевых действий с привлечением миротворческих сил, с последующей демилитаризацией региона, восстановление экономических связей и коммуникаций между сторонами конфликта. При этом Нагорный Карабах получает уж очень расплывчатый «промежуточный статус» под международным контролем. В рамочном соглашении также указывается, что окончательный статус Нагорного Карабаха будет определен примерно через 10 лет. И, наконец, в подготовленном тексте рамочного соглашения об основных принципах урегулирования конфликта существует еще более расплывчатое положение о праве народа НК на самоопределение, которое может трактоваться заинтересованными сторонами по-своему, что создает широкое поле для маневра как сейчас, для усмирения «народного гнева по поводу предательского мира», так и в будущем, то есть через 10 лет, когда наступит час определения окончательного статуса Нагорного Карабаха.
А сейчас о «компенсации», которая будет получена сторонами конфликта за то, что они должным образом «вознаградят» «нетерпеливое ожидание» Вашингтона. На первом этапе, то есть примерно через три года, когда проблема Нагорного Карабаха потеряет свою конфликтную сущность во взаимоотношениях между Азербайджаном и Арменией, начнутся прямые переговоры по принятию всех трех южнокавказских стран в НАТО. Несмотря на то, что в НАТО есть «железное правило» не принимать в организацию государства, имеющие территориальные конфликты со своими соседями, США уже призывают к началу подобных переговоров с Грузией. Ну, во-первых, правила существуют для того, чтобы хотя бы иногда их нарушать. Ведь Великобритания до сих пор имеет территориальный спор с Испанией из-за Гибралтара, а Турция и Греция — из-за Кипра.
Во-вторых,
формально, в отличие от армяно-азербайджанского, территориально-этнические конфликты в Грузии являются внутригосударственными. Ведь Великобритания до сих пор имеет подобный не до конца урегулированный конфликт в Северной Ирландии.
Одним словом, как только исчезнет конфликтная сущность в армяно-азербайджанском конфликте, не станет никаких преград для принятия всех трех южнокавказских государств в НАТО. Выгода взаимная. Страны Южного Кавказа вовлекаются в сильную и стабильную международную систему безопасности. А Запад, и прежде всего США, продвинув свои «передовые отряды» до самой крайней границы Европы, начинают контролировать регион, который является связующим между Европой и Азией, Севером и Востоком. Кроме того, непосредственно под «неусыпным оком» США оказываются практически все основные энергосырьевые регионы мира.
На последующем этапе начинается превращение Южного Кавказа в цельную политико-экономическую единицу. То есть Армения вовлекается во все региональные международные организации, в первую очередь в ГУАМ, в реализацию глобальных проектов экономического характера, в том числе транскаспийского трубопровода.
После превращения Южного Кавказа в цельную политико-экономическую единицу, а на это уйдет примерно 10–15 лет, США обещают активно посодействовать принятию Азербайджана, Грузии и Армении в Евросоюз. Кстати, Евросоюзу также выгоден подобный ход событий. И вот почему…
Во-первых,
регион компактен, практически самодостаточен, имеет неплохо развитую инфраструктуру, высокий уровень образования населения, по большей степени со светским образом мышления, представляет интерес для Европы как в обеспечении энергетической безопасности, так в качестве жизненно необходимого транспортного коридора. Одним словом, после урегулирования конфликтов Европе намного выгоднее и безболезненнее интегрировать в свои ряды страны Южного Кавказа, чем Турцию.
Во-вторых,
да, сегодня Россия под напором Запада, прежде всего США, уступает свои позиции на Южном Кавказе. Однако это совсем не означает, что так будет продолжаться бесконечно. Россия сегодня уступает, при этом, однако, «набирается жира», прежде всего за счет того же Запада, который так нуждается в российских энергоносителях.
Россия не в состоянии выдержать открытую конфронтацию с Западом, прежде всего с США. Теоретически можно прибегнуть к «ядерному шантажу». Однако это значит поставить большой крест на перспективе «экономического процветания» России. Поэтому, скорее всего, Россия избрала тактику временной сдачи позиций, но с боем. Надо же как-то успокоить новорусских шовинистов. Однако, «накопив жиру», то есть, встав на ноги, прежде всего экономически, Россия, безусловно, попытается вернуться, а если быть точным, вернуть утерянные позиции. А для того, чтобы накопить «достаточно жиру» и начать новый «крестовый поход», при сохранении нынешних цен на энергоносители, по выкладкам специалистов, России необходимы именно эти 10–15 лет. Таким образом, жертвуя сегодня качеством, Россия предполагает получить на будущее выигрышную позицию, притом за счет нефтедолларов, которые потекут из Запада.
То есть, если в течение этих 10–15 лет Западу в лице Евросоюза не удастся взять под свое «крылышко» страны Южного Кавказа, то это сделает Россия. Одним словом, вопрос вовлечения стран Южного Кавказа, Украины, Молдовы в Евросоюз является вынужденным шагом для Европы, с точки зрения обеспечения собственной безопасности, в том числе энергетической.
Таким образом, к моменту, когда наступит необходимость определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, международные посредники будут иметь более чем серьезный аргумент в переговорах со сторонами конфликта — членство в Евросоюзе. В этом случае окончательный статус Нагорного Карабаха, по убеждению посредников, должен потерять ту значимость, который он имеет для сторон конфликта в данный момент. Логика проста. Какая разница, каков будет статус Нагорного Карабаха, если весь регион войдет в Евросоюз. Тем более, что такие страны, как Азербайджан, Армения и Грузия, не могут отказаться от хорошей жизни в полной безопасности.
Однако все вышеизложенное вполне реализуемо в качестве конечной цели мирного процесса, растянутого на 10–15 лет. И для того чтобы добиться этой цели, необходимо дать старт мирному процессу именно сегодня, то есть в 2006 году. Иначе время будет упущено как для нас, так и для Запада. Практически все эксперты сходятся в том, что в случае провала нынешних мирных переговоров придется взять длительный тайм-аут. К серьезным переговорам можно будет приступить только в начале 2009 года, то есть по завершении президентских выборов в Азербайджане. Притом, посредники будут иметь не такое уж большое окно. Только год. Ведь в 2010 году в Азербайджане должны состояться очередные парламентские выборы. То есть в этом случае Запад, прежде всего США, может не успеть завершить процесс полной интеграции стран Южного Кавказа в евроатлантические структуры до начала нового «крестового похода» России.
Вот почему Буш с «нетерпением» ждет от Ильхама Алиева последовательной деятельности в направлении достижения мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что схожее по содержанию послание получил и Кочарян…

Р.Миркадыров

Оценить статью
(0)