Ракетные испытания КНДР

Ракетные испытания КНДР

Ракетные испытания КНДР

Приведет ли запуск ракет КНДР к существенному изменению политики России в отношении Северной Кореи, возможно ли сближение позиций России и США по данному вопросу?

Этот вопрос «Евразийский Дом» задал Василию Михееву, доктору экономических наук, заместителю директора Института Дальнего Востока РАН:

- Думаю, что изменения, может быть, и не «существенные», но произойдут. В официальном заявлении МИД РФ от 5 июля выражено «серьезное беспокойство» по поводу северокорейских ракетных пусков, отмечено, что эти действия идут «вразрез с ожиданиями международного сообщества», «ставят под угрозу свободу международного судоходства», нарушают «общепринятую мировую практику в отношении предупреждения о пусках ракет».

Российский МИД давно не высказывался столь жестко в отношении КНДР.

Действительно, ракетные упражнения Пхеньяна ставят Москву в неудобное положение накануне Саммита «Восьмерки». И дело не только в том, что в сложившихся обстоятельствах Москве будет очень сложно сохранять прежнее, весьма спокойное отношение к Северной Корее. В этом смысле можно говорить о некотором сближении позиций России и США по Северной Корее.

Но дело еще и в том, что «северокорейский сюжет» может перефокусировать внимание участников Саммита с той повестки дня, которую предложила Россия (вопросы энергетики, экологии, образования), на северокорейские проблемные сюжеты.

Запуск ракет без предупреждения и вероятное падение их обломков в российских территориальных водах создает прямую угрозу безопасности российских граждан, которые могут оказаться в роли случайных жертв северокорейских «военных игр».

Отсюда и выраженная в заявлении МИД готовность России — в сложившихся условиях — к совместным действиям с другими участниками переговоров по северокорейской ядерной программе.

Другое дело — как сильно Россия изменит свою позицию. В заявлении МИД обращает на себя внимание призыв «к сдержанности», направленный Пхеньяну. Но, видимо, не только к Пхеньяну, но и к тем участникам переговоров в формате «Пекинской шестерки», которые выступают за жесткие санкции против КНДР. В этом контексте обращают на себя внимание и осторожные заявления российских военных о том, что прямых угроз безопасности России эти ракетные пуски не создали.

В целом возникает очередная ситуация, когда Россия может изменить свою пассивную политику по отношению к северокорейской ядерной проблеме и попытаться использовать опыт сотрудничества мировых лидеров по Ирану, когда России, США и Китаю, вместе с другими участниками переговоров, удалось выработать консолидированную позицию.

Такая консолидация нужна и в вопросе ядерного разоружения Северной Кореи. И нынешняя «ракетная ситуация» создает дополнительные условия для объединения усилий «пятерки».

Евразийский Дом: «Как запуск ракет может повлиять на позицию России по формированию зоны безопасности в этом регионе: за основу будет взят проект по формированию зоны безопасности в Северо-Восточной Азии в составе Россия — США — Япония, либо Россия, учитывая интересы Китая, попытается сделать ставку на ШОС?»

Во-первых, несмотря на первую эмоциональную реакцию, сам по себе запуск северокорейских ракет не создает качественно новой ситуации в СВА и по этой причине не окажет какого-либо знакового влияния на позицию России по вопросам безопасности в СВА.

Во-вторых, сферой деятельности ШОС является Центральная Азия, а в СВА пока лишь формируется новый «формат безопасности» в рамках шестисторонних переговоров по Северной Корее, в которых участвуют и Россия, и Китай, и США, и Япония, и Южная Корея. При этом Китай и отчасти Южная Корея активно выступают в пользу превращения этого шестистороннего форума в институт решения более широкого круга проблем безопасности в СВА. Хотя для этого, конечно, потребуется время.

Исходя из сказанного, интересам России отвечает движение параллельно по двум векторам: по вектору ШОС — в целях обеспечения безопасности в Центральной Азии, и по вектору «Пекинская шестерка» — в интересах безопасности в СВА.

Ракетные испытания дают новый импульс к активизации сотрудничества России, США, Китая, равно как Японии и Южной Кореи в вопросах безопасности в СВА. Другое дело, что этот импульс надо еще и эффективно использовать. Это и есть задача практической дипломатии.

Оценить статью
(0)